ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
05 марта 2024 года | г. Вологда | Дело № А52-5455/2023 | |
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2024 года .
В полном объёме постановление изготовлено марта 2024 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Балт-Струг» на решение Арбитражного суда Псковской области от 05 декабря 2023 года по делу № А52-5455/2023,
у с т а н о в и л:
акционерное общество «Балт-Струг» (ОГРН 1026002741544, ИНН 6023002679; адрес: 181121, Псковская область, Струго-Красненский микрорайон, сельское поселение Новосельская волость, деревня Дертины, дом 21; далее – АО «Балт-Струг», общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к государственному казенному учреждению Псковской области «Струго-Красненское лесничество» (ОГРН 1096027000190, ИНН 6023004524; адрес: 181110, Псковская область, Струго-Красненский район, рабочий поселок Струги Красные, улица Промышленная, 25; далее – учреждение, лесничество, КУ «Струго-Красненское лесничество»), к Комитету по природным ресурсам и экологии Псковской области (ОГРН 1056000309331, ИНН 6027087659; адрес: 180001, Псковская область, город Псков, улица Некрасова, дом 23; далее – комитет) о признании недействительным отказа, изложенного в извещении 25.07.2023 № 00-01893, возложении обязанности принять отчет за 2-ой квартал 2023 года.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 05 декабря 2023 года по делу № А52-5455/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что в отказе от 10.07.2023 не указано такое основание для отказа, как ненадлежащее качество работ по посадке лесных культур. Указывает, что судом не дана оценка факту проведенной инвентаризации от 18.08.2023, согласно которой приживаемость составила 27,1 %, что подтверждает отсутствие проведения дополнительной обработки почв, судом не дана оценка доводам заявителя, указанным в дополнениях к возражениям от 20.11.2023.
Комитет в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, доводы жалоб ы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, государственным комитетом Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды (арендодатель) и АО «Балт-Струг» (арендатор) на основании протокола аукциона № 5 по продаже права на заключение договора аренды 04.02.2013 заключен договор аренды лесного участка № 7-2013, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в возмездное временное пользование лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: Стругокрасненский район Псковской области, КУ «Струго-Красненского лесничество» Новосельское участковое лесничество в кварталах 583-600, общей площадью 2 813, кадастровый номер 60:23:0000007 часть, номер по лесному реестру 25-2010-06, в целях использования лесов для заготовки древесины.
Суд первой инстанции установил, что комитет является правопреемником арендодателя.
АО «Балт-Струг» 08.07.2023 подало отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении по форме № 1-ВЛ за отчетный период январь-июнь 2023 года.
Инженер по лесовосстановлению КУ «Струго-Красненского лесничества» Петмансон Н.Б. извещением от 10.07.2023 № 00-017884 направила в адрес общества отказ в приеме отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, ссылаясь на несоответствие документов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 11 Административного регламента, утвержденного указом Губернатора Псковской области от 02.06.2021 № 67-УГ (далее – Административный регламент), требованиям, установленным приложениями 1-4 к приказу Минприроды России от 21.08.2017 № 452 (далее – Приказ № 452). Качество работ по посадке лесных культур неудовлетворительное, работа не принята (том 1, лист 72).
Общество 10.07.2023 направило в адрес комитета отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведения (отчет) по форме № 1-ВЛ за 2 квартал 2023 года от 10.07.2023 № 2877645097, который поступил в лесничество.
Обществом через портал «Госуслуги» 25.07.2023 получено извещение об отказе в приеме отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении от 25.07.2023 № 00-018293, согласно которому принято решение об отказе в приеме отчет по причина – «недостоверная информация, качество создания лесных культур неудовлетворительное, работа не принята».
В связи с этим лесничество не включило в квартальную отчетность объемы мероприятий по созданию лесных культур на 11,4 га.
Полагая, что ответчики нарушают права заявителя, ввиду отказа комитета, выразившегося в непринятии отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведения по форме № 1-ВЛ за 2 квартал 2023 года, что влечет применение мер ответственности в соответствии с договором и лесным законодательством, общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 упомянутого Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
Согласно части 2 статьи 61 ЛК РФ воспроизводство лесов включает в себя лесное семеноводство, лесовосстановление, уход за лесами, осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса.
