П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
апелляционной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений арбитражного суда,
не вступивших в законную силу
г.Уфа
«10» апреля 2006г. Дело № 1433/А07-33390/04-А-СЛА/КРК
резолютивная часть постановления объявлена 28.03.2006г.
полный текст постановления изготовлен 10.04.2006 г.
Апелляционная инстанция Арбитражного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи С.Л. Чернышовой
судей: С.А. Бобровой, Э.М.Маликовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гараевой А.Ф.
при участии в заседании:
от ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы – ФИО1 – начальник юротдела по дов от 11.01.2006г.
от ООО «Шаман» – ФИО2 – представитель по дов от 25.01.2006г.
рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции ФНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы
на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан
от 17.08.05г. по делу № А07-33390/04-А-СЛА/КРК
по заявлению ООО «Шаман»
к ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы
о признании незаконным отказа инспекции произвести возврат налога.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось ООО «Шаман» с заявлением о признании незаконным отказа ИФНС РФ по Октябрьскому району г. произвести возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в федеральный бюджет в размере 1 788 455 руб. и в республиканский бюджет в размере 5 660 000 руб. и обязании инспекции произвести возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в федеральный бюджет в размере 1 788 455 руб. и в республиканский бюджет в размере 5 660 000 руб.
В ходе рассмотрения дела заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования и просил признать незаконным отказ ИМНС РФ по Октябрьскому району г.Уфы произвести возврат ООО «Шаман» суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в федеральный бюджет в размере 76 910 руб. и в республиканский бюджет в размере 2 236 910 руб.
Решением Арбитражного суда РБ от 27 января 2005 года требования заявителя были удовлетворены частично: признан недействительным (незаконным) отказ инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г.Уфы произвести возврат ООО «Шаман» суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 720 000 руб.; в остальной части иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2005 года решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения, и дело в указанной части передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд РБ в коллегиальном составе судей. При этом судом кассационной инстанции указано на необходимость проверки довода общества, как изменение ставок налога на игорный бизнес реально влияло на экономическое состояние этого субъекта малого предпринимательства в течение первых четырех лет работы, как он формировал себестоимость, и были ли объективно нарушены его экономические права.
При новом рассмотрении дела представитель заявителя в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил свои требования, и просил суд признать незаконным отказ Инспекции ФНС РФ по Октябрьскому району г.Уфы произвести возврат ООО «Шаман» суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 720 000 руб. ( т.3 л.д. 27-29).
Решением Арбитражного суда РБ от 17.08.05г. требования ООО «Шаман» удовлетворены. Отказ ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы произвести возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 720000 руб признан незаконным.
При этом согласно указаниям суда кассационной инстанции судом первой инстанции исследован вопрос формирования себестоимости в первые 4 года работы Общества и суд пришел к выводу о том , что позиция Инспекции о том , что введение главы 29 НК РФ не ухудшает положение налогоплательщика , является необоснованной. Также суд исходил из правомерности требований налогоплательщика при наличии факта излишней уплаты налога.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.10.2005г. решение суда оставлено без изменения. При этом апелляционной инстанции указано , что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствовал нормам материального и процессуального права.
Постановлением суда кассационной инстанции от 06.02.2006 года постановление апелляционной инстанции отменено и дело передано на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию. В постановление ФАС УО указано , что суды первой и апелляционной инстанций на основании изучения данных , представленных Обществом , по формированию себестоимости в течении первых 4 лет его работы установили , что Общество правомерно воспользовалось льготой , закрепленной в ст. 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.1995г. № 88 –ФЗ , что изменения налогового законодательства создали ухудшение деятельности Общества.
Однако, указанные выводы явились недостаточно обоснованными , поскольку , как указал ФАС УО, в материалах дела имеются данные налогового органа, из которых следует, что Общество представляло сведения о суммах налога, уплаченного в региональный бюджет , не соответствующие действительности и указанному доводу судом апелляционной инстанции не дана соответствующая оценка, в связи с чем дело и было передано на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
Как следует из материалов дела, ООО «Шаман», считая, что им произведена излишняя уплата налога на игорный бизнес, обратилось в инспекцию МНС РФ по Октябрьскому району г.Уфы с заявлением от 26.07.2004 года о возврате излишне уплаченного налога в сумме 7 448 455 руб. за период ноябрь 2001года – май 2004 года , в том числе в федеральный бюджет – 1 788 455 руб. и в республиканский бюджет – 5 660 000 руб.
Инспекция МНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы письмом от 02.09.2004 года № 00507/15859 отказала в удовлетворении заявления со ссылкой на непредставление уточненных деклараций в порядке ст. 81 НК РФ.
Изложенные обстоятельства послужили основанием заявления ООО «Шаман» по настоящему делу.
