НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Республики Башкортостан от 09.11.2006 № 1455/А07-15737/06А-ЧМА

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений арбитражного суда,

не вступивших в законную силу

г.Уфа

«09» ноября 2006 г.                                                   Дело № 1455/А07-15737/06А-ЧМА

резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2006г.

полный текст постановления изготовлен 14.11.2006г.

Апелляционная инстанция Арбитражного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи  С.А. Бобровой,

судей  С.Л. Чернышовой, Г.А. Давлеткуловой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кинзиной Т.А.,  

рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу

ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» 

на решение  Арбитражного суда Республики Башкортостан

от 13.09.2006г. по делу № А07-15737/06-А-ЧМА

по заявлению МРИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по РБ

к ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» 

о взыскании 322 014,67 руб.  

при участии в заседании:

от МРИ ФНС РФ по КН по РБ – Гаймалеев Д.Р., доверенность № 220/003 от 11.01.2006г.;

от ОАО «УМПО» - Штоль А.А., доверенность № 26/27-180 от 05.07.2006г., Штоль А.А., доверенность № 26/27-179 от 05.07.2006г.

В Арбитражный суд  Республики Башкортостан обратилась Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее – Инспекция, налоговый орган) с заявлением о взыскании с ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (далее – ОАО «УМПО», Общество) процентов за пользование бюджетными средствами в сумме 322 014,67 руб.

     Решением Арбитражного суда РБ от 13.09.2006г. (судья Чаплиц М.А.) требования Инспекции удовлетворены.

         С вынесенным судебным актом ОАО «УМПО» не согласилось по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и в удовлетворении заявленных Инспекцией требований отказать.

МРИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по РБ представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Инспекция отклонила доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Законность вынесенного решения проверена судом апелляционной инстанции  в порядке ст.ст.258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации.

Как следует  из материалов дела, решением ИМНС РФ по Калининскому району г.Уфы от 02.11.2001г. № 10 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999г. № 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом», постановлением Правительства РФ от 23.05.2001г. № 410 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 03.09.1999г. № 1002», а также постановлением Кабинета Министров РБ от 24.09.2001г. № 244 «О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров РБ от 23.12.1999г. № 389 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням перед республиканским и местным бюджетами юридических лиц и филиалов, исполняющих обязанности этих юридических лиц по уплате налогов и сборов» ОАО «УМПО» было предоставлено право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам по федеральным, региональным и местным налогам на сумму 1 588 048 тыс. руб., по пеням и штрафам на сумму 1 368 147 тыс. руб. (л.д.17-18).

ИМНС РФ по Калининскому району г.Уфы принято дополнительное решение от 02.11.2001г. № 10/5 «О предоставлении права на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам, начисленным за период рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию, по пеням и штрафам по состоянию на дату подачи заявления, а также налогам и сборам, не вошедшим в реструктуризацию 1999-2000г.г.», в соответствии с которым ОАО «УМПО» предоставлено право на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам в сумме 39 535 тыс. руб., в том числе: по федеральным - 33 108 тыс. руб.,  по региональным – 5 652 тыс. руб., по местным – 775 тыс. руб. (л.д.13-14).

  Пунктом 3 вышеназванных решений установлена обязанность ОАО «УМПО» в течение действия графика погашения задолженности уплачивать проценты за пользование бюджетными средствами.

В нарушении данного требования Общество не уплатило проценты за пользование бюджетными средствами с суммы задолженности, находящейся в реструктуризации, в сумме 322 014,67 руб.

Инспекцией в адрес Общества направлено уведомление № 622/06612 от 18.05.2006г. об уплате процентов за пользование бюджетными средствами, которым Обществу было предложено уплатить 322 014,67 руб. в срок до 29.05.2006г.

Поскольку Общество в добровольном порядке проценты за пользование бюджетными средствами в сумме 322 014,67 руб. не уплатило, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.      

Удовлетворяя заявленные налоговым органом требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку Обществу предоставлено право на  реструктуризацию задолженности в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 03.09.1999г. № 1002, при расчете процентов должна применяться ставка 55% годовых, действовавшая на дату вступления в силу указанного постановления.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, оценив выводы, изложенные в судебном акте, суд апелляционной инстанции оснований для отмены судебного акта не усматривает.