На основании части 1 статьи 62 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
В силу частей 5, 6 статьи 62 ЛК РФ лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30 и частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса.
Лесовосстановление проводится в соответствии с проектом лесовосстановления, который разрабатывается в соответствии со статьей 89.1 настоящего Кодекса.
Статьей 89.1 вышеназванного Кодекса предусмотрено, что лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению, составляют проект лесовосстановления.
На основании статьи 66 ЛК РФ отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими воспроизводство лесов и лесоразведение, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (часть 1).
В отчете о воспроизводстве лесов и лесоразведении содержится информация о мероприятиях по лесовосстановлению и лесоразведению, о площади, на которой осуществляется воспроизводство лесов, о характеристиках используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород и другая информация (часть 2).
Перечень информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, порядок фиксации этой информации, форма и порядок представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требования к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4).
Приказом № 452 утвержден перечень информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, форма отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении (форма № 1-ВЛ), порядок представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении (далее – Порядок), а также требования к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме (приложения 1-4 к Приказу).
Согласно пункту 2 Порядка отчет должен представляться ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с пунктом 3 Правил лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления (далее – Правила № 1024, Правила лесовосстановления), утвержденных приказом Минприроды России от 29.12.2021 № 1024 (далее – Приказ № 1024), искусственное лесовосстановление представляет собой деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений, в том числе посев, посадку саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, агротехнический уход за лесными насаждениями (рыхление почвы, уничтожение или предупреждение появления нежелательной растительности и другие мероприятия, направленные на повышение приживаемости саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород и улучшение условий их роста), а также иные мероприятия, предусмотренные Правилами, до момента отнесения земель, на которых осуществляется искусственное лесовосстановление, к землям, на которых расположены леса.
Согласно пункту 50 Правил № 1024 в целях предотвращения зарастания поверхности почвы сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, накопления влаги в почве, проводятся агротехнический и лесоводственный уходы за лесными культурами.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 Правил № 1024 лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 приложения 2 к Приказу № 1024 лица, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 6 Правил, представляют в уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления проект лесовосстановления за 30 рабочих дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению.
По условиям договора арендатор обязан производить создание лесных культур в соответствии с проектами лесовосстановления, которые разрабатываются в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, правилами, инструкциями, наставлениями, регламентирующими проведение лесовосстановительных работ.
При осуществлении работ по воспроизводству лесов арендатор обязан обеспечить производство лесовосстановительных работ стандартным посадочным материалом хозяйственно-ценных пород, выращенным в соответствии с требованиями, установленными правилами лесовосстановления, и имеющим паспорт на посадочный материал согласно ОСТ 56-98-93, ОСТ 56-57-81.
Согласно пункту 16 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
1) заявитель не относится к кругу лиц, указанных в пункте 2 настоящего Административного регламента;
2) непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 11 настоящего Административного регламента;
3) несоответствие документов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 11 настоящего Административного регламента, требованиям, установленным приложениями 1 - 4 к Приказу № 452;
4) представление заявителем недостоверных сведений.
Из материалов дела следует, что 28.06.2022 АО «Балт-Струг» подало лесную декларацию № 1 о заготовке древесины, в том числе в квартале 583 выделах 7 и 8 на площади 11,4 га. Извещением от 01.07.2022 № 00-001860 комитет отказал в приеме декларации по причине недостоверности сведений, указанных в декларации, а именно в декларации представлены некорректные сведения о расположении лесосек, объектов, приведенных в схеме размещения в приложении 4.
Затем АО «Балт-Струг» подало лесную декларацию от 05.07.2022 № 1 со сроком рубки с 15.07.2022 по 14.07.2023, в том числе и в квартале 583 выделах 7 и 8 на площади 11,4 га.
В связи с заявкой от общества на досрочный осмотр мастером леса Новосельского участкового лесничества Лыковой Т.К. 03.05.2023 составлен акт заключительного осмотра лесосеки в присутствии представителя общества Клокова А.И. В данном акте отражены сведения о рубке древесины в объеме 2 112 куб. м по породному составу на площади 11,4 га в квартале 583 выделах 7 и 8 лесосека 1.
