НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Приморского края от 19.05.2021 № А51-17618/20

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-17618/2020

26 мая 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено мая 2021 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Т.А. Солохиной,

судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго»,

апелляционное производство № 05АП-1735/2021

на решение от 05.02.2021

судьи Е.И. Андросовой

по делу № А51-17618/2020 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» (ИНН 2536112729, ОГРН 1022501284970)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю (ИНН 2543000014, ОГРН 1122539000011)
о признании незаконным и отмене решения №729 от 19.06.2020,

при участии:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю:   Калугина В.В. по доверенности от 18.05.2021, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 11837 от 10.06.2005);   Кудашова Н.В. по доверенности от 13.01.2021, сроком действия на 1 год, паспорт, диплом (регистрационный номер 17549 от 08.06.2007);     

от  краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго»: не явились;  

УСТАНОВИЛ:

Краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» (далее по тексту – предприятие, заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю (далее по тексту – налоговый орган, инспекция) от 19.06.2020 № 729 «об отказе в  привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Решением от 05 февраля 2021 года в удовлетворении заявленного требования Краевому государственному унитарному предприятