АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 ноября 2019 года | Дело № | А52-636/2019 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А., при участии от общества с ограниченной ответственности «ПИНДСТРУП» Самойлова Е.И. (доверенность от 13.01.2017), рассмотрев 20.11.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 23.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019 по делу № А52-636/2019, у с т а н о в и л: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249, адрес: 173002, Новгородская область, город Великий Новгород, бульвар Воскресенский, дом 13а, (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «ПИНДСТРУП», ОГРН 1166027060825, ИНН 6016005407, адрес: 181013, Псковская область, Плюсский район, поселок Заплюсье (далее - Общество) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 21.03.2018 № 689/с (далее - договор). Решением суда первой инстанции от 23.05.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.08.2019, в удовлетворении иска отказано. В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельства дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, неправомерное применение понижающего коэффициента привело к неправильному исчислению арендной платы, которая является существенным условием договора, в целях недополученного дохода в бюджет Российской Федерации требуется внесение изменений в договор в части расчета арендной платы. В судебном заседании представитель Общества отклонил доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Министерство извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) на основании приказа Министерства от 19.03.2018 № 386 «О предоставлении в аренду лесного участка для разработки месторождения полезных ископаемых» (далее - приказ № 386) заключен договор, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора (далее - лесной участок). Согласно пункту 2 договора лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 91,75 га, местоположение: Новгородская область, Шимский муниципальный район, Шимское лесничество, Уторгошское участковое лесничество, в квартале 22 части выделов 7, 24, состоящий из земельного участка с кадастровым номером 53:21:0112201:115 площадью 917500 кв. м, адрес (местоположение): Российская Федерация, Новгородская область, Шимский район, Шимское лесничество, Уторгошское участковое лесничество, часть лесного квартала N 22. Номер учетной записи в государственном лесном реестре - 71400-2018-03/. Схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях 1 и 2 к договору. Лесной участок передается арендатору в целях использования лесов для разработки месторождений полезных ископаемых - разведка и добыча торфа на участке недр «Новгородский» месторождения «Заплюсские Мхи» (пункт 4 договора). Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи лесного участка в аренду от 21.03.2018 (приложение 6 к договору). Срок действия договора установлен с момента государственной регистрации по 31.12.2025 (пункт 22 договора). В силу пункта 5 договора стоимость арендной платы составляет: за 2018 год - 52 124 руб. 76 коп., в том числе вносимая в федеральный бюджет - 52 124 руб. 76 коп.; за 2019 год - 80 081 руб. 67 коп., в том числе вносимая в федеральный бюджет - 80 081 руб. 67 коп.; за 2020 год и последующие годы (ежегодно) - 95 759 руб. 03 коп., в том числе вносимая в федеральный бюджет - 95 759 руб. 03 коп. Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на основе минимального размера арендной платы. Расчет арендной платы для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 ЛК РФ, приводится в приложении 3 к настоящему договору. Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ. Начисление арендной платы осуществляется со дня государственной регистрации настоящего договора (пункт 6 договора). Договор с приложениями, являющимися неотъемлемой его частью, зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Псковской области 03.04.2018 за № 53:21: 0112201:115-53/041/2018-2. Впоследствии (12.12.2018) Прокуратурой Новгородской области в адрес истца вынесено представление «Об устранении нарушений лесного законодательства», согласно которому в ходе прокурорской проверки выявлен недополученный доход федерального бюджета в сумме 185 344 руб. 34 коп. по договору, заключенному в соответствии со статьей 43 ЛК РФ для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки полезных ископаемых - торф. Недополученный доход сложился ввиду исчисления Министерством арендной платы по договору по виду использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки полезных ископаемых с применением понижающего коэффициента 0,1 к торфоразработкам, что не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - Постановление N 310). Согласно действующим материалам лесоустройства по договору характеристика квартала 22 выдела 7 - торфоразработки, в связи с чем применение вышеуказанного понижающего коэффициента для данной категории лесного участка не предусмотрено. По результатам рассмотрения данного представления прокуратуры произведен перерасчет арендной платы по договору и 21.12.2018 истцом подготовлено и направлено в адрес ответчика соглашение от 20.12.2018 о внесении изменений в договор (далее - соглашение). Ответом от 28.01.2019 N 12 на письмо истца ответчик вернул соглашение без подписи и сообщил, что в соответствии с данными лесоустройства 1998 года лесной участок, переданный в пользование по договору, относится к верховым болотам и передавался арендатору для разведки и добычи торфа, в связи с чем применение понижающего коэффициента - 0.1, установленного для расчета арендной платы по аренде лесных участков, является обоснованным. Затем, истец 31.01.2019 направил в адрес ответчика письмо о проведении претензионно-исковой работы, которое оставлено ответчиком без удовлетворения. Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском. Суды обеих инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, посчитав, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для внесения изменений в договор. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Постановлением № 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. В соответствии с пунктом 8 примечаний к таблице 14 Постановления № 310, при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых болотами, для разработки месторождений торфа применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,1. Министерство, обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, исходило из того, что условие о применении коэффициента 0,1 при расчете арендной платы включено в договор ошибочно и исправление данной ошибки возможно путем внесения соответствующих изменений в договор. Вместе с тем, в силу части 1 статьи 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ и настоящим Кодексом. Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Пунктом 1 статьи 451 ГК РФ предусмотрено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ). Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 9, 64, 65, 67 и 71 АПК РФ, в том числе приказ Комитета лесного хозяйства Новгородской области от 21.12.2017 № 104 «Об утверждении проектной документации лесного участка», проектную документацию лесного участка, приказ № 386, лицензию на пользование недрами от 07.02.2017 серии НВГ № 53590 вида ТР, суды обеих инстанций пришли к выводу, что спорный лесной участок относится к болотам, целью его предоставления является разведка и добыча торфа на участке недр «Новгородский» месторождения «Заплюсские Мхи». При таких обстоятельствах и принимая во внимание, что истец не доказал иного качественного состояния участка лесного фонда, его изменения с момента заключения договора, суды обеих инстанций правомерно указали на отсутствие оснований для внесения изменений в договор, в связи с чем отказали в удовлетворения иска. При этом судами также учтено, что в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» судам разъяснено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется. На основании изложенного суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Псковской области от 23.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019 по делу № А52-636/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | О.Р. Журавлева | |||
Судьи | С.В. Лущаев Ю.А. Родин | |||