AO «Балт-Струг» 14.05.2023 представило Проект лесовосстановления на лесном участке в квартале 583 выделах 7 и 8 на площади 11,4 га с проектируемым способом лесовосстановления - искусственное лесовосстановление (далее – Проект лесовосстановления; том 1, листы 55, 56).
Комиссией Новосельского участкового лесничества учреждения в составе лесничего Трифонова В.В., мастера леса Кохальского Н.В., мастера леса Лыковой Т.К. и представителя АО «Балт-Струг» Клокова А.И. 15.05.2023 составлен акт осмотра лесохозяйственных объектов, выполненных работ и услуг, утвержденный руководителем КУ «Струго-Красненское лесничество». В тот же день составлен акт технической приемки лесных культур (том 1, листы 12-16).
Лесничество, получив указанные акты и установив в акте осмотра лесохозяйственных объектов, выполненных работ и услуг от 15.05.2023 пометку «б/з подготовки» (без подготовки почвы перед посадкой лесных культур), на основании подпункта 2 пункта 10 договора аренды приняло решение проверить качество посадки лесных культур.
Проверка выполнена в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.01.2022 № 23 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их выполнения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта заключительного осмотра лесосеки и порядка заключительного осмотра лесосеки». Доказательства обратного отсутствуют.
Инженером лесопользования Платоновым В.М., инженером лесовосстановления Петмансон Н.Б. в присутствии и.о. лесника Новосельского участкового лесничества Варганова Г.Н., представителя АО «Балт-Струг» Клокова А.И. 01.06.2023 проверено качество посадки лесных культур по акту осмотра лесохозяйственных объектов, выполненных работ и услуг от 15.05.2023 и акту технической приемки от 15.05.2023, о чем составлен акт проверки от 01.06.2023 (том 1, листы 62, 63).
Согласно указанному акту при перечете посадочных мест на одной из пробных площадей 0,25 га установлено 422 места, что в переводе на 1 га составляет всего 1688 штук, тогда как согласно Проекту лесовосстановления должно быть не менее 3 тыс. штук на гектаре. Лесные культуры созданы нестандартными сеянцами высотой 8-10 см без предварительной обработки почвы. Ряды не просматриваются, не представляется возможным определить расстояние ни между рядами, ни в междурядьях. Проверкой сделан вывод о том, что качество работ неудовлетворительное.
По результатам осмотра лесничеством предложено обществу: провешить ряды (примечание: обозначение направления ряда посадки провешиванием, обозначение вехами границы, направления); сделать агротехнических уход до 30.06.2023 (расчистка, прополка); дополнить крупным посадочным материалом, более 12 см до 15.09.2023 до 3 тыс. шт./га.
Однако указанные рекомендации обществом не выполнены.
При этом суд первой инстанции отметил, что в конкретном случае АО «Балт-Струг» представило Проект лесовосстановления 14.05.2023, тогда как акт осмотра лесохозяйственных объектов, выполненных работ и услуг составлен 15.05.2023, то есть на следующий день.
В Проекте лесовосстановления общества указано, что количество пней составляет 0,37 тыс. штук на га, состав лесных культур определяется на основании специальных обследований, изложены требования к используемому для лесовосстановления посадочному материалу, предусмотрено, что лесовосстановление, агротехнический уход проводятся с учетом требований Правил.
Признавая обоснованными требования ответчиков по необходимости проведения лесовосстановления на лесном участке в квартале 583 выделах 7 и 8 на площади 11,4 га, суд первой инстанции учел требования Приказа № 1024.
Согласно пункту 39 Правил лесовосстановления без предварительной обработки почвы допускается создание лесных культур путем посадки саженцев на хорошо очищенных вырубках с количеством пней до 500 штук на 1 гектар при отсутствии опасности возобновления быстрорастущих лесных насаждений малоценных лесных древесных пород.