Удовлетворяя уточненные требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что ООО «Шаман» относится к субъектам малого предпринимательства согласно ст.3 Федерального закона №88-ФЗ от 14.06.1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».
Общество с ограниченной ответственностью «Шаман» зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением администрации Октябрьского района г.Уфы от 07.12.2000 года № 2237, имеет свидетельство о государственной регистрации № 7988.
Деятельность по организации игорного бизнеса производится им с момента получения лицензии с ноября 2001 года.
В указанный период действовал Федеральный закон «О налоге на игорный бизнес» от 31.07.1998 года № 142-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 12.02.2001 года № 8-ФЗ, от 27.12.2002 года № 182-ФЗ с изменениями, внесенными определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 года № 69-О), согласно п. 1 ст. 5 которого минимальный размер ставки налога за каждый игровой стол был установлен в размере 200 минимальных размеров оплаты труда.
Пункт 2 статьи 5 названного Федерального закона предусматривал, что конкретные единые размеры ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации, превышающие минимальные размеры ставок налога, установленные пунктом 1 настоящей статьи, определяются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 31.07.1998 года № 142-ФЗ предусматривал, что при отсутствии нормативного акта субъекта Российской Федерации, определяющего конкретные размеры ставок налога, для его исчисления и уплаты применяются минимальные размеры ставок налога, установленные пунктом 2 настоящего закона.
Закон Республики Башкортостан «О ставках налога на игорный бизнес в Республике Башкортостан» № 241-з был принят 30 июля 2001 года, согласно которого ставка налога за каждый игровой стол была установлена в размере 400 минимальных размеров оплаты труда.
Глава 29 Налогового кодекса РФ «Налог на игорный бизнес» введена в действие с 01.01.2004 года, согласно которой налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации за один игровой стол в размере от 25 000 до 125 000 руб..
Законом Республики Башкортостан «О налоге на игорный бизнес» от 04.11.2003 года № 30-з, налоговая ставка за один игровой стол установлена в размере 60 000 руб.
Факт уплаты налога ООО «Шаман» за период с ноября 2001 года по июнь 2004 года по действовавшим в соответствующем налоговом периоде ставкам налога в общей сумме 9 160 000 руб., в том числе в федеральный бюджет в сумме 3 500 000 руб. и в республиканский бюджет в сумме 5 660 000 руб. подтверждается представленными доказательствами и не отрицается налоговым органом.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 88 –ФЗ «О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в РФ» , в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса РФ налоговая ставка относится к элементам налогообложения.
Поскольку изменение налогового законодательства, а именно увеличение налоговой ставки создает менее благоприятные условия для ООО «Шаман», как субъекта малого предпринимательства, то налогоплательщик вправе в течение первых четырех лет своей деятельности уплачивать налог на игорный бизнес в том же порядке, который действовал на момент его государственной регистрации.
В соответствии с указанием суда кассационной инстанции суд первой инстанции исследовал представленные заявителем данные по формированию себестоимости в течение первых четырех лет работы ООО «Шаман» за 2001-2004 годы и пришел к выводу, что изменение ставок налога на игорный бизнес реально повлияло на экономическое состояние ООО «Шаман». Себестоимость увеличилась в два раза, что повлекло уменьшение спроса со стороны потребителей услуг (клиентов).
Соответственно выводы инспекции о том, что введение в действие гл.29 НК РФ само по себе не ухудшает положение налогоплательщика, являются необоснованными.
При таких обстоятельствах довод заявителя об излишней уплате налога на игорный бизнес соответствует ст. 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» № 88-ФЗ от 14.06.1995 года с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 года № 11-П.
Доводы ответчика о том, что то общество неправомерно ссылается на ст.9 Федерального Закона №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» в период с ноября 2001 года по декабрь 2002 года судом также отклоняются, как основанные на неправильном толковании указанного закона и Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 года № 11-П.
Судом сделан правильный вывод о том, что в течение оспариваемых налоговых периодов ООО «Шаман» было обязано уплачивать налог на игорный бизнес в соответствии с Законом Республики Башкортостан № 241-з от 30.07.2001года, принятым на основании п. 2 ст. 5 Федерального закона «О налоге на игорный бизнес».
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей.
В соответствии с пунктами 7, 8 названной статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Как следует из дополнения Инспекции к апелляционной жалобе от 12.10.2005 года налоговый орган указал следующее : согласно выписке о движении денежных средств по расчетному счету ОО «Шаман» в марте 2004 года на расчетный счет Общества поступило 671 623 руб , а по данным Общества , указанным в таблице № 497 650100 руб , в апреле 2004года поступило 418 230 руб , а по данным таблицы 414220 руб , в мае 2004 года поступило 418 230 руб , а по данным таблицы 398 420 руб. В связи с чем налоговый орган сделал вывод о том , что в суд были представлены данные о выручке ООО «Шаман» несоответствующие действительности , что по его мнению ставит под сомнение достоверность всех данных , приведенных в таблице.
