НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Приморского края от 22.07.2020 № Ф03-2571/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

июля 2020 года                                                                        № Ф03-2571/2020

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен июля 2020 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи М.А. Басос

судей Т.Н. Никитиной, Е.П. Филимоновой,

при участии:

от Владивостокской таможни: Цветков В.С., представитель по доверенности от 27.07.2020 № 66;

от общества с ограниченной ответственностью «Нерей»: Соколов Д.С., представитель по доверенности от 18.05.2020; Колесников Д.Ю., представитель по доверенности от 18.05.2020;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационные жалобы Владивостокской таможни, общества с ограниченной ответственностью «Нерей»

на решение от 18.09.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020

по делу №  А51-7462/2019

Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Владивостокской таможни (ОГРН 1052504398484,                      ИНН 2540015767, адрес: 690003, Приморский край, г.Владивосток,                      ул.Посьетская, д.21А)

к обществу с ограниченной ответственностью «Нерей»                                    (ОГРН 1112540003663, ИНН 2540171212, адрес: 690065, Приморский край,        г. Владивосток, ул. Стрельникова, д.5, оф.003)

о взыскании неуплаченного утилизационного сбора  

УСТАНОВИЛ:

Владивостокская таможня (далее – таможенный орган, таможня) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «НЕРЕЙ» (далее – общество, декларант) о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в сумме 27 134 250 рублей по состоянию на 01.04.2019 по декларациям на товары

- № 10702030/040316/0010497,

- № 10702030/271116/0078056,

- № 10702030/310118/0001166,

- № 10702030/170318/0004346,

- № 10702030/250119/0000416,

- № 10702020/180518/0002603 (товар № 2),

- № 10702020/130718/0003470 (товар № 1),

- № 10702020/130718/0003474 (товар № 1),

- № 10702020/170718/0003563 (товар № 1, 2),

- № 10702020/020818/0003816 (товар № 1, 2).

Решением суда от 18.09.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020, требования удовлетворены частично, с общества в доход бюджета Российской Федерации взыскан утилизационный сбор в сумме 7591500 рублей, в остальной части в удовлетворении требований отказано.

Определением от 10.06.2020 суд исправил опечатку, допущенную в резолютивной части решения от 12.09.2019 и в мотивированном решении суда от 18.09.2019. Суд определил: абзац 9 на странице 19 решения от 18.09.2019 читать следующим образом: «- по ДТ № 10702030/250119/0000416 – по 1035000 рублей по каждому из двух товаров (172500*6).»; абзац 1 на странице 20 решения от 18.09.2019 читать следующим образом: «Следовательно, общая сумма утилизационного сбора, подлежащая взысканию с ответчика, составляет 7597500 рублей (2932500 + 900000 + 195000 + 1500000 + 1035000 + 1035000)».

С учетом определения суда от 10.06.2020 с общества в доход бюджета Российской Федерации взыскан утилизационный сбор в размере 7597500 (семь миллионов пятьсот девяносто семь тысяч пятьсот) рублей за товар, ввезенный по декларациям на товары

№ 10702030/040316/0010497,

№ 10702030/271116/0078056,

№ 10702030/310118/0001166,

№ 10702030/170318/0004346,

№ 10702030/250119/0000416;

в остальной части в удовлетворении требований отказано.

  Законность принятых судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационным жалобам таможни и общества, полагающих, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просят их отменить.

Таможня в обоснование жалобы приводит доводы о том, что судом неверно применен коэффициент расчета размера утилизационного сбора - 20 в отношении транспортного средства, задекларированного по декларации № 10702030/040316/0010497. Указывает на допущенную при расчете суммы утилизационного сбора по декларации № 10702030/250119/0000416 арифметическую ошибку.

Общество в своей кассационной жалобе указывает на неверное возложение на него, не являющегося плательщиком утилизационного сбора, обязанности по уплате платежа, считая, что утилизационный сбор подлежит взысканию с конечного потребителя, в адрес которого задекларированная техника была ввезена на основании заключенного агентского договора. Полагает, что утилизационный сбор по транспортным средствам (погрузчики и снегоход) не подлежит уплате в связи с тем, что товары не приобрели статус транспортных средств, поскольку таможенный орган не оформлял и не выдавал на данную технику паспорта самоходных машин. По мнению заявителя кассационной жалобы, утилизационный сбор подлежит уплате только в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации. Указывает также на неверное применение при расчете сбора установленных коэффициентов по декларациям № 10702030/271116/0078056, № 10702030/250119/0000416.

