НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Приморского края от 19.11.2020 № А51-19050/19

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                              Дело

№ А51-19050/2019

26 ноября 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено ноября 2020 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Гончаровой,

судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Понуровской,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Владивостокской таможни,

апелляционное производство № 05АП-4141/2020

на решение от 11.06.2020

судьи А.А. Николаева

по делу № А51-19050/2019 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «КАММАГ» (ИНН 4101024943, ОГРН 1024101025300)

к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484),

третьи лица: Камчатская таможня (ИНН 4101027366, ОГРН 1024101039764), общество с ограниченной ответственностью «Восточные рубежи» (ИНН 2543014994, ОГРН 1122543018377),

о признании незаконным решения Владивостокской таможни от 27.05.2019 №42-14/104 об отказе в принятии КДТ и ДТС в декларации на товары №10702080/140217/0000083 от ООО «КАММАГ», об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «КАММАГ»,

при участии:

от Владивостокской таможни: до перерыва: Бодрова М.А. по доверенности от 06.11.2019 сроком действия до 06.11.2020, диплом (регистрационный номер 2059), удостоверение; после перерыва: Бодрова М.А. по доверенности от 01.10.2019 сроком действия до 31.12.2021,  диплом (регистрационный номер 2059), удостоверение; Барсегян В.А. по доверенности от 01.10.2019 сроком действия до 31.12.2021, диплом (регистрационный номер 1152), удостоверение;

от Камчатской таможни: Бодрова М.А. по доверенности от 15.11.2019 сроком действия до 06.11.2020, диплом (регистрационный номер 2059), удостоверение;

от Сахалинской таможни: Бодрова М.А. по доверенности от 05.10.2020 сроком действия до 31.12.2021, диплом (регистрационный номер 2059), удостоверение;

от ООО «КАММАГ»: Пикульский Г.В. по доверенности от 20.02.2020 сроком действия на 3 года, удостоверение адвоката.

от ООО «Восточные рубежи»: в судебное заседание не явилось.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «КАММАГ»(далее - заявитель, общество, декларант, ООО «КАММАГ») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее – ответчик, таможня, таможенный орган) от 27.05.2019 №42-14/104 об отказе в принятии КДТ и ДТС в декларации на товары ДТ №10702080/140217/0000083 от ООО «КАММАГ».

В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Владивостокскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «КАММАГ» путем принятия корректировки от 22.05.2019 о применении льготы согласно пункту 7.1.10 решения Комиссии Таможенного союза №130 от 27.11.2009 (ред. от 30.11.2016) в КДТ и ДТС на товары ДТ №10702080/140217/0000083 согласно обращению ООО «КАММАГ», принятия следующей корректировки ДТ №10702080/140217/0000083: графу 36 Преференция в виде «ООРС-ОО»; графу 45 Таможенная стоимость в виде «66985022,89»; графу 47 исчисления платежей: 

вид

основа начисления

ставка

сумма

СП

1010

66985022,89

22500 руб.

22500 руб.

ИУ

2010

66985022,89

5%

3349251,14

УН

2010

0

УМ

5010

66985022,89

18%

12057304,12

ИУ

Также просил обязать Владивостокскую таможню произвести перерасчет таможенных платежей с учетом поданной корректировки, вернуть ООО «КАММАГ» излишне уплаченную таможенную пошлину в размере 2 342 914,75 руб. и налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 421 724,66 руб.

Арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Камчатскую таможню, общество с ограниченной ответственностью «Восточные рубежи».

Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.06.2020 заявленные обществом требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Владивостокская таможня обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 11.06.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование своей правовой позиции таможня приводит доводы о том, что декларант ни при первоначальном таможенном декларировании, ни при подаче заявления о внесении изменений в ДТ не представил документы, подтверждающие право общества на льготу по уплате таможенных платежей, поскольку в пакете поданных в таможенный орган документов отсутствовала выписка из Государственного судового реестра, а свидетельство о праве плавания под Государственным флагом и свидетельство о праве собственности на судно направлены в формализованном виде. Указанное, по мнению апеллянта, свидетельствует о невыполнении заявителем требований пункта 12 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии», что, как следствие, является основанием для отказа во внесении изменений. Более того, обращаясь в заявительном порядке за внесением изменений в части применения льготы, декларант неверно заполнил графу 45а КДТ, указав, что основанием для внесения изменений является проверка документов после выпуска товаров, а не инициатива декларанта. При таких обстоятельствах у таможенного органа отсутствовали основания для принятия КДТ, поскольку указанные в ней сведения не соответствовали, в том числе, решению Камчатской таможни, о принятии которого заявлено в обращении декларанта.