При новом рассмотрении апелляционной инстанцией было предложено представить налоговому органу пояснения о взаимосвязи себестоимости и выручки с определением суммы налога на игорный бизнес , а также представить доказательства недостоверности всех данных , указанных в таблице № 497 . ООО «Шаман» было предложено представить пояснения по имеющимся расхождениям , указанным налоговым органом.
Кроме того, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы сторонам неоднократно предлагалось составить акт сверки по сумме уплаченного налога на игорный бизнес за период с ноября 2001 года по 2005 год , конкретизировав сумму налога за период январь-май 2004 года ( согласно заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога за указанный период ) .
Из представленных Инспекцией пояснений от 20.03.06г. № 004-13/8140 следует, что установить взаимосвязь себестоимости по реализации услуг по игорному бизнесу и суммы выручки, поступающей от данной деятельности, не представляется возможным, поскольку суммовые характеристики данных категорий законодательством в зависимость друг от друга не поставлены. Данные категории также не влияют и на исчисление налога на игорный бизнес, поскольку объектом обложения по нему является единица игрового оборудования, при исчислении налога себестоимость и выручка не участвуют.
Инспекция также указывает на несоответствие данных, содержащихся в таблице № 497 действительности. Суммы исчисленного и уплаченного Обществом налога этим показателям не соответствуют. Согласно выписке банка суммы денежных средств, поступивших на расчетный счет Общества в отдельные периоды (март-май 2005г.) не соответствуют суммам выручки, указанным Обществом в таблице № 497.
Данный довод Инспекции судом апелляционной инстанции отклоняется поскольку указанное расхождение образуется в результате того, что на расчетный счет Общества поступали денежные средства , образованные от зачисления выручки от игорного бизнеса, а также торговая выручка , полученная от реализации продукции через розничную торговлю ( а именно : через буфет) . Указанные обстоятельства подтверждаются и расшифровкой поступивших сумм , представленных банком налогоплательщика.
Однако , решение суда о признании незаконным отказа инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г.Уфы произвести возврат ООО «Шаман» суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 720 000 руб подлежит изменению в части определения суммы подлежащей к возврату , так как выводы суда сделаны без учета фактических обстоятельств дела.
Судом первой инстанции правомерно определено , что за период с ноября 2001 г. по июнь 2004г. Общество обязано было уплачивать налог на игорный бизнес по ставке 400 минимальных размеров оплаты труда за каждый игровой стол . В силу ст. 9 ФЗ « О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства» на Общество не распространяется установленная ст. 369 НК РФ и ст. 2 Закона РБ «О налоге на игорный бизнес» с 01.01.2004года ставка налога на каждый игровой стол в размере 60 000 руб.
Судом первой инстанции в решениях от 27.01.2005г. и от 17.08.2005г. период, за который подлежит возврату сумма излишне уплаченного налога , определен январь- июнь 2004 года. Соответственно сумма излишне уплаченного налога составила 720 000 руб ( 6 мес * 6 игровых столов * 20 000 руб)
Однако , из материалов дела следует , что Общество обратилось с заявлением в налоговый орган определив период , в котором произведена излишняя уплата налога , с ноября 2001 года по май 2004 года ( т.1 л.д. 13-16) . Аналогичный период указан в исковом заявлении , поданным в Арбитражный суд РБ 24.09.2004г.
С учетом указанного обстоятельства период , за который была произведена излишне уплаченная сумма налога и за который имеется обращение налогоплательщика , - январь - май 2004 года , в связи с чем сумма излишне уплаченного налога составляет 600 000 руб ( 5 мес * 6 игровых столов * 20 000 руб).
Как видно из представленных документов по уплате налога ( платежные поручения, акт сверки расчетов) за данный период недоимка у налогоплательщика по уплате налога в республиканский бюджет отсутствовала , в связи с чем оснований для отказа в возврате указанной суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в республиканский бюджет за период январь- май 2004 года у налогового органа не имелось.
При таких обстоятельствах , требования ООО «Шаман» ( согласно уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ) подлежат удовлетворению частично в сумме 600 000 руб., соответственно решение суда подлежит изменению так как выводы не соответствуют обстоятельствам дела .
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу № А07-33390/04-А-СЛА/КРК от 17.08.05г. - изменить.
Требования ООО «Шаман» удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г.Уфы ( в настоящее время ИФНС РФ по Октябрьскому району г.Уфы) произвести возврат ООО «Шаман» суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 600 000 руб. за период январь- май 2004 года.
В остальной части требований отказать.
Постановление вступает в силу с момента принятия и может быть обжаловано в порядке статей 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
С.А. Боброва