Таможня в отзыве на кассационную жалобу общества возражает против доводов, изложенных в ней.

В судебном заседании, проведенном в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы и возражения.

Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационных жалобах и отзыве, заслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения жалоб в силу следующего.

Как установили суды, общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Российскую Федерацию товары:

- по декларации № 10702030/040316/0010497 - фронтальный погрузчик на гусеничном ходу, б/у, 1986 год, мощностью 112 л.с, с объемом двигателя 5211 см3, весом 1 7450 кг;

          - по декларации № 10702030/271116/0078056 - вилочный погрузчик TOYOTA, б/у, 1985 год, мощностью 135 л.с, с объемом двигателя 1 493 см3, весом 3100 кг;

          - по декларации № 10702030/310118/0001166 - снегоход на гусеничном ходу, б/у, с объемом двигателя 408 см3;

- по декларации № 10702030/170318/0004346 вилочный погрузчик, б/у, 2001 год, мощностью 66 л.с, объемом двигателя 3 469 см3 , весом 4080 кг;

- по декларации № 10702030/250119/0000416 - вилочный погрузчик, 2004 год, мощностью 34 л.с, - вилочный погрузчик, б/у, 1998 год, мощностью 38 л.с.

Сумма утилизационного сбора, подлежащего уплате за самоходные транспортные средства, по расчету таможни составила 18 681 750 рублей.

По декларациям № 10702020/180518/0002603 (товар № 2),                              № 10702020/130718/0003470 (товар № 1), № 10702020/130718/0003474 (товар № 1), № 10702020/170718/0003563 (товары № 1, № 2), №10702020/020818/0003816 (товары № 1, № 2) ввезены прицепы для транспортировки водного транспорта, б/у, грузоподъемностью 500 кг.,                 1300 кг и 1170 кг.

По расчету таможенного органа сумма утилизационного сбора, подлежащего уплате за прицепы, составила 8 452 500 рублей.

Письмом от 06.03.2019 декларанту направлено уведомление об уплате утилизационного сбора в срок до 01.04.2019.

В связи с неуплатой обществом суммы утилизационного сбора в добровольном порядке, таможенный орган обратился в арбитражный суд.

Суд первой инстанции признал обоснованными требования о взыскании с общества суммы утилизационного сбора в размере 7 597 500 рублей (с учетом определения об исправлении опечатки от 10.06.2020).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства), Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а  также Перечнями видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, размеров утилизационного сбора, видов самоходных машин и прицепов к ним,  в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81 (далее – Правила № 81, Перечень № 81), суд первой инстанции признал общество плательщиком утилизационного сбора, указав, что факт отсутствия у ввезенных погрузчиков и снегохода паспортов самоходных машин не является основанием для освобождения лица, осуществившего ввоз таких транспортных средств на территорию Российской Федерации, от уплаты утилизационного сбора.

Суд признал неверным расчет таможенного органа, исходя из того, что утилизационный сбор надлежит исчислять в соответствии с законодательством, действующим на дату выпуска транспортных средств, а также определять соответствующие величину базовой ставки и коэффициенты, исходя из максимальной технически допустимой массы транспортных средств без учета грузоподъемности.

Суд произвел собственный расчет подлежащего взысканию утилизационного сбора. В отношении ввезенных обществом прицепов суд сделал вывод об отсутствии оснований для взыскания утилизационного сбора, поскольку они данным платежом не облагаются.

Выводы суда первой инстанции поддержал апелляционный суд.

Выводы судов о применении норм материального права соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.

По смыслу Закона об отходах производства утилизационный сбор представляет собой особый вид обязательного платежа, основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. Утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство, как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).

В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах производства плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:

- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;

- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;

- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Таким образом, в случае ввоза транспортных средств на территорию Российской Федерации субъектом, обязанным к уплате утилизационного сбора, выступает лицо, осуществившее ввоз соответствующих товаров. Последующее отчуждение ввезенных транспортных средств не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения неисполненной обязанности по уплате утилизационного сбора для лица, осуществившего ввоз.

