НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Приморского края от 30.01.2024 № А51-11586/2023

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                               Дело

№ А51-11586/2023

января 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.

Постановление в полном объеме изготовлено января 2024 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Н.Н. Анисимовой,

судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,

при ведении протокола секретарем судебного заседания К.А. Щёлкиным,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГалаТорг»,

апелляционное производство №5АП-7086/2023

на решение от 17.10.2023

судьи А.А. Хижинского

по делу № А51-11586/2023 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГалаТорг» (ИНН 2540230901, ОГРН 1172536036243)

к Управлению Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (ИНН 2540029914, ОГРН 1022502275840),

третьи лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №14 по Приморскому краю (ИНН 2540010720, ОГРН 1042504383228), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №15 по Приморскому краю (ИНН 2536040707, ОГРН 1042503042570), Владивостокская таможня (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484),

о признании недействительным решения от 30.12.2022 №15-10/55158@,

при участии:

от ООО «ГалаТорг»: представитель Селюк А.А. по доверенности от 30.06.2023, сроком действия до 31.12.2024;

от УФНС России по Приморскому краю: представитель Абрашин И.С. по доверенности от 14.02.2023 сроком на 1 год;

от МИФНС России №15 по Приморскому краю: представитель Добрынина О.П. по доверенности от 09.01.2024 сроком на 1 год;

от МИФНС России №14 по Приморскому краю, Владивостокской таможни: представители не явились, извещены;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ГалаТорг» (далее – заявитель, общество, ООО «ГалаТорг») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (далее – управление, УФНС России по Приморскому краю) от 30.12.2022 №15-10/55158@ об отмене решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Приморскому краю от 03.11.2022 №22997А, №23029А о государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса и государственной регистрации ликвидации общества. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит возложить на регистрирующий орган обязанности по устранению допущенных нарушений (с учетом принятых судом уточнений).

            Определениями арбитражного суда от 12.07.2023, от 07.08.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №14 по Приморскому краю (далее – третье лицо, МИФНС России №14 по Приморскому краю), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №15 по Приморскому краю (далее - третье лицо, инспекция, регистрирующий орган, МИФНС России №15 по Приморскому краю), Владивостокская таможня (далее – третье лицо, таможня, таможенный орган).

            Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

            Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права относительно определения понятия «таможенная проверка». При этом полагает, что по смыслу положений таможенного законодательства таможенная проверка и проверка таможенных документов и сведений - это две самостоятельные формы таможенного контроля, отличающиеся между собой по основанию, содержанию и порядку применению. В этой связи считает, что суд первой инстанции необоснованно уравнял различные формы таможенного контроля и не учел, что в отношении общества таможенная проверка не проводилась, в связи с чем пункт «г» части 4 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателе» (далее - Закон №129-ФЗ) в спорной ситуации неприменим. Кроме того, заявитель жалобы отмечает, что результаты таможенного контроля были оформлены только 13.02.2023, а, следовательно, на момент принятия регистрирующим органом решений от 03.11.2022 о государственной регистрации и на момент принятия оспариваемого решения отсутствовали сведения о задолженности общества перед бюджетом. Данные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о представлении им достоверных сведений, указанных в промежуточном ликвидационном балансе и в ликвидационном балансе, в связи с чем правовые основания для отмены решений инспекции у вышестоящего регистрирующего органа отсутствовали.

            В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме.

            Представители УФНС России по Приморскому краю, МИФНС России №15 по Приморскому краю с доводами апелляционной жалобы не согласились, обжалуемое решение считают законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.

            Таможенный орган по тексту представленного письменного отзыва также выразил несогласие с апелляционной жалобой и указал, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.

            МИФНС России №14 по Приморскому краю, таможенный орган, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, таможня письменно ходатайствовала о проведении судебного заседания без своего участия, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц по имеющимся в материалах дела документам.

            Из материалов дела коллегией установлено следующее.

            Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 09.10.2017 инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока с присвоением ОГРН 1172536036243.

            По данным Единого государственного реестра юридических лиц (сокращенно - ЕГРЮЛ) адрес местонахождения организации: г. Владивосток, ул. Стрельникова, д. ЗБ, офис 403Б; учредитель: Вострикова Татьяна Владимировна (далее – Вострикова Т.В.)

