НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Республики Башкортостан от 30.03.2006 № 340/А07-51056/05-А-ГРА

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений арбитражного суда,

не вступивших в законную силу

г.Уфа

«30» марта 2006 г.                                        Дело № 340/А07-51056/05-А-гра

резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2006г.

полный текст постановления изготовлен 31.03.2006г. 

Апелляционная инстанция Арбитражного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи:  С.А. Бобровой, 

судей: С.Л. Чернышовой,   в.и.султанова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гараевой А.Ф.,  

рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу

ИФНС РФ по Калининскому району г.Уфы

на решение  Арбитражного суда Республики Башкортостан

от 09.02.2006г. по делу № А07-51056/05-А-ГРА

по заявлению ИФНС РФ по Калининскому району г.Уфы

к ОАО «Уфамолагропром»

о  взыскании 300 руб. штрафных санкций

при участии в судебном заседании:

от ОАО «Уфамолагропром» –  Хазиев А.М. по дов. № 111-ЮО от 01.02.2006г.

от ИФНС РФ по Калининскому району г.Уфы – Валиева И.В. по дов.№ 2555/14 от 11.01.2006г.                                         

         В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилась ИФНС РФ по Калининскому району г.Уфы (далее налоговый орган, инспекция) с заявлением о взыскании с ОАО «Уфамолагропром» (далее Общество) 300 руб. суммы штрафных санкций

         Решением Арбитражного суда РБ от 09.02.2006г. (судья Гаврикова Р.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

С вынесенным решением  ИФНС РФ по Калининскому району г.Уфы не согласилась и обжаловала его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции от 09.02.2006г. отменить, взыскать с ОАО «Уфамолагропром» 300 руб. штрафных санкций за несвоевременное представлений деклараций по налогу на рекламу за 1, 2 и 3 кварталы 2004 года.  в апелляционной жалобе указывает на то, что ссылка суда на ст.12 НК РФ, 5 абзац которой предусматривает, что при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, иные элементы налогообложение по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ, повлекла применение закона, не подлежащего применению, поскольку статья 12 Налогового кодекса Российской Федерации вводиться в действие со дня принятия утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

ОАО «Уфамолагропром» отзыв на апелляционную жалобу не представило. 

Проверив законность судебного акта в порядке ст.ст.258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения с изменением мотивировочной части.

Как следует из материалов дела, ОАО «Уфамолагропром» 31.05.2005г. представило в налоговый орган декларации по налогу на рекламу за 1, 2, 3 кварталы 2004 год.

В ходе камеральной проверки представленных Обществом деклараций налоговая инспекция установила, что Общество нарушило сроки их представления.

По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом приняты решения от 22.06.2005г. № 2304, № 2305, № 2306 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п.2 ст.119 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 100 руб. по каждому решению.

На основании вышеуказанных решений инспекция направила налогоплательщику требования № 972, № 973, 974 об уплате налоговой санкции от 25.06.2005г., установив срок для добровольной уплаты – 05.07.2005г.

Поскольку Общество добровольно не исполнило данные требования, налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика штрафа в сумме 300 руб.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что согласно абзацу 5 статьи 12 НК РФ при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. иные элементы налогообложение по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации не относит к компетенции  представительных органов муниципальных образований при введении местных налогов определение такого элемента, как налоговый период. Следовательно, налоговый период по налогу на рекламу в соответствии со ст.55 НК РФ по общему правилу равен одному году, в связи с чем, у Общества отсутствовала обязанность представлять в налоговые органы налоговые декларации за 1-3 кварталы 2004 года.

Однако судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 21 Закона РФ от 27.12.1991г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налог на рекламу отнесен к местным налогам.

Налоговым кодексом Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ (в ред.от 23.12.2003г.) установлено, что статья 12 вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст.32.1 Федерального закона от 05.08.2000г. № 118-ФЗ).

Закон РФ от 27.12.1991г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» утратил силу с 01 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29.07.2004г. № 95-ФЗ.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции применил статью 12 НК РФ, которая не подлежала применению в 2004 году, поскольку введена в действие лишь с 01.01.2005г.

Согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налог на рекламу устанавливаться решениями районных и городских представительных органов власти и зачисляется в районные бюджеты районов, городов, либо по решению районных и городских органов государственной власти – в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. До отмены указанного Закона данный закон действует в части не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 17 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает общие условия установления налогов и сборов. Согласно ч.1 ст.17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии с законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Федеральным законом от 18.07.1995г. № 108-ФЗ «О рекламе», Налоговым кодексом Российской Федерации, Советом муниципального образования Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан принято решение № 5/4 от 27.11.2003г., которым было утверждено Положение «О налоге на рекламу» (далее Положение). Данным Положением установлены все существенные элементы налогообложения, сформулированные в п.1 ст.17 НК РФ. Согласно разделу VIII Положения налоговым периодом для организаций признается квартал. В силу п.4 раздела IX Положения налогоплательщики по истечении налогового периода обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию не позднее срока сдачи квартальной бухгалтерской отчетности.

Однако ОАО «Уфамолагропром» декларации по налогу на рекламу за 1-3 кварталы 2004 года представлены в налоговый орган лишь 31.05.2005г.

Ответственность за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации предусмотрена п.2 ст.119 НК РФ.

Согласно п.2 ст.119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, закаждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Материалами дела подтверждается нарушение срока представления декларации, а, следовательно, в действиях общества имеется состав налогового правонарушения, установленного п.2 ст.119 НК РФ.

Однако согласно налоговым декларациям за 1, 2 и 3 кварталы 2004 года, у Общества отсутствовал объект обложения налогом на рекламу, таким образом, размер штрафа не может быть определен в процентах от суммы налога, а п.2 ст.119 НК РФ не содержит условия о минимальном размере штрафа.

В связи с изложенным, в случае, если организация по истечении 180 дней после установленного законодательством о налогах срока не предъявила налоговую декларацию по налогу на рекламу, по которой налог, причитающийся к уплате, равен нулю, налоговая санкция, предусмотренная п.2 ст.119 НК РФ не применяется.

При таких обстоятельствах требование налогового органа о взыскании с ОАО «Уфамолагропром» штрафа в сумме 300 руб. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция

ПОСТАНОВИЛА:

Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.02.2006г. по делу № А07-51056/05-А оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в силу с момента принятия и может быть обжаловано в порядке статей  275, 276 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья                                       С.А.Боброва       

Судьи                                                                           С.Л.Чернышова  

В.И.Султанов