Пунктами 2, 5 Правил № 81 предусмотрено, что уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными его плательщиками. Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем № 81.

Возражения общества о прекращении у него как у лица, осуществившего ввоз товара в Российскую Федерацию, обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении транспортных средств, в связи с их отчуждением третьим лицам ко дню рассмотрения настоящего дела в силу абзаца четвертого пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах производства суды отклонили.

Суды исходили из смысла вышеприведенной нормы, который состоит не в прекращении обязанности по уплате утилизационного сбора у лица, осуществившего ввоз транспортных средств, а в обеспечении возможности взыскания рассматриваемого обязательного платежа за счет средств покупателя, который знал или должен был знать о неисполнении обязанности по его уплате лицом, осуществившим ввоз транспортного средства.

В указанной части выводы судов являются верными, а доводы кассационной жалобы общества об отсутствии у него статуса плательщика утилизационного сбора по мотиву отчуждения транспортных средств судом округа признаны несостоятельными.

 В соответствии с пунктом 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.

Таким образом, для правильного расчета суммы утилизационного сбора и применения соответствующего коэффициента следует использовать физические характеристики, а именно значение массы транспортного средства без учета грузоподъемности.

Как установлено судами, таможенный орган, обращаясь в суд с настоящим требованием, произвел расчет утилизационного сбора по базовой ставке и коэффициентам, предусмотренным Перечнем № 81 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 № 639, действующей с 13.06.2018).

Вместе с тем, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска транспортных средств таможней в свободное обращение, поэтому утилизационный сбор надлежит исчислять, определяя величину базовой ставки и соответствующие коэффициенты в соответствии с законодательством, действующим на дату выпуска товаров.

Судом установлено, что транспортные средства – вилочные, фронтальные погрузчики и снегоход ввезены в Российскую Федерацию и помещены под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления». В декларациях на товары произведены соответствующие отметки «выпуск товаров разрешен»:

по декларации № 10702030/040316/0010497 – 23.05.2016,

по декларации № 10702030/271116/0078056 – 30.01.2017,

по декларации № 10702030/310118/0001166 – 01.02.2018,

по декларации № 10702030/170318/0004346 – 18.03.2018,

по декларации № 10702030/250119/0000416 – 26.01.2019.

Перечень № 81 в редакции, действовавшей на дату выпуска товара по декларациям № 10702030/040316/0010497, № 10702030/271116/0078056,                                     № 10702030/310118/0001166, № 10702030/170318/0004346, предусматривал базовую ставку для расчета утилизационного сбора равную 150000 рублей и коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора:

- в отношении погрузчиков, классифицируемых по кодам 8429 51, 8427 20, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, массой не более 4 тонн – 6; массой свыше 4 тонн, но не более 8 тонн – 10; массой свыше 13,5 тонны, но не более 16,5 тонны – 20; массой свыше 16,5 тонны, но не более 22 тонн – 30;

- в отношении снегоходов, классифицируемых по коду 8703 10 110 0, с даты выпуска которых прошло более 3 лет (раздел XIII перечня), с объемом двигателя не менее 300 куб.см и не более 1500 куб.см – 1,3.

Перечень № 81 в редакции, действовавшей на дату выпуска товара по  декларации № 10702030/250119/0000416 предусматривал базовую ставку для расчета сбора равную 172 500 рублей и коэффициент для расчета суммы утилизационного сбора в отношении погрузчиков фронтальных и вилочных, классифицируемых по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, мощностью силовой установки не менее 5,5 л.с. и менее 50 л.с. – 6.

Суд, проверив расчет, представленный таможенным органом, самостоятельно совершил арифметические действия, в результате которых размер утилизационного сбора, подлежащего взысканию составил:

- по декларации № 10702030/040316/0010497 – 3 000 000 рублей (150000*20);

- по декларации № 10702030/271116/0078056 – 900 000 рублей (150000*6);

- по декларации № 10702030/310118/0001166 – 195 000 рублей (150000*1,3);

- по декларации № 10702030/170318/0004346 – 1 500 000 рублей (150000*10);

- по декларации № 10702030/250119/0000416 – по 1 035 000 рублей по каждому из двух товаров (172 500*6).