В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999г. № 1002 с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Порядка, то есть 5,5% годовых.

Проценты, начисленные с сумм реструктуризированной задолженности, являются платой за предоставленную рассрочку внесения в бюджет задолженности по налогам и сборам, то есть за пользование бюджетными средствами, и условие их уплаты в установленный срок является необходимым при предоставлении права на реструктуризацию этой задолженности.

Общество признает обязанность по уплате процентов за пользование бюджетными средствами, однако считает, что при расчете процентов на задолженность по налогу на прибыль в части сумм, подлежащих зачислению в местный бюджет, должна применяться ставка рефинансирования Центрального банка РФ в размере 25%, которая действовала на день вступления в силу Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед местным бюджетом, утвержденного решением Президиума Уфимского горсовета от 01.11.2001г. №25/28.

Данный довод судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.

Согласно ст.41 Бюджетного Кодекса РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

В соответствии с п.1 ст.50 Бюджетного Кодекса РФ к налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на отчетный финансовый год.

Понятие федерального налога дано в п.2 ст.12 Налогового кодекса Российской Федерации, из которого следует, что федеральные налоги – это налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 Налогового кодекса Российской Федерации налог на прибыль относится к федеральным налогам.

Из решения ИМНС РФ по Калининскому району г.Уфы № 10 от 02.11.2001г. и дополнительного решения  № 10/5 от 02.11.2001г. следует, что Обществу предоставлено право на реструктуризацию задолженности по федеральным, региональным и местным налогам и сборам, а также пеням и штрафам.

Согласно решению от 02.11.2001г. № 10 Обществу было предоставлено право на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам, а также пеням и штрафам в федеральный бюджет в размере 2 484 692 тыс. руб., в республиканский бюджет в размере 409 657 тыс. руб., в местный бюджет в размере 61 846 тыс. руб., в состав которых вошел налог на прибыль. Дополнительным решением от 02.11.2001г. № 10/5 было предоставлено право на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам, начисленным за период рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию, по пеням и штрафам по состоянию на дату подачи заявления, а также налогам и сборам, не вошедшим в реструктуризацию 1999-2000г.г.

Поскольку право на реструктуризацию задолженности по федеральным налогам, предоставляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999г. № 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом», то право на реструктуризацию задолженности по налогу на прибыль, который является федеральным налогом, может быть предоставлено только в соответствии с указанным постановлением Правительства РФ № 1102 от 03.09.1999г., о чем имеется ссылка в решениях ИМНС РФ по Калининскому району г.Уфы № 10 и № 10/5 от 02.11.2001г. Все правоотношения, вытекающие из предоставленного права на реструктуризацию по налогу на прибыль, рассматриваются только в рамках постановления Правительства РФ № 1102 от 03.09.1999г. Поскольку данным постановлением предусмотрена ставка рефинансирования Центрального Банка РФ 55% годовых, действовавшая на дату вступления в силу указанного постановления, то должна применяться именно эта ставка – 55%.

Ссылка ОАО «УМПО», что должно быть применено решение Президиума Уфимского горсовета от 01.11.2001г. № 25/28, которым устанавливается ставка – 25%, судом апелляционной инстанции отклоняется, т.к. указанное решение не может распространяться на право реструктуризации по федеральным налогам. Довод о зачислении части сумм налога на прибыль в местный бюджет является несостоятельным, т.к. порядок распределения между бюджетами разных уровней по одному виду налога не является основанием для отнесения его к категории местного налога.

Реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам в порядке, установленном постановлением Правительства РФ № 1002 от 03.09.1999г., носит добровольный характер.

В связи с этим, недоимщик, подав заявление в налоговый орган о разрешении реструктуризации задолженности, выразил согласие на установленные Правительством РФ условия ее предоставления.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при расчете процентов должна применяться ставка 55% годовых, действовавшая на дату вступления в силу постановления Правительства РФ №1002 от 03.09.1999г.

Учитывая изложенное, апелляционная  инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.

Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция

ПОСТАНОВИЛА:

Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.09.2006г. по делу № А07-15737/06-А-ЧМА оставить без  изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента принятия и может быть обжаловано в порядке статей  275, 276 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в двухмесячный срок путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья                                             С.А.Боброва

Судьи                                                                                   С.Л.Чернышова

                                                                  Г.А.Давлеткулова