ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-6480/2008
г.Челябинск
«02» декабря 2008 г. Дело № А07-4698/2008
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Арямова А.А., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Военного комиссариата Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.07.2008 по делу №А07-4698/2008 (судья Сафиуллина Р.Н.), при участии: от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Камалдиновой Ф.А. (доверенность №1 от 09.01.2008 до 31.12.2008, удостоверение № 3495 от 17.09.2007), от МУП “Комбинат спецобслуживания населения” ГО г. Стерлитамак - Яшина И.Ю. (распоряжение № 364-к от 25.10.1996, доверенность №207 от 01.12.2008 до 31.12.2008, удостоверение № 74 до 31.12.2008), Соколовой И.Л. (доверенность № 81 от 24.07.2008, удостоверение № 319 от 10.02.2003),
УСТАНОВИЛ:
Военный комиссариат Республики Башкортостан (далее - заявитель, Военный комиссариат) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, УФАС по Республике Башкортостан, Управление) от 28.12.2007 о нарушении норм антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие “Комбинат спецобслуживания населения” городского округа город Стерлитамак (далее - МУП “Комбинат спецобслуживания населения” ГО г. Стерлитамак, МУП «КСОН») и закрытое акционерное общество «Военно-мемориальная компания» (далее - ЗАО «Военно-мемориальная компания», ЗАО «ВМК»).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 31.07.2008 года по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, считает, что выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы указал, что оплата расходов на погребение является государственной социальной гарантией, и ее реализация в отношении умерших (погибших) военнослужащих возлагается на Министерство обороны РФ. Действующим законодательством предусмотрено, что Министерство обороны РФ оказывает услуги гражданам, но не организациям. Эти услуги являются государственными нуждами и Министерство обороны является их заказчиком, услуги выполняются безвозмездно, являются компенсационными выплатами, носят некоммерческий характер. Военный комиссариат действовал во исполнение указания Генерального штаба ВС РФ от 12.06.2002 №314/8/1500 и договора между Министерством обороны РФ и ЗАО «ВМК», пролонгированным до 2012 года.
Кроме этого, по мнению заявителя, судом нарушены требования ст. ст. 9, 10, 162 АПК РФ и не учтено, что Военный комиссариат не является стороной по сделкам МУП «КСОН» с родственниками погибших, при этом данные сделки не отвечают требованиям ст. 388 ГК РФ и являются ничтожными.
По мнению заявителя организации, не заключившие договор с ЗАО «ВМК», не имеют законных оснований на заключение договоров с родственниками погибших (умерших), так как не являются законными заказчиками.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило ее доводы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, считает, что заявителем нарушена часть 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции) путем необоснованного вытеснения МУП «КСОН» с рынка ритуальных услуг по изготовлению и установкой надгробия погибшим (умершим) военнослужащим и приравненных к ним лиц, выраженных в виде отказа в принятии документов на компенсацию произведенных затрат.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители Военного комиссариата Республики Башкортостан и ЗАО «Военно-мемориальная компания» не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии заявителя и названного третьего лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав явившихся представителей Управления и МУП «КСОН», не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в августе 2007 года в УФАС по Республике Башкортостан обратился хозяйствующий субъект, занимающийся оказанием ритуальных услуг - МУП «Комбинат спецобслуживания» г. Стерлитамак с жалобой на действия Военного комиссариата Республики Башкортостан по отказу в принятии документов на возмещение затрат по изготовлению и установке надгробных сооружений для увековечения памяти умерших (погибших) граждан военной категории (л.д. 19, том №3). Отказ выражен в письме от 12 июля 2007 года за №ЦСО/517 (л.д. 21-22, т. 3), в котором заявитель утверждает, что юридические лица и предприниматели, осуществляющие деятельность на рынке ритуальных услуг, заказчиками изготовления и установки памятников не являются, не входят в круг лиц, имеющих право на компенсацию, а также в фактических в действиях по отказу в приеме документов от МУП «КСОН».