            14.06.2022 единственным участником общества Востриковой Т.В. принято решение №1/22 о ликвидации общества. Указанным решением ликвидатором общества назначена  Вострикова Т.В.

            Этого же числа в регистрирующий орган представлено уведомление о ликвидации юридического лица по форме №Р15016 (вх. №13982А), в связи с чем инспекцией принято решение №13982А от 21.06.2022 о государственной регистрации принятого юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора. Одновременно на основании данного решения в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 21.06.2022 ГРН 2222500407556.

            20.07.2022 в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 1 № 28(898) опубликовано сообщение о принятии решения о ликвидации.

            28.09.2022 ликвидатором в регистрирующий орган представлено заявление по форме №Р15016 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса ООО «ГалаТорг» (вх. №22997А), согласно которому внеоборотные активы общества составляли 0, нематериальные активы - 0, запасы - 0, денежные средства - 0, другие активы - 0, итого по разделу активов баланс - 0; пассивы общества составляли: капитал - 0, целевые средства - 0, фонд - 0, долгосрочные заемные средства - 0, краткосрочные обязательства - 0, кредиторская задолженность - 0, итого по разделу пассивов баланс - 0.

            Одновременно ликвидатором подано заявление от 28.09.2022 вх. №23029А о ликвидации общества.

            04.10.2022 в адрес регистрирующего органа поступило возражение МИФНС России №14 по Приморскому краю по форме №Р38001 (вх. №23427А), согласно которому ликвидационный баланс общества не отражает истинное имущественное положение организации и расчеты перед кредиторами (инспекции).

            Кроме того, регистрирующим органом установлен факт поступления 20.09.2022 письма таможни от 16.09.2022 №26-13/38022 содержащего заявление по форме №Р38001, в котором указано на проведение таможенных мероприятий в отношении ООО «ГалаТорг», и заявлены возражения против ликвидации юридического лица и исключения его из ЕГРЮЛ.

            По результатам рассмотрения указанных заявлений регистрирующим органом принято решение о приостановлении государственной регистрации  промежуточного ликвидационного баланса от 05.10.2022 №22997А и от 05.10.2022 №23029А о приостановлении государственной регистрации ликвидации юридического лица.

            При этом в целях принятии обоснованного решения о государственной регистрации (либо об отказе в государственной регистрации) инспекция направила в адрес таможни запрос от 11.10.2022 №25-09/40177@ о необходимости представления в регистрирующий орган актуальной информации о ходе проведения проверки в отношении вышеуказанного юридического лица, ее результатах, а также о наличии оснований для отказа в государственной регистрации в соответствии с положениями пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ.

            Ответ на указанный запрос в адрес регистрирующего органа не поступил.

            По результатам рассмотрения документов, представленных на государственную регистрацию, придя к выводу об отсутствии оснований для отказа, определенных в статье 23 Закона №129-ФЗ, и в связи неполучением ответов на запрос регистрирующего органа с подтверждающими документами о недостоверности сведений, содержащихся в промежуточном ликвидационном балансе, ликвидационном балансе, регистрирующим органом были приняты решения о государственной регистрации №22997А от 03.11.2022 о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица (запись ГРН 2222500693391) и №23029А от 03.11.2022 о ликвидации ООО «ГалаТорг» (запись ГРН 2222500693413).

            По факту совершения указанных регистрационных действий таможней была подана жалоба на имя руководителя управления от 07.12.2022, в которой были приведены обстоятельства проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров в отношении общества.

            По результатам рассмотрения указанной жалобы заместителем руководителя управления было принято решение №15-10/55158@ от 30.12.2022, в соответствии с которым решения инспекции от 03.11.2022 №22997А и №23029А о государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса и о государственной регистрации ликвидации общества были отменены.

            Не согласившись с решением управления, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого обжалуемым решением суда было отказано.

            Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

            Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

            Как установлено пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

            По правилам пункта 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

            Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

            В соответствии с пунктом 2 названной статьи после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

            После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 6 статьи 63 ГК РФ).

            На основании пункта 9 этой же статьи ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

            В свою очередь отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом №129-ФЗ.

            В силу абзаца второго статьи 1 названного Закона государственная регистрация юридических лиц - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, и иных сведений о юридических лицах.

            Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (статья 2 Закона №129-ФЗ).

            В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

            Согласно положениям статей 4 и 6 Закона №129-ФЗ единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом, а содержащиеся в таком реестре сведения и документы являются открытыми и общедоступными.

            По правилам пункта 1 статьи 11 названного Закона решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

            Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (пункт 4 статьи 5 Закона №129-ФЗ).

            Как установлено пунктом 1 статьи 22 этого же Закона, государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

            На основании пункта 1 статьи 20 Закона №129-ФЗ сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.

            Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (пункт 2 статьи 20 Закона №129-ФЗ).

            Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (пункт 3 статьи 20 Закона №129-ФЗ).

            Пункт 4 указанной статьи закрепляет сроки, ранее истечения которых уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган.

            В частности, в силу подпункта «г» пункта 4 статьи 20 Закона №129-ФЗ уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в инспекцию, в том числе ранее срока завершения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, таможенной проверки, составления акта таможенной проверки и принятия по результатам указанной проверки решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (в случае, если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании).

            Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации установленных сведений (пункт 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ).

            Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

            Положениями статьи 25 Закона №129-ФЗ регламентирована ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.

            Таким образом, по смыслу приведенных норм порядок государственной регистрации основывается на презумпции достоверности представляемых для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений сведений о юридическом лице.

            По правилам подпункта «х» пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

            Из материалов дела установлено, что единственным учредителем общества инициирована процедура ликвидации юридического лица, в связи с чем регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись от 21.06.2022 ГРН 2222500407556 о принятом юридическим лицом решения о ликвидации, а в дальнейшем 28.09.2022 ликвидатором в регистрирующий орган представлено заявление (вх.22997А) по форме №Р15016 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, согласно которому кредиторская задолженность у общества отсутствовала, а также заявление (вх.23029) о государственной регистрации ликвидации общества.

            Вместе с тем, как следует из материалов дела, в период рассмотрения заявлений общества от МИФНС России №14 по Приморскому краю и от таможни в адрес регистрирующего органа поступили возражения в отношении предстоящей ликвидации общества.

            При этом таможенным органом было указано, что в отношении товаров, ввезенных обществом на таможенную территорию ЕАЭС, с апреля 2022 года проводится проверка достоверности определения заявленной таможенной стоимости, в связи с чем размер предполагаемых неуплаченных таможенных платежей может составить около 4,6 млн.руб.

            Так, в период с июля 2020 по октябрь 2021 года в адрес заявителя в рамках внешнеторгового контракта №2 от 12.01.2020 из КНР на территорию Евразийского экономического союза были ввезены товары «арматура смесительная, санитарно-техническая, для умывальников, моек и ванных бытового назначения», в связи с чем на Владивостокский таможенный пост (Центр электронного декларирования) обществом были поданы соответствующие декларации на товары.

            В апреле 2022 года таможенным органом в отношении общества на основании статей 310, 324, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) была инициирована проверка документов и сведений после выпуска товаров по соответствующим ДТ, в рамках которой в адрес декларанта таможней был направлен запрос документов от 29.06.2022 №26-12/26494.

            05.08.2022 и 22.08.2022 в ответ на указанный запрос таможенного органа поступили ответы ООО «ГалаТорг» исх.№263 от 04.08.2022, исх.№278 от 19.08.2022 с комплектом документов.

            Результаты проведенной в отношении общества проверки были изложены в акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 13.02.2023 №10702000/211/130223/А000391, и 21.03.2023 таможней было принято решение о внесении изменений в сведения, заявленные в указанных декларациях, направленные на перерасчет таможенных платежей.

            Во исполнение указанного решения таможенного органа были оформлены корректировки декларации на товары по форме КДТ от 22.03.2023 и выставлены уведомления от 23.03.2023 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за неисполнение которых были приняты решения от 20.04.2023 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.