В силу пункта 43 Правил лесовосстановления на вырубках таежной зоны и зоны хвойно-широколиственных лесов на свежих, влажных и переувлажненных почвах первоначальная густота культур, создаваемых посадкой сеянцев, должна быть не менее 3 тыс. на 1 гектаре, на сухих почвах в лесостепной зоне, в степной зоне, в зоне пустыни и полупустыни - 4 тыс. штук на 1 гектаре.При посадке лесных культур сеянцами и (или) саженцами с закрытой корневой системой количество высаживаемых растений должно быть не менее 2,0 тыс. штук на 1 гектаре (для сеянцев, саженцев дуба с закрытой корневой системой - не менее 1,0 тыс. штук на 1 гектаре).Возраст сеянцев должен составлять от одного года до двух лет. Высота сеянца - от 8 см, толщина стволика у шейки корня - не менее 2 мм. Торфяной стаканчик сеянца хорошо сформированный, не допускается рассыпание стаканчика, объем стаканчика для ели - от 85 куб. см, для сосны - от 50 куб. см. Высота стаканчика - не меньше 7.3 см. Сеянцы должны иметь хорошо развитую корневую систему: наличие основного корня и хорошо развитых боковых корней.
Пунктом 50 упомянутых Правил предусмотрено, что в целях предотвращения зарастания поверхности почвы сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, накопления влаги в почве проводятся агротехнический и лесоводственный уходы за лесными культурами.
К агротехническому уходу относятся ручная оправка растений от завала травой и почвой, заноса песком, размыва и выдувания почвы, выжимания морозом; рыхление почвы с одновременным уничтожением травянистой и древесной растительности; подавление, скашивание травянистой и древесно-кустарниковой растительности механическим способом; применение химических средств (гербицидов, арборицидов) для уничтожения нежелательной травянистой и древесно-кустарниковой растительности; дополнение лесных культур, подкормка минеральными удобрениями и полив лесных культур.
В силу пункта 51 Правил лесовосстановления в лесной зоне агротехнический и лесоводственный уходы проводятся с целью предотвращения снижения прироста лесных насаждений основной древесной породы. В лесостепной и степной зонах, зонах полупустынь и пустынь агротехнический уход направлен на накопление и экономное расходование почвенной влаги.
Количество агротехнических и лесоводственных уходов зависит от интенсивности роста сорной растительности и дополнительных целей уходов.
Лесные культуры с приживаемостью 25 - 85% от количества деревьев основных пород, определенной при инвентаризации в соответствии с абзацем вторым пункта 9 Правил, в которых не обеспечивается количество деревьев основной породы, предусмотренной в таблицах 1 приложений 1 - 41 к Правилам, подлежат дополнению деревьями основной породы (пункт 53 Правил лесовосстановления).
В силу пункта 54 Правил лесовосстановления оценка приживаемости лесных культур определяется выраженным в процентах отношением числа посадочных (посевных) мест с сохранившимися растениями к общему числу посадочных (посевных) мест, учтенных на пробной площади.
Согласно пункту 60 упомянутых Правил лесные культуры с приживаемостью менее 25 % от количества деревьев основных пород, установленного требованиями (критериями) к молоднякам лесных древесных пород, указанными в таблицах 1 приложений 1 - 41 к Правилам, в соответствующих условиях считаются погибшими.
Как установил суд первой инстанции, в ведомости осмотра лесохозяйственных объектов, выполненных работ и услуг, которая является приложением к акту осмотра лесохозяйственных объектов, выполненных работ и услуг от 15.05.2023, указано, что начало работ по искусственному лесовосстановлению – 04.05.2023, окончание работ фактически – 10.05.2023. В данном случае актом проверки от 01.06.2023 (том 1, листы 62, 63) подтверждается несоблюдение обществом указанных требований Правил лесовосстановления: число посадочных мест в переводе на 1 га составляет всего 1 688 штук, тогда как согласно Проекту лесовосстановления должно быть не менее 3 тыс. штук на гектаре. Лесные культуры созданы нестандартными сеянцами высотой 8-10 см без предварительной обработки почвы, ряды не просматриваются, требуется произвести агротехнических уход (расчистка, прополка), дополнить крупным посадочным материалом (более 12 см) до 3 тыс. шт./га.
В целях проверки доводов комитета в период рассмотрения дела в суде первой инстанции 08.11.2023 проведен совместный осмотр выдела 7 и выдела 8 квартала 583 Новосельского участкового лесничества Струго-Красненского лесничества и заложены 2 пробные площадки площадью 0,1 га каждая для перечета посадочных мест на 1 га.
В результате данных мероприятий, отраженных в акте осмотра выполненного искусственного лесовосстановления от 09.11.2023, установлено, что в выделе 8 квартала 583 в пробной площади 0,1 га живых сеянцев ели 30 штук, погибших 9; в выделе 7 квартала 583 в пробной площади 0,1 га живых сеянцев ели 46 штук, погибших 34, что при подсчете на 1 га составляет 380 штук живых сеянцев ели и это 12,7 %, а живые и погибшие сеянцы ели при подсчете составили 595 штук на 1 га и это всего 19,8 % (том 1, листы 132-133).
Таким образом, приживаемость сеянцев ели в результате проведенного искусственного лесовосстановления АО «Балт-Струг», составила 19,8 % на площади 11,4 га.
Из лесохозяйственного регламента лесничества следует, что создание лесных культур путем посадки без предварительной обработки почвы допускается при отсутствии опасности зарастания деревьев главных пород нежелательной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью: на очищенных вырубках с количеством пней до 500 штук в пересчете на 1 гектар и склонах крутизной 12 градусов и более, а также на лесных участках с многолетне-мерзлотными почвами.
Таким образом, выводы ответчиков об отклонении результатов мер содействия искусственному лесовосстановлению от проектных показателей судом первой инстанции признаны обоснованными, суд установил, что контрольные мероприятия выполнены в соответствии с действующим законодательством, а проведенная работа общества по искусственному лесовосстановлению такого качества не может быть принята как выполнение воспроизводство лесов путем посадки лесных культур.
Кроме того, суд первой инстанции учел, что, согласно данным заявителя, работы по искусственному лесовосстановлению уже выполнены 10.05.2023, при этом Проект лесовосстановления представлен в лесничество только 14.05.2023, в то время как он должен был быть представлен за 30 рабочих дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, указанные обстоятельства в совокупности свидетельствует об искусственном создании обществом выполнения необходимых работ в соответствии с Проектом лесовосстановления.
Поскольку представленный обществом отчет о проведении лесовосстановления на спорном лесном участке содержит информацию о полном выполнении работ, материалами дела подтверждено, что работы не выполнены, коллегия судей соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что отказ в приеме отчета в связи с отражением в нем недостоверной информации, а также по причине того, что качество создания лесных культур неудовлетворительное, соответствует положениям пункта 16 Административного регламента.
Судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка возражениям общества апеллянта относительно возможности проведения проверки.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 договора аренды арендодатель имеет право осуществлять (в том числе через подведомственное ГУ «Струго-Красненское лесничество») контроль за соблюдением арендатором условий настоящего договора, законодательства Российской Федерации, привлекать арендатора к ответственности, предусмотренной настоящим договором и законодательством Российской Федерации.
Арендатор, в свою очередь, в соответствии с подпунктом 10 пункта 13 договора аренды обязан выполнять работы по охране, защите и воспроизводству лесов на лесном участке в объемы и сроки, которые указаны в приложении 6 к договору, в соответствии с подпунктом 1 того же пункта договора аренды – использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом, проектом освоения лесов и настоящим договором.
Таким образом, возражения заявителя относительно неправомерности проведения проверки от 01.06.2023, проведенной ответчиками, не приняты судом первой инстанции, поскольку арендодатель вправе осуществлять контроль за соблюдением арендатором условий настоящего договора, что и было сделано после получения спорного отчета по форме 1-ВЛ от общества.
Ссылки апеллянта на то, что суд не учел его доводы, в том числе указанные в возражениях на отзыв, коллегией судей не принимаются.
Вопреки доводам жалобы, акт осмотра лесохозяйственных объектов от 15.05.2023 не подтверждает выполнение всех работ по лесовосстановлению по Проекту лесовосстановления от той же даты, а факт неполного выполнения работ подтвержден при составлении акта от 01.06.2023 и совместной проверке выполнения работ, проведенной в ноябре 2023 года с составлением акта от 09.11.2023.
Вопреки доводам жалобы, данными приказа от 18.10.2023 № 18 о создании комиссии по проверке проведения инвентаризации лесных культур не подтверждается, что на спорном участке приживаемость составила 27,1 %, поскольку приказ не фиксирует результаты таких исследований, а устанавливает необходимость проведения такой проверки 20.10.2023 с составлением акта с фотофиксацией. Такие документы обществом не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Псковской области от 05 декабря 2023 года по делу № А52-5455/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Балт-Струг» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | Е.А. Алимова |
Судьи | Н.В. Мурахина Н.Н. Осокина |