В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи Н.Н. Анисимовой в отпуске на основании определения суда от 12.11.2020 произведена её замена на судью О.Ю. Еремееву, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) произведено сначала.

ООО «Восточные рубежи» в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Представители лиц, участвующих в деле, не возражали против рассмотрения дела в его отсутствие, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

Представитель таможенного органа в судебном заседании заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве третьего лица путем замены Камчатской таможни на Сахалинскую таможню в связи с реорганизациейКамчатской таможни в форме её присоединения к Сахалинской таможне.

Судебная коллегия на основании статей  48, 159, 184, 185 АПК РФ  определила произвести процессуальное правопреемство, заменить Камчатскую таможню на Сахалинскую таможню.

В судебном заседании представитель Владивостокской таможни и Сахалинской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Представитель ООО «КАММАГ» на доводы апелляционной жалобы возражал, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В порядке части 1 статьи 165 АПК РФ судебная коллегия возобновляла исследование материалов дела.

Суд, руководствуясь статьями 163, 184, 185 АПК РФ, определил объявить перерыв в судебном заседании до 19.11.2020 до 13 часов 10 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.

19.11.2020 после окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при участии тех же лиц.

Из материалов дела коллегия апелляционного суда установила следующее.

01.09.2014 между ООО «КАММАГ» (покупатель) и компанией «Marin Marawa Fisheries» (продавец) заключен меморандум о соглашении - договор купли-продажи рыболовного судна «Teraka № 28» (судно построено в 2001 году в Японии, регистровый тоннаж 660 тонн, ИМО 9258038, порт приписки - Тарава, Республика Кирибати).

Согласно условиям договора цена судна - 660000 долл. США (пункт 11), место доставки судна - п. Пусан, Республика Корея (пункт 13), судно поставляется на условиях «как есть» (пункт 19).

В соответствии с дополнительным соглашением от 01.09.2014 к меморандуму о соглашении от 01.09.2014 судно передается со всем имуществом, находящемся на борту судна (запчастями, запасным оборудованием, радио и навигационным оборудованием, промысловым вооружением, включая донные сети) без дополнительной оплаты.

По протоколу приема и передачи рыболовного судна «Teraka № 28» продавец передал 16.09.2014 в порту Пусан данное судно со всеми запасами, снабжением и оборудованием на борту покупателю.

09.02.2015 ООО «КАММАГ» выдано свидетельство о праве собственности МР-IV № 0007301 на судно «Нефритовый» (прежнее наименование «Teraka № 28»). В этот же день на судно также выдано свидетельство о праве плавания под государственным флагом РФ МР-II № 0007184.

14.02.2017 ООО «Восточные рубежи» на основании договора на оказание услуг таможенного представителя от 27.01.2017 № 0542/03-Д-ОТО-17-10 от имени и по поручению ООО «КАММАГ» в таможенный пост Морской порт Зарубино Владивостокской таможни была подана предварительная ДТ № 10702080/140217/0000083 на товар «судно рыболовное, не военное, морское, «Нефритовый», номер ИМО 9258038, год постройки - 2001 год, место постройки - Япония, материал корпуса - сталь, число и мощность машин - 1х735 квт, длина - 49,0 м, ширина - 8,80 м, высота борта - 3,85 м, валовая вместимость - 660, вместимость чистая – 234» стоимостью 660000 долл.США.

Таможенная стоимость была определена по первому методу определения таможенной стоимости «по стоимости сделки с ввозимыми товарами» и составила 46858294,92 руб., в которую согласно сведениям, указанным в ДТС-1, включены: расходы на приобретение товара по меморандуму о соглашении от 01.09.2014 в размере 38320854 руб. (660000 долл.США по курсу 58,0619 руб. за 1 долл.США); расходы на приобретение и установку дополнительного оборудования (станции спутниковой связи, радиостанции, трансмиттера, радара, опреснителя, стерилизационных установок и пр.), а также расходы на приобретение топлива (транспортные расходы) в общей сумме 8537440,92 руб.