            Соответственно, как обоснованно заключил суд первой инстанции, на дату составления промежуточного ликвидационного баланса и на дату обращения с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица, то есть по состоянию на 28.09.2022, общество было осведомлено о проведении отношении него проверочных мероприятий по контролю заявленной таможенной стоимости товаров.

            Учитывая изложенное, следует признать, что указанные заявления о государственной регистрации были представлены обществом при наличии ограничений на представление указанных документов, что не могло послужить основанием для принятия регистрирующим органом решений о государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса и ликвидации юридического лица, сопряженных с внесением в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности ООО «ГалаТорг».

            Таким образом, указанные решения регистрирующего органа от 03.11.2022 №22997А, №23029А о государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса и государственной регистрации ликвидации общества, сопровождаемые внесением в ЕГРЮЛ записей от 03.11.2022 ГРН 2222500693391 (составление промежуточного баланса) и от 03.11.2022 ГРН 2222500693413 (ликвидация общества), были приняты инспекцией в нарушение установленного порядка государственной регистрации.

            Соответственно УФНС России по Приморскому краю при рассмотрении жалобы таможни на указанные решения регистрирующего органа пришло к правильному выводу о необходимости отмены указанных решений и регистрационных записей.

            Довод апелляционной жалобы о том, что действующим таможенным законодательством проверка документов и сведений и таможенная проверка относятся к разным видам таможенного контроля, в связи с чем проведение таможней проверки документов и сведений не могло послужить препятствием для подачи уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса, исходя из положений подпункта «г» пункта 4 статьи 20 Закона №129-ФЗ, судом апелляционной инстанции не принимается.

            Действительно, по правилам статьи 322 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы применяют следующие формы таможенного контроля: - проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; - таможенная проверка.

            Согласно пункту 2 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

            Таможенная проверка - форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании (пункт 1 статьи 331 ТК ЕАЭС).

            Следуя указанным нормам права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что проведение таможенного контроля в форме проверки документов и сведений или в форме таможенной проверки, завершающейся вынесением решением в сфере таможенного дела, ограничивает возможность ликвидации юридического лица, в отношении которого такая проверка проводится.

            Данный вывод судебной коллегии не противоречит общему правовому подходу в области государственной регистрации юридических лиц, тем более, что норма подпункта «г» пункта 4 статьи 20 Закона №129-ФЗ не носит отсылочного характера к определению понятия «таможенная проверка»», закрепленному в статье 331 ТК ЕАЭС, в связи с чем иное толкование подпункта «г» пункта 4 статьи 20 Закона №129-ФЗ, приведенное в апелляционной жалобе, признается коллегией безосновательным.

            С учетом изложенного следует признать, что из буквального прочтения подпункта «г» пункта 4 статьи 20 Закона №129-ФЗ, вопреки позиции заявителя апелляционной жалобы, не следует вывод о том, что соответствующий запрет на предоставление в регистрирующий орган уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса относится только к определенному объекту таможенного контроля либо ограничен только определенной формой контроля.

            Оценивая довод апелляционной жалобы о достоверности представленного на государственную регистрацию промежуточного ликвидационного баланса, учитывая, что решение об изменении сведений, заявленных в декларациях на товары, было принято таможней только 21.03.2023, суд апелляционной инстанции отмечает, что установленный запрет на представление промежуточного ликвидационного баланса в период проведения контрольных мероприятий свидетельствует о недостоверности отраженных в нем сведений на дату представления в регистрирующий орган, поскольку данный документ составлен до завершения таможенного контроля и без учета его результатов.

            При таких обстоятельствах у судебной коллегии отсутствуют считать, что представленный на государственную регистрацию указанный ликвидационный баланс отражал реальное состояние расчетов общества с бюджетом, в связи с чем правовых оснований для осуществления государственной регистрации ликвидации юридического лица не имелось.

            Кроме того, как справедливо отмечено таможенным органом в отзыве на апелляционную жалобу, наличие в производстве арбитражного суда нескольких споров по заявлениям самого общества об оспаривании решения таможенного органа, принятого по результатам спорных проверочных мероприятий, указывает на безусловное отсутствие правовых оснований для составления промежуточного ликвидационного баланса, ликвидационного баланса и для представления решения о ликвидации в регистрирующий орган до разрешения споров с таможней.

