НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Республики Карелия от 10.12.2020 № А26-10324/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 декабря 2020 года

Дело №

А26-10324/2019

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В.,

рассмотрев 02.12.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гранланд» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2020 по делу                         № А26-10324/2019,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Гранланд», место нахождения: 185001, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство), о признании недействительным пункта 2 приказа Министерства от 21.12.2017     № 2162 (в редакции приказа от 19.12.2018 № 2264) в части установления для Общества размера разового платежа за пользование недрами, равного                       3 254 317 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 10.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2020 данное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 10.03.2020 и постановление от 20.08.2020, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявления.

Податель жалобы считает, что суды не учли приведенные Обществом доводы о неверном расчете Министерством размера разового платежа за пользование недрами, выполненном с учетом забалансовых запасов месторождения.

Стороны извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, приказом Министерства от 21.12.2017 № 2162 Обществу предоставлено право пользования недрами на месторождении Гранитное, расположенном на территории Лахденпохского муниципального района, для разведки и добычи строительного камня с целью производства щебня на срок до 30.12.2042; Отделу геологии и лицензирования предписано оформить и выдать Обществу лицензию в установленном законом порядке.

Пунктом 2 названного приказа установлен размер разового платежа за пользование недрами, равный 4 114 262 руб. согласно приложению.

Обществу выдана лицензия серии ПТЗ № 80434 ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча строительного камня на месторождении Гранитное для производства щебня, сроком действия до 30.12.2042.

Ссылаясь на то, что в расчете разового платежа за пользование недрами Министерством использована стоимость щебня, а не строительного камня, и в связи с этим неверно определена сумма этого платежа, Общество обратилось в арбитражный суд в рамках дела № А26-609/2018 с заявлением о признании пункта 2 приказа от 21.12.2017 № 2162 недействительным.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 по указанному делу требования Общества были удовлетворены, пункт 2 приказа Министерства от 21.12.2017 № 2162 в части установления размера разового платежа за пользование недрами признан недействительным.

Приказом Министерства от 19.12.2018 № 2264 размер разового платежа за пользование недрами по лицензии ПТЗ 80434 ТЭ на месторождении Гранитное установлен в сумме 3 254 317 руб.

Общество, полагая, что расчет названного платежа произведен Министерством неверно и необоснованно завышен за счет включения в объем запасов полезных ископаемых запасов, учтенных в качестве «забалансовых» запасов, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Суды первой и апелляционной инстанций не установили наличия правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.

Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применение судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.

В соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Разовые платежи за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов, устанавливаются в лицензии в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.   

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009                 № 94 утверждены Правила определения размера разовых платежей за пользование недрами на  участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов (далее – Правила).

Согласно пунктам 3, 4 Правил минимальный размер разового платежа рассчитывается по формуле, одним из элементов которой является расчетная величина суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации (среднегодовую добычу полезного ископаемого).

Расчетная величина суммы налога определяется по формуле, включающей стоимость единицы добытого полезного ископаемого, среднегодовую мощность добывающей организации и базовую ставку налога на добычу полезных ископаемых.

Согласно пункту 5 Правил среднегодовая мощность добывающей организацией (среднегодовая добыча полезного ископаемого) при наличии технико-экономического обоснования для участков недр, содержащих учтенные в государственном балансе запасов полезных ископаемых запасы твердых полезных ископаемых, - по материалам технико-экономических обоснований, прошедших государственную экспертизу и утвержденных в установленном порядке, как отношение объема запасов к сроку разработки месторождения.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что при расчете минимального размера разового платежа учитываются запасы полезных ископаемых всех категорий, а также ресурсы полезных ископаемых (за исключением установления факта открытия месторождения полезных ископаемых, внесения изменений в лицензии на пользование недрами в части установления возможности добычи попутных полезных ископаемых).

Как установили суды и подтверждается материалами дела, расчет размера разового платежа произведен Министерством на основании материалов технико-экономических обоснований, заключения от 23.05.2017               № 16-17 экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения о запасах гранитов месторождения Гранитное (строительного камня для производства щебня), расположенного на территории Лахденпохского муниципального района Республики Карелия, утвержденного приказом Министерства от 16.06.2017 № 1106, исходя из указанных в названной документации объемов запасов полезных ископаемых, поставленных на балансовый учет, что соответствует пунктам 5 и 6 Правил.

Доводы подателя жалобы со ссылкой отнесение части запасов полезных ископаемых месторождения Гранитное к группе «забалансовых» были исследованы судами и мотивированно ими отклонены.

Согласно пункту 9 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2012 № 265, по твердым полезным ископаемым учету на государственном балансе подлежат как балансовые (экономические), так и забалансовые (потенциально экономические) ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов.

В соответствии с пунктом 7 Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.02.2006 № 278 (далее - Классификация) к балансовым (экономическим) запасам относятся запасы, разработка которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически эффективна в условиях конкурентного рынка при использовании техники, технологии добычи и переработки минерального сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды.

К забалансовым (потенциально экономическим) относятся две категории запасов - запасы, разработка которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически не эффективна (убыточна) в условиях конкурентного рынка из-за низких технико-экономических показателей, но освоение которых становится экономически возможным при изменении цен на полезные ископаемые, появлении оптимальных рынков сбыта или новых технологий (1), и запасы, отвечающие требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно в связи с расположением в пределах водоохранных зон, населенных пунктов, сооружений, сельскохозяйственных объектов, заповедников, памятников природы, истории и культуры (2).

Тем же пунктом Классификации предусмотрено, что забалансовые запасы подсчитываются и учитываются в случае, если технико-экономическими расчетами установлена возможность их последующего извлечения или целесообразность попутного извлечения, складирования и сохранения для использования в будущем.

В данном случае как установили суды, объемы запасов месторождения Гранитное, отнесенные в государственном учете к группе «забалансовые», и на необходимость исключения которых указывает Общество, определены в качестве таковых в связи с их расположением на землях сельскохозяйственного назначения, в отношении которых экспертной комиссией установлена возможность их последующего извлечения после перевода земель в земли иных категорий.

При таком положении суды обоснованно посчитали, что эти запасы правомерно учтены Министерством при расчете суммы разового платежа за пользование недрами.

Суды проверили расчет суммы разового платежа, указанного в пункте 2 приказа от 19.12.2018 № 2264, и признали его соответствующим требованиям Правил.

С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.

При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.

При таком положении кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2020 по делу № А26-10324/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гранланд» - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.В. Чуватина

Судьи

А.В. Кадулин

И.В. Сергеева