НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Республики Карелия от 10.08.2017 № А26-4144/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 августа 2017 года

Дело №

А26-4144/2016

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,

            при участии от государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) Пошариной Д.Н. (доверенность от 14.04.2017), от федерального государственного бюджетного учреждения науки Института биологии Карельского научного центра Российской академии наук Ленковой Н.А. (доверенность от 03.04.2017), Чебышевой В.В. (доверенность от 03.10.2016), от федерального государственного бюджетного учреждения «Российской фонд фундаментальных исследований» Ленковой Н.А. (доверенность от 27.04.2017),

            рассмотрев 07.08.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.12.2016 (судья
Васильева Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017 (судьи Лущаев С.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу
№ А26-4144/2016,

установил:

            Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт биологии Карельского научного центра Российской академии наук, место нахождения: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Пушкинская ул.,
д. 11,  ОГРН 1021000544234, ИНН 1001029702 (далее – Институт), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлениями о признании недействительным решения государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное), место нахождения: 185910, Республика Карелия,
г. Петрозаводск, Лыжная ул., д. 2-Б, ОГРН 1161001054070, ИНН 1001309749 (далее – Управление), от 09.02.2016 № 11 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

            В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 15.06.2016 Арбитражный суд города Республики Карелия приостановил производство по настоящему делу до вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу № А26-2128/2016.

Определением от 22.11.2016 производство по делу возобновлено.

Определением от 16.06.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский фонд фундаментальных исследований», место нахождения: 119991, Москва, Ленинский пр., д. 32А, ОГРН 1037739411489, ИНН 7736064976 (далее – Учреждение).

Решением суда первой инстанции от 29.12.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.04.2017, требования Института удовлетворены, решение Управления от 09.02.2016 № 11 признано недействительным как противоречащее Федеральному закону от 24.07.2009
№ 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ); суд обязал Управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Института.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 29.12.2016 и постановление от 05.04.2017, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Института.

По мнению подателя жалобы, «компенсация трудозатрат грантополучателя» облагается страховыми взносами, Институт неправомерно не включил указанные выплаты в базу для начисления страховых взносов; ссылка суда апелляционной инстанции на правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2016
№ 306-КГ16-10328, несостоятельна. Также Управление в обоснование своей позиции ссылается на положения Федерального закона от 04.05.1999 № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители Института и Учреждения возражали против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Управление провело в отношении Института выездную проверку с целью контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование соответственно в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период 01.01.2012 – 31.12.2014, по результатам которой 30.12.2015 составило акт № 127 и с учетом возражений плательщика страховых взносов 09.02.2016 вынесло решение № 11 о привлечении его к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Указанным решением Институт привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, в виде взыскания
56 066 руб. 10 коп. штрафа, Институту начислено 5917 руб. 47 коп. пеней, доначислено 280 330 руб. 48 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

В ходе проверки Управление сделало вывод о невключении Институтом в нарушение положений части 1 статьи 7, части 1 статьи 8, части 3 статьи 15 Закона № 212-ФЗ в базу, на которую начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, 1 568 016 руб. 04 коп., выплаченных за счет гранта в пользу физических лиц в рамках заключенных с ними гражданско-правовых договоров.

Не согласившись с решением Управления, Институт оспорил их в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций заявленные Институтом требования удовлетворили, указав, что спорные выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Управления.

В пункте 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ указано, что лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а», «б» пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а», «б» пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.

В статье 9 Закона № 212-ФЗ приведен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В статье 16 ТК РФ указано, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также назначения на должность и утверждения в должности.

Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996
№ 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» гранты - это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Как следует из материалов дела, основанием выплаты грантополучателю денежных средств являлся трехсторонний договор, заключенный Учреждением с одной стороны, гражданами Российской Федерации, объединившимися в научный коллектив (грантополучатель), и Институтом с другой стороны.

Учреждение создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.04.1992 № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации», его основной целью является поддержка инициативных научных проектов.

В соответствии с пунктом 18 действовавшего в проверяемый период устава Учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2012 № 133, Учреждение в рамках государственного задания проводит отбор и финансирование научных и научно-технических программ и проектов по различным направлениям.

Решением бюро Совета Учреждения от 29.01.2014 утверждены правила организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Учреждением, в соответствии с которыми грантополучатель – физическое лицо, коллектив физических лиц, получившие грант по результатам конкурса; организация – юридическое лицо, предоставляющее грантополучателям условия для выполнения научных проектов, которые поддержаны Учреждением, заключившее договор с грантополучателем и Учреждением.

Судами установлено, что коллективами ученых, получивших поддержку Учреждения и гранты на выполнение проектов, в качестве организации был выбран Институт.

Учреждением, гражданами, объединившимися в научный коллектив (грантополучателем), и Институтом были заключены трехсторонние договоры.

Судами учтено, что в соответствии с условиями данных договоров Учреждение обязалось по поручению грантополучателя перечислить грант на счет Института. Институт обязался принять на свой счет грант, выделенный Учреждением грантополучателю, и по поручению последнего осуществлять платежи и выдачу наличных денежных средств в соответствии с перечнем допускаемых расходов.

Суды приняли во внимание, что в соответствии с пунктом 5.2 трехсторонних договоров между Институтом и грантополучателем в связи с выполнением проекта не возникают трудовые отношения.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к обоснованному выводу о том, что выплаченные Институтом в пользу грантополучателей суммы не предусмотрены условиями трудовых договоров, не относятся к выплатам, связанным с выполнением работником своих трудовых обязанностей.

Суды, указав, что спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для их начисления, обоснованно удовлетворили требования Института.

Довод подателя жалобы о необоснованности ссылки апелляционного суда в постановлении на правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2016 № 306-КГ16-10328, судом кассационной инстанции отклоняется.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, сводятся к иной оценке установленных судами фактических обстоятельств.

Всем доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.

Кассационная инстанция не усматривает нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

            решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.12.2016  и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017  по делу № А26-4144/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

С.В. Соколова

Судьи

О.Р. Журавлева

Ю.А. Родин