По результатам проведенной проверки Комиссией УФАС по Республике Башкортостан принято решение от 28 декабря 2007 года и вынесено предписание № А-61-91/16-07 от 28 декабря 2007 о нарушении заявителем требований ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», признаны незаконными действия заявителя по отказу в принятии документов от МУП «Комбинат спецобслуживания» ГО г.Сгерлигамак на получение возмещения расходов понесенных расходов по изготовлению и установку надгробных сооружений для увековечения памяти умерших (погибших) граждан военной категории.
Оспариваемым решением УФАС по РБ сделан вывод о том, что необоснованный отказ Военного Комиссариата в принятии (возвращении без исполнения) от МУП «Комбинат спецобслуживания» осуществляющего деятельность на рынке услуг по изготовлению и установке надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим и имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение возмещения (компенсации) расходов, понесенных ими в связи с изготовлением и установкой надгробия умершему (погибшему) военнослужащему, документов на получения названного возмещения (компенсации), ограничивает конкуренцию и ущемляет интересы отдельных хозяйствующих субъектов на указанном рынке.
Считая указанное решение комиссии УФАС незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что основания для признания решения от 28.12.2007 не соответствующим требованиям действующего законодательства не установлены, а также из недоказанности Военным комиссариатом нарушения его прав и экономических интересов. При этом судом сделан вывод об отсутствии в действующем законодательстве запрета на возмещение затрат по изготовлению и установке памятников погибшим (умершим) военнослужащим непосредственно юридическим лицам и предпринимателям, фактически оказавшим такие услуги родственникам военнослужащих.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Основанием для вынесения управлением оспариваемого ненормативного акта явилась ситуация, в которой Военным комиссариатом созданы условия по возмещению ЗАО "ВМК" расходов, понесенных при изготовлении и установке памятников умершим военнослужащим при обращении за такими работами (услугами) родственников умершего, в то время как иным юридическим лицам, а равно предпринимателям, в таком возмещении расходов отказывается.
В соответствии с ч.1 ст. 15 Закона о конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий), в частности запрещается: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Поскольку ЗАО "ВМК" является хозяйствующим субъектом, свои услуги предоставляет заказчикам по соответствующим гражданско-правовым договорам, его деятельность на рынке предоставления ритуальных услуг вышеуказанной категории заказчиков должна осуществляться на равных условиях с иными хозяйствующими субъектами, оказывающими такие же услуги на этом рынке.
В силу п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Аналогичное положение содержится в ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 N 721) на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечивания памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
Во исполнение названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации Приказом от 05.11.2000 N 500 утвердило Инструкцию о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников.
Согласно п. 41 названной Инструкции оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти граждан, указанных в п. 2 и 3 настоящей Инструкции, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета погибших (умерших) за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение.
Этой же нормой устанавливается перечень необходимых для производства оплаты документов, в том числе счета, квитанции к приходному ордеру или другие документы, подтверждающие оплату выполненных работ, либо договор (заказ), заключенный с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника.
После оплаты изготовления и установки надгробных памятников подлинные экземпляры документов возвращаются родственникам.
Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников возложена на Министерство обороны Российской Федерации. Возмещение названных расходов является государственной гарантией родственникам умерших и лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти умерших.
Из указанных норм следует, что погребение умершего в Российской Федерации осуществляется в соответствии с волеизъявлением умершего лицами, указанными в волеизъявлении, а если в волеизъявлении отсутствует указание на таких лиц, то родственниками умершего. В случае отсутствия родственников или их мотивированного отказа от осуществления погребения умершего оно может быть осуществлено лицом, добровольно взявшим на себя такую обязанность (в том числе Министерством обороны России), либо специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Применительно к рассматриваемой ситуации возмещение (оплата) расходов по изготовлению памятников военнослужащим, а также ветеранам Великой Отечественной войны осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны, в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации, при условии документального подтверждения расходов, т.е. лица, полагающие увековечить память умерших (погибших) военнослужащих посредством установления надгробия, вправе выступить заказчиком работ (услуг) по его изготовлению и установке, оплатить свой заказ и затем получить соответствующую компенсацию.