В ДТ № 10702080/140217/0000083 таможенным представителем в графе № 47 указана ставка таможенной пошлины в размере 5% (2 342 914,75 руб.), графе № 33 код 8902 00 100 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Союза. 

14.02.2017 заявленная таможенная стоимость товара была принята таможенным органом, что подтверждается соответствующей отметкой в ДТС-1.

22.02.2017 судно «Нефритовый» прибыло на таможенную территорию таможенного союза через морской пункт пропуска Зарубино, и в этот же день товар выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

В период с 13.11.2018 по 21.03.2019 на основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Камчатской таможней была проведена камеральная таможенная проверка по вопросу достоверности сведений, заявленных о таможенной стоимости товара, задекларированного в ДТ № 10702080/140217/0000083.

В ходе проверочных мероприятий таможня, исходя из сведений, предоставленных ООО «Восточные рубежи», ООО «КАММАГ», Российский Морской Регистр Судоходства, ООО «Морская инженерная компания», с учетом заключения таможенного эксперта от 18.03.2019 № 12410020/0006507, установила, что таможенная стоимость судна при его декларировании определена без учета фактически понесенных покупателем расходов на приобретение и установление на судне оборудования, на оказанные услуги освидетельствования, а также стоимости ремонтных операций, в результате проведения которых судно претерпело изменения и ввезено на территорию ЕАЭС в ином состоянии, чем приобретено у продавца.

Результаты проверки отражены в акте камеральной таможенной проверки от 21.03.2019 № 10705000/210/210319/А000008.

Установленные в ходе камеральной таможенной проверки факты послужили основанием для принятия Камчатской таможней на основании абзаца 2 подпункта «б» пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289,  решения от 13.05.2019 о внесении изменений в сведения, указанные в ДТ № 10702080/140217/0000083.

ООО «Восточные рубежи» обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным решения Камчатской таможни от 13.05.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары № 10702080/140217/0000083.

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 02.09.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2019 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.01.2020 по делу №А24-4760/2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.

22.05.2019 ООО «КАММАГ» обратилось во Владивостокскую таможню для корректировки таможенной декларации ДТ №10702080/140217/0000083 и изменения сведений в графе №47 о применении таможенной льготы в виде 0% таможенной стоимости.

27.05.2019 Владивостокской таможней принято решение №42-14/104 об отказе в принятии КДТ и ДТС, согласно которому Владивостокской таможней отказано в принятии КДТ и ДТС и во внесении изменений в ДТ №10702080/140217/0000083 по причине ненадлежащего заполнения КДТ и ДТС от 13.05.2019.

Изложенные обстоятельства явились основанием обращения ООО «КАММАГ» в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, которое судом удовлетворено.

Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия усматривает основания для отмены решения суда на основании следующего.

          Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС, Кодекс), действовавшего в период таможенного декларирования, установлено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Как установлено пунктом 4 статьи 65 ТК ТС, заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Из пункта 1 статьи 183 ТК ТС следует, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров, а также документов,  документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов.

Как усматривается из материалов дела, Камчатской таможней по результатам камеральной таможенной проверки на основании абзаца 2 подпункта б) пункта 11 Порядка № 289 принято решение от 13.05.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ № 10702080/140217/0000083, в части изменения сведений о таможенной стоимости товара, которая согласно решению таможенного органа составила 66 985 022,89 руб. вместо 46 858294,92 руб., заявленных при декларировании.

Обществом в связи с принятием Камчатской таможней названного решения от 13.05.2019, а также в связи с заявлением декларантом после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей было направлено в таможенный пост Морской порт Зарубино обращение о корректировке декларации на товары (л.д. 52 том 1).

Таким образом, направленное в таможенный орган обращение о регистрации КДТ фактически содержало два основания для внесения изменения в сведения ДТ, а именно: по решению таможенного органа  - Камчатской таможни от 13.05.2019 в порядке абзаца 2 подпункта б) пункта 11 Решения № 289; по инициативе декларанта после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей в порядке подпункта д) пункта 11 Решения № 289.

Согласно пункту 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.

Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Комиссией.

В соответствии с пунктом 4 статьи 112 ТК ЕЭАС для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары, за исключением определяемых Комиссией случаев, когда сведения могут быть изменены (дополнены) без применения этого таможенного документа. Форма корректировки декларации на товары, структура и формат корректировки декларации на товары в виде электронного документа и электронного вида корректировки декларации на товары на бумажном носителе, порядок их заполнения определяются Комиссией.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» утверждены Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, Форма корректировки декларации на товары, Порядок заполнения корректировки декларации на товары.