Проверяя доводы заявителей кассационных жалоб в части расчета суммы утилизационного сбора, суд кассационной инстанции считает заслуживающим внимания довод таможни относительно применения коэффициента в отношении транспортного средства, задекларированного по декларации № 10702030/040316/0010497, представляющего собой фронтальный погрузчик на гусеничном ходу, б/у, 1986 год, мощностью 112 л.с, с объемом двигателя 5211 см3, весом 17450 кг., код ТН ВЭД ЕАЭС 8429519100, дата выпуска в обращение - 23.05.2016.

Согласно Перечню № 81 в редакции, действовавшей на дату выпуска товара, к погрузчикам, классифицируемым по коду, в том числе 8429 51, массой свыше 16,5 тонн, но не более 22 тонн подлежит применению коэффициент расчета размера утилизационного сбора – 30, сумма сбора с учетом данного коэффициента составляет 4 500 000 рублей (150 000*30).

Однако, в соответствии с представленным расчетом платежа таможенный орган предъявил к взысканию с общества по декларации № 10702030/040316/0010497 утилизационный сбор, исходя из коэффициента, равного 17, что составило 2 932 500 рублей. Указанная сумма сбора была предъявлена обществу также и в таможенном уведомлении от 06.03.2019.  

Поскольку уточнение (увеличение) требований в рассматриваемой части таможней в порядке статьи 49 АПК РФ при рассмотрении дела в суде первой инстанции не заявлялось, следовательно, суд, действуя в пределах заявленных требований, правильно определил, что взысканию по декларации № 10702030/040316/0010497 подлежит утилизационный сбор в размере 2932500 рублей.

В силу положений части 1 статьи 4 АПК РФ именно заинтересованное лицо, обращающееся в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право и в каком объеме требовать от суда защиты.

При рассмотрении дела в суде кассационной инстанции правила, установленные только для рассмотрения дела в суде первой инстанции, не применяются. В частности, в суде кассационной инстанции не применяются правила об изменении основания или предмета иска, увеличении или уменьшении размера исковых требований (статья 49 АПК РФ) (пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном ссуде кассационной инстанции).

С учетом изложенного общая сумма неуплаченного обществом утилизационного сбора по рассматриваемым декларациям составила 7597500 рублей.

Приводимые в кассационной жалобе доводы общества о размере коэффициента по декларации № 10702030/271116/0078056 учтены судом при расчете размера утилизационного сбора.

Доводы относительно расчета суммы утилизационного сбора по декларации № 10702030/250119/0000416 судом кассационной инстанции не принимаются ввиду исправления судом первой инстанции допущенной арифметической ошибки определением от 10.06.2020.

Выводы судов относительно того, что ввезенные на основании деклараций

№10702020/180518/0002603,

№10702020/130718/0003470,

№10702020/130718/0003474,

№10702020/170718/0003563,

№10702020/020818/0003816

товары - прицепы массой 430 кг, что составляет менее 0,75 тн, грузоподъемностью менее 10 тн, утилизационным сбором не облагаются, соответствуют положениям раздела IХ Перечня № 81 в редакции соответствующих изменений и являются верными.

Доводы общества относительно правомерности возложения на него обязанности по уплате утилизационного сбора в отсутствие оформленных и выданных таможней паспортов самоходных машин и приобретения товарами статуса транспортных средств, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и правомерно отклонены.  

Уплата утилизационного сбора в установленном порядке является одним из условий выдачи паспорта транспортного средства или паспорта самоходной машины.

Выдача таможенными органами паспортов на ввозимые на территорию Российской Федерации самоходные машины осуществляется после уплаты утилизационного сбора и проставления соответствующей отметки о его оплате. Следовательно, факт отсутствия у ввезенных обществом погрузчиков и снегохода паспортов самоходных машин не означает наличие освобождения от уплаты утилизационного сбора для лица, осуществившего ввоз транспортных средств.

В случае если в течение 3 лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.

В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации начисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке (пункт 17 Правил № 81).

Исходя из того, что утилизационный сбор обществом в установленном порядке не уплачен, его сумма подлежала взысканию в судебном порядке.  

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.

С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции с учетом определения об исправлении опечатки, постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.09.2019 с учетом определения от 10.06.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020по делу № А51-7462/2019 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                М.А. Басос    

Судьи                                                                                         Т.Н. Никитина   

                                                                                                    Е.П. Филимонова