На основании этого антимонопольный орган и соответственно суд первой инстанции пришли к правильному выводу, что вышеприведенное законодательство не содержит каких-либо ограничений для лиц, выступающих в качестве заказчиков в выборе конкретного лица, привлекаемого для выполнения работ по изготовлению надгробий и условий заключаемых с ними договоров.
Из материалов дела следует, что МУП «Комбинат спецобслуживания» г.Стерлитамак является специализированной службой по вопросам похоронного дела. Между МУП «Комбинат спецобслуживания» и родственниками погибших (умерших) заключены и исполнены ряд договоров по изготовлению и установке надгробных памятников для умерших участников ВОВ. При этом установлено, что документы МУП «КСОН» предоставлялись в полном объеме в соответствии с предусмотренный Инструкцией о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников (в редакции приказа от 22.12.2002 N 490). Из письма №1061 от 27 декабря 2007 года Военного комиссариата адресованного в адрес Военного комиссариата г. Стерлитамак (л.д.54,том 3) следует, что военным комиссариатом произведен также отказ в приеме документов уже оплаченных родственниками памятников участникам ВОВ.
Из письменных объяснений представителей МУП «КСОН» Федорова А.В. и Выжимовой С.Ф., следует, что документы от ЗАО «ВМК» военным комиссариатом принимались безоговорочно, а аналогично представленные документы со стороны МУП «КСОН» были возвращены (л.д.37,38 , 3 том дела).
Оспариваемым по настоящему делу решением управления от 28.12.2007 установлено, что Военный комиссариат при решении вопроса о приеме документов на оплату расходов за изготовление и установку надгробий, заказываемых для увековечивания памяти ветеранов ВОВ, действовал в соответствии с Приказом Министерства обороны РФ от 2002 года №490, Указаниями Генерального штаба Вооруженных сил РФ и Главного финансово-экономического управления Министерства обороны РФ от 24.06.2005 №15/11/2967 и №180/4/4/-523, а также исходил из договора от 03.06.2002 между Минобороны РФ и ЗАО «Военно-мемориальная компания».
Материалы дела подтверждают, что понесенные ЗАО "ВМК" расходы на изготовление и установку надгробий погибшим (умершим) военнослужащим оплачиваются не гражданами, сделавшими соответствующий заказ, а авансом непосредственно Министерством обороны Российской Федерации за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджета. При этом иным хозяйствующим субъектам, в частности МУП “Комбинат спецобслуживания населения” ГО г.Стерлитамак, в возмещении аналогичных расходов отказано.
При таких обстоятельствах с учетом существующих взаимоотношений комиссариата и ЗАО "ВМК" антимонопольное законодательство нарушено, поскольку ЗАО "ВМК" фактически созданы более благоприятные условия для хозяйственной деятельности. А иным хозяйствующим на этом же рынке субъектам созданы необоснованные препятствия, при которых заказчики, ограниченные в свободных денежных средствах для оплаты изготовления и установки памятников военнослужащим, не имеют возможности обращения в иную ритуальную организацию, кроме ЗАО "ВМК".
С учетом изложенного управлением правомерно вынесено оспариваемое решение, которым решено выдать предписание Военному комиссариату Республики Башкортостан о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Указанное решение является процессуальным документом, и, учитывая содержание его резолютивной части, само по себе оно не накладывает на комиссариат никаких обязанностей, а лишь описывает обстоятельства, квалифицированные управлением как нарушения антимонопольного законодательства, и говорит о необходимости вынесения соответствующего предписания.
Указанное решение принято управлением в рамках полномочий, предоставленных Законом о конкуренции, и в соответствии с действовавшими на момент принятия решения Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными Приказом Федеральной антимонопольной службы от 02.02.2005 N 12.
Доводы комиссариата о необходимости оплаты родственниками умерших стоимости оказанных услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациям, оказывающим такие ритуальные услуги, и после этого о самостоятельном представлении документов для возмещения названных затрат ввиду компенсационного характера расходов противоречат установленным взаимоотношениям Министерства обороны Российской Федерации (в лице комиссариата) с ЗАО "ВМК".
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.07.2008 по делу №А07-4698/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья В.Ю. Костин
Судьи: А.А. Арямов
О.Б. Тимохин