В силу статьи 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится, в том числе, в случаях: недостоверных сведений, заявленных в ДТ (абзац 2 пункта б); при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей, в том числе в связи с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот (пункт д).

Не оспаривая произведенную Камчатской таможней корректировку таможенной стоимости товара, общество, между тем, помимо изменений в части сведений о таможенной стоимости, указало в обращении о необходимости принятия КДТ в части сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей.

Как установлено в статье 11.1 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров с разрешения таможенного органа производится на основании обращения декларанта и документов, указанных в абзаце первом пункта 12 настоящего Порядка, или документов, указанных в абзаце втором пункта 12 настоящего Порядка, в соответствии с разделом IV настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 12 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.

Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений (дополнений) и обоснование необходимости внесения таких изменений (дополнений) (пункт 13 Порядка).

Как указано в пункте 17 Порядка, таможенный орган, рассматривающий обращение и документы, представленные в соответствии с абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, либо документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка, проводит таможенный контроль.

В свою очередь, невыполнение требований, предусмотренных пунктами 3, 4, 11-15 Порядка является основанием для отказа во внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ (пункт 18 Порядкавнесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары).

Основанием для принятия оспариваемого решения об отказе в принятии КДТ явилось ненадлежащее заполнение КДТ И ДТС - не в соответствии со сведениями, указанными Камчатской таможней в решении от 13.05.2019. а также непредставление документов, подтверждающих вносимые изменения.

Оценивая указанные таможенным органом основания отказа, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт включения судна «Нефритовый» в РМРС является самостоятельным основанием для предоставления декларанту таможенных преференций в виде освобождения от взимания налога на добавленную стоимость и ввозной таможенной пошлины, ввиду чего таможенный орган незаконно отказал в принятии КДТ и ДТС в декларации на товары №10702080/140217/0000083.

Коллегия суда не может признать данный вывод обоснованным, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 ТК ЕАЭС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе, льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифные льготы).

Льготы по уплате таможенных платежей в отношении судов, регистрируемых в Российском международном реестр судов (далее - РМРС), установлены подпунктом 2 статьи 150 НК РФ (по уплате НДС) и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (по уплате ввозной таможенной пошлины) в редакции, действовавшей в спорный период.

Перечень товаров, в отношении которых допускается предоставление тарифных льгот либо освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины при их ввозе на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза из третьих стран, определен пунктом 7.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее - Решение Комиссии Таможенного союза № 130).

Пунктом 7.1.10 Решения Комиссии Таможенного союза № 130 от 27.11.2009 предусмотрено, что от ввозной таможенной пошлины освобождаются суда рыболовные, плавучие базы и прочие суда для переработки и консервирования рыбных продуктов, морские (код 8902 00 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС), зарегистрированные в реестре судов государства - члена Союза, плавающие под флагом одного из государств - членов Союза, ввозимые на территорию Союза и помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления до 1 января 2018 года включительно, при условии представления при таможенном декларировании документов, подтверждающих регистрацию судов в реестре судов государства - члена Союза.

Между тем, положения таможенного законодательства (в том числе, действовавшая на момент спорного декорирования статья 183 ТК ТС, ныне действующая статья 106 ТК ЕАЭС) основаны на том, что обязанность заявления сведений о наличии права на льготу, а также обязанность по предоставлению документов, обосновывающих правомерность применения льготы по уплате таможенных платежей, лежит на декларанте.

Однако при первоначальном декларировании и ввозе товара по ДТ № 10702080/140217/0000083 общество не заявляло права на тарифную льготу в порядке пункта 7.1.10 Решения Комиссии Таможенного союза № 130 от 27.11.2009, заявив таможенную пошлину в размере 5%. Указанное заявителем не оспаривается.

Право на применение льготы, по мнению общества, реализовано им путем подачи обращения о внесении изменений от 22.05.2019 (КДТ) в порядке, установленном Решением № 289.

Форма КДТ содержит следующие графы: графу 36 – преференция, графу 45 – таможенная стоимость, графу 45а – код изменений.

Как следует из пункта 10 Порядка заполнения КДТ, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289, графа 45а «Код изменений» при подаче КДТ заполняется с учетом следующих особенностей: в графе указывается восьмизначный буквенно-цифровой код по следующей схеме:

где: элемент 1 - этап внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ; элемент 2 - обстоятельства, послужившие основанием для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ; элемент 3 - изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, в отношении количества (веса) товаров; элемент 4 - изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, о происхождении товаров и (или) тарифных преференциях; элемент 5 - изменение сведений, заявленных в ДТ, в отношении классификационного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС; элемент 6 - изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, в отношении таможенной стоимости товаров; элемент 7 - изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, в отношении исчисленных (уплаченных) таможенных, иных платежей; элемент 8 - изменение (дополнение) иных сведений, заявленных в ДТ.

Обществом графа 45а КДТ при подаче обращения была заполнена следующим образом: 1/1/0/0/0/0/М/3, где элемент 2 - обстоятельства, послужившие основанием для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, заполнен как «результаты проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров», элемент 4 - изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, о происхождении товаров и (или) тарифных преференциях, заполнен как «изменения (дополнения) отсутствуют», элемент 6 - изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, в отношении таможенной стоимости товаров, заполнен как «изменения (дополнения) отсутствуют», а элемент 7 - изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, в отношении исчисленных (уплаченных) таможенных, иных платежей, заполнен как «иные изменения (дополнения) сведений, заявленных в ДТ, об исчисленных (уплаченных) таможенных пошлинах, налогах».

Таким образом, самостоятельно заявленные обществом в графе 45а КДТ сведения не соответствовали ни решению Камчатской таможни от 13.05.2019 (так как указано, что общество обращается в таможню по результатам проверки, начатой после выпуска товаров, а не камеральной проверки), ни сведениям о наличии у общества льгот по уплате таможенных платежей (поскольку не указано в отношении исчисленных таможенных платежей, что изменения вносятся в связи с указанием сведений о применении льгот).

Тогда как из положений пунктов 12, 18 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, следует, что заполненная ненадлежащим образом КДТ является основанием для отказа во внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ.

Кроме того, коллегия находит обоснованными доводы таможни об отсутствии документов, являющихся основанием для внесения изменений в сведения ДТ в отношении льготы по уплате таможенной пошлины, которые должны быть предоставлены совместно с заявлением.

На основании пункта 15 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ в виде электронного документа, обращение, КДТ, а также ДТС в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров, документы, подтверждающие вносимые изменения (дополнения), в том числе документы, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, могут быть представлены декларантом в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном законодательством государств-членов.

Структура и формат корректировки декларации на товары определены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 № 3.

Согласно указанному решению (пункт 1) структура и формат корректировки декларации на товары может быть как в виде электронного документа (далее - электронная корректировка декларации), так и в виде электронного вида корректировки декларации на товары в виде документа на бумажном носителе (далее - электронный вид корректировки декларации).

В свою очередь, электронная корректировка декларации подписывается электронной цифровой подписью (пункт 2 Решения).

Согласно пункту 4 Решения электронная корректировка декларации и электронный вид корректировки декларации формируются в соответствии со структурой корректировки декларации на товары, определяемой настоящим документом, в XML-формате.

Как указано судом ранее, Решением № 289 утвержден Порядок заполнения корректировки декларации на товары, в котором предусмотрено, что при подаче КДТ в письменной форме в графе 54 КДТ1 и после всех граф КДТ2 лицо, заполнившее КДТ, проставляет свою подпись, дату заполнения КДТ и удостоверяет сведения, заявленные в КДТ, оттиском печати декларанта или таможенного представителя, если в соответствии с законодательством государств - членов Евразийского экономического союза декларант или таможенный представитель должны иметь печать.

При подаче КДТ в виде электронного документа удостоверение сведений, заявленных в КДТ, осуществляется в порядке, установленном законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.

Как усматривается из материалов дела (л.д. 52 том 1, л.д. 88 том 2), обществом в спорном случае обращение и КДТ были направлены в таможенный орган в письменной форме. Иное достаточными и достоверными доказательствами не доказано.

При этом, к обращению от 22.05.2019 декларантом были приложены: электронная версия корректировки ДТ (в формате XML), КДТ1 в 1 экз. на 3 л., ДТ в 1 экз. на 3 л., ДТС-1, ДТ-2 в 2 экз. на 4 л., копия решения от 13.05.2019 в 1 экз. на 27 л., копия приказа от 15.04.2019 в 1 экз. на 1 л, копия трудового договора от 15.04.2019 № 47 в 1 экз на 3 л., копия трудового договора от 17.04.2019 № 14 в 1 экз. на 1 л.

Сведения о направлении вместе с обращением иных документов на бумажном носителе либо в сканированном виде материалы дела не содержат, в приложении не поименованы.

Представленные обществом при рассмотрении дела скриншоты страниц документа в формате XML указанное не опровергают, поскольку не позволяют достоверно установить их направление в таможенный орган. Более того, файл в формате XML является электронным видом КДТ. При этом, направление документов в рассматриваемом случае, как установлено судом, осуществлялось в форме документа на бумажном носителе (в отсканированном виде в формате pdf) без каких-либо приложений.

Тогда как в соответствии с пунктом 9 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 (далее - Порядок № 728), плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при условии представления в таможенный орган свидетельства о регистрации судна в международном реестре судов, а также иных документов (платежных документов), установленных законодательством государства - члена Таможенного союза. В случае непредставления указанных документов суда, регистрируемые в международном реестре, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при наличии обязательства о представлении указанных документов в течение 45 дней с даты регистрации декларации на товары. При исключении судна из международного реестра таможенная пошлина подлежит уплате не позднее дня, следующего за днем исключения этого судна из международного реестра, за исключением случаев фактического вывоза судна с таможенной территории Таможенного союза.

Таким образом, доказательства направления обществом в таможню совместно с обращением от 22.05.2019 документов, подтверждающих необходимость внесения изменений в сведения ДТ в части льготы по уплате ввозной таможенной пошлины, суду не представлены.

Делая указанный вывод, коллегия суда принимает во внимание, что в графе 44 КДТ содержались сведения о документах на судно, в том числе, о выписке из Государственного судового реестра от 10.04.2019, свидетельстве о праве собственности на судно МР-IV № 0007301, свидетельстве о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации МР-II № 0007184.

Между тем, как указано судом ранее, доказательства их направления коллегии не представлено.

Кроме того, в соответствии с разделом 7 «Документы, подтверждающие обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов, а также документы, подтверждающие применение централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов» Классификатора видов документов и сведений, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378, документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, указываются в КДТ под кодом 07012.

Тогда как в направленной в таможенный орган обществом КДТ выписка из государственного реестра от 10.04.2019 была указана под кодом 04999/1 – «иные документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной стоимости»; свидетельства о праве собственности на судно и праве плавания под флагом указаны под кодом 0999/1 – «иные документы», что также свидетельствует о ненадлежащем заполнении декларантом сведений КДТ.

Указание общества на обязанность таможенного органа в соответствии с пунктом 17 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, запросить недостающие документы критически оценивается апелляционным судом, поскольку названным пунктом Порядка предусмотрена такая обязанность в случае, если необходимость представления на бумажных носителях документов выявлена в ходе проверки документов, представленных в виде электронных документов. Однако в рассматриваемом случае обращение декларанта было осуществлено путем подачи документов в письменном виде, что исключает применение данного пункта.

Подводя итог, коллегия суда приходит к выводу о том, что поскольку декларант, реализуя свое право на внесение изменений в сведения, указанные в ДТ, осуществляемое в заявительном порядке, не выполнил требования к надлежащему заполнению формы КДТ, не приложил документы, подтверждающие внесение изменений в ДТ, таможенный орган правомерно принял оспариваемое решение от 27.05.2019 об отказе в принятии КДТ.

          Таким образом, оспариваемое обществом решение от 27.05.2019 не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем, заявленные требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

          Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

          Учитывая недоказанность имеющих для дела обстоятельств, которые суд первой инстанции посчитал установленными, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, части 1 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ввиду чего апелляционная жалоба таможни подлежит удовлетворению.

          Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, судом апелляционной инстанции не установлено.

          Суд апелляционной инстанции не распределяет судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы, поскольку таможенный орган на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Произвести процессуальное правопреемство, заменить Камчатскую таможню на правопреемника – Сахалинскую таможню.

Решение Арбитражного суда  Приморского края от 11.06.2020 по делу №  А51-19050/2019 отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Гончарова

Судьи

О.Ю. Еремеева

С.В. Понуровская