НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Приморского края от 19.12.2019 № А51-14544/19

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-14544/2019

23 декабря 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено декабря 2019 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Л. Сидорович,

судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирма «Востокбурвод-Анисимов»,

апелляционное производство № 05АП-8948/2019

на решение от 22.10.2019

судьи Ю.А. Тимофеевой

по делу № А51-14544/2019 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению заявление общества с ограниченной ответственностью фирма «Востокбурвод – Анисимов» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Первореченскому району г. Владивостока Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения от 04.04.2019 №10/1,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью фирма «Востокбурвод-Анисимов»: ФИО1 по доверенности от 14.12.2019, сроком действия на 1 год, паспорт;

от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Первореченскому району г. Владивостока Приморского края: ФИО2  по доверенности от 12.08.2019, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, копия диплома всг № 2717336,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью фирма «Востокбурвод – Анисимов» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Первореченскому району г. Владивостока Приморского края (далее – ответчик, Пенсионный фонд) от 04.04.2019 №10/1 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации.

Решением суда от 22.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке апелляционного производства.

Податель жалобы не согласен с начислением страховых взносов по дополнительному тарифу. Полагает, что поскольку работникам общества, занятым на таких специальностях как машинист буровой установки не предоставлено право на досрочное получение пенсии, то страховые взносы в данном случае по дополнительному тарифу не должны начисляться. Общество считает ошибочным вывод суда о том, что статья 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) не ставит необходимость применения дополнительного тарифа в зависимость от наличия у работников права на досрочное назначение трудовой пенсии. Свои доводы податель жалобы основывает на письме Минфина России от 24.05.18 №03-15-06/35161. Настаивает, что применение дополнительных тарифов пенсионных взносов напрямую зависит от результатов специальной оценки условий труда,в связи с чем необходимо применять результаты проведенной обществом и утвержденной 17.05.2019 специальной оценки условий труда, поскольку как указал суд, если работник занят на видах работ, указанных в пунктах 1-18 части 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ (до 1 января 2015 г. в пунктах 1-18 ч.1 ст. 27 Закона №173-Ф3), то страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, начисляются независимо от того, была ли в отношении его рабочего места проведена аттестация рабочих мест по условиям труда или специальная оценка условий труда.

От Пенсионного фонда через канцелярию суда поступил письменный отзыв, приобщенный судом к материалам дела.

Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель Пенсионного фонда на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Пенсионным фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования учреждением за 2016 год, по результатам которой составлен акт проверки от 28.02.2019 № 5\1.

В ходе проверки Пенсионным фондом установлено, что обществом не включены в базу для начисления дополнительных тарифов страховых взносов в 2016 году суммы заработной платы работников в размере 2 271 063,22 руб., а именно:

- заработная плата, начисленная работнику ФИО3 в сумме 498644,99 руб., принятому на должность машиниста буровой установки,

- заработная плата, начисленная работнику ФИО4 в сумме 599378,75 руб., принятому на должность машиниста буровой установки,

- заработная плата, начисленная работнику ФИО5 в сумме 504314,67 руб., принятому на должность машиниста буровой установки,

- заработная плата, начисленная работнику ФИО6 в сумме 668724,81 руб., принятому на должность машиниста буровой установки.

Сумма неуплаченных страховых взносов по дополнительному тарифу составила 136263,79 руб.

По результатам проверки Пенсионным фондом принято решение от 04.04.2018 № 10\1 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым обществу доначислены страховые взносы в сумме 136263,79 руб., начислены пеня в сумме 8856,54 руб. и штраф в сумме 27252,76 руб.

Согласно данному решению Пенсионный фонд пришел к выводу о том, что, если работник занят на соответствующих видах работ и при этом на предприятии отсутствуют результаты аттестации и специальной оценки условий труда, страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Не согласившись с данным решением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения в связи со следующим.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для указанных плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 этого Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Применение дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с 01.01.2013, установлено пунктом 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, согласно которой для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяются с 01.01.2013 следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за период 2013 года - 2,0 процента, 2014 год - 4,0 процента, 2015 год и последующие - 6,0 процента.

В пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ перечислены категории граждан, имеющих право на досрочное, то есть ранее достижения общеустановленного Законом пенсионного возраста, назначение трудовой пенсии по старости и установлены основания досрочного назначения трудовой пенсии по старости для каждой из перечисленных категорий.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ).

В Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, поименованы в том числе следующие виды работ: «Машинисты буровых установок» код позиции 2010100а-13590.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и пунктом 3 статьи 428 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», признаны вредными и (или) опасными.

Таким образом, если по результатам аттестации рабочих мест работников на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закона № 400-ФЗ), условия труда признаны допустимыми, плательщики должны применять тарифы, установленные частью 1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Процедура аттестации регламентировалась Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

В рассматриваемом случае основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод Управления о том, что заявитель должен был уплачивать дополнительные страховые взносы в соответствии с частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, поскольку условия труда работников по специальностям машиниста буровых установок дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В силу п. 3 ст. 27 Закона № 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подп. 1-18 п. 1 данной статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей», с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список № 2, согласно которому право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют, в том числе, машинист буровых установок.

Как следует из системного толкования статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, статьи 27 Закона № 173-ФЗ и статьи 30 Закона № 400-ФЗ обязанность уплачивать дополнительные тарифы связана с работой в таких должностях и в таких условиях, в силу которых работник (застрахованное лицо) в дальнейшем сможет претендовать на досрочное назначение пенсии.

Анализ вышеприведенных положений закона позволяет сделать вывод, что содержащаяся в статье 58.3 Закона № 212-ФЗ отсылка к положениям пп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ сделана в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ в части видов работ, в отношении которых применяются дополнительные тарифы, а не условий их выплаты. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 11.10.2016 № 310-КГ16-11033 по делу № А62-5913/2015.

Как предусмотрено частью 4 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Закона № 426-ФЗ).

При этом частью 4 статьи 27 Закона № 426-ФЗ предусмотрено, что, если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, специальная оценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.

Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Закона № 421-ФЗ).

Таким образом, страхователь освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в случае, если по итогам аттестации рабочего места, условия труда соответствующего работника не будут признаны вредными либо опасными.

При вынесении оспариваемого решения Пенсионный фонд исходил из того, что страхователь аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда в проверяемый период (2016 год) не проводил.

И как правильно указал суд первой инстанции, специальная оценка условий труда утверждена обществом только 08.05.2019, в связи с чем она не может распространяться на действия, возникшие до указанной даты, поскольку результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения «Отчета о проведении специальной оценки условий труда» и, соответственно, с этой даты применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленные частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Ссылка апеллянта в рассматриваемом случае на письма Минфина России от 23.10.2017 № 03-15-06/69113 и от 24.05.2018 № 03-15-06/35161 не имеет правового значения, поскольку не противоречит выводам суда о правомерности доначислений страховых взносов по дополнительному тарифу.

Поскольку выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании доказательств по делу, при правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены решения суда.

 Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда первой инстанции об обстоятельствах дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.10.2019  по делу №А51-14544/2019  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Е.Л. Сидорович

Судьи

А.В. Пяткова

Т.А. Солохина