            То обстоятельство, что судебное разбирательство было инициировано заявителем жалобы после принятия управлением оспариваемого решения, названных выводов судебной коллегии не отменяет и, напротив, подтверждает вывод УФНС России по Приморскому краю об отсутствии оснований для завершения процедуры ликвидации юридического лица в условиях проведения в отношении такого лица проверочных мероприятий, влияющих на размер обязательств общества перед бюджетом.

            Довод заявителя жалобы о том, что процедура ликвидации юридического лица была совершена им с соблюдением требований действующего законодательства, подлежит отклонению как противоречащий материалам дела.

            При этом в спорной ситуации совокупный анализ имеющихся в материалах дела документов в своей хронологической последовательности указывает на то, что решение о добровольной ликвидации общества было принято его учредителем при фактической осведомленности о проведении в отношении общества контрольных мероприятий, что указывает на принятие заявителем мер по прекращению либо исключению своих обязательств перед кредиторами, а равно по исключению какой-либо возможности исполнения таких обязательств, что не соответствует смыслу действующего правового регулирования.

            Между тем предусмотренная нормами права процедура ликвидации юридического лица предполагает добросовестные действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов, по предоставлению регламентированного перечня документов и по составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами.

            При таких обстоятельствах оспариваемое обществом решение управления от 30.12.2022 №15-10/55158@ было принято в соответствии с действующим правовым регулированием.

            Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 25.2 Закона №129-ФЗ решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и (или) обжаловано в судебном порядке.

            Пунктом 2 статьи 25.6 данного Закона вышестоящий регистрирующий орган или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, без участия лица, подавшего жалобу, рассматривает жалобу, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, материалы, представленные регистрирующим органом.

            Согласно пункту 3 статьи 25.6 названного Закона по результатам рассмотрения жалобы вышестоящий регистрирующий орган принимает одно из следующих решений: а) об отмене решения регистрирующего органа; б) об оставлении жалобы без удовлетворения.

            В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 25.6 Закона №129-ФЗ в случае отмены решения регистрирующего органа о государственной регистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии со статьей 2 данного Федерального закона.

            С учетом изложенного УФНС России по Приморскому краю при вынесении оспариваемого решения от 30.12.2022 №15-10/55158@ об отмене решений от 03.11.2022 №22997А, №23029А о государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса и о государственной регистрации ликвидации общества действовало в пределах предоставленных полномочий.

            При этом указание в резолютивной части оспариваемого решения на поручение инспекции не позднее 30.12.2022 внести записи об отмене ранее внесенных записей о составлении промежуточного ликвидационного баланса, о ликвидации юридического лица и снятии его с налогового учета соответствует порядку исполнения решения УФНС России по Приморскому краю.

             С учетом изложенного судебная коллегия считает, что материалами дела нашли подтверждение доводы управления о том, что ликвидация общества была произведена с нарушением закона, в связи с чем ликвидация юридического лица не могла быть завершена до окончания таможенного контроля и определения соответствующей обязанности общества перед бюджетам по таможенным платежам.

            Таким образом, совокупностью имеющихся в деле доказательств подтверждается нарушение порядка государственной регистрации добровольной ликвидации ООО «ГалаТорг».

            Соответственно оспариваемое решение управления об отмене решений о государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса и о государственной регистрации ликвидации юридического лица было принято при наличии на то правовых оснований и не привело к нарушению прав и законных интересов общества, в связи с чем заявленные требования в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ обоснованно были признаны судом первой инстанции не подлежащими удовлетворению.

            В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

            Выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

            При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

            На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. относятся судом апелляционной инстанции на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату плательщику из бюджета как излишне уплаченные в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

            Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

            Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.10.2023 по делу №А51-11586/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

            Возвратить Селюку Алексею Александровичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб. (одна тысяча пятьсот рублей), излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью «ГалаТорг» по чеку-ордеру ПАО «Сбербанк» от 16.11.2023 на сумму 3000 руб. Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Н.Н. Анисимова

Судьи

А.В. Гончарова

С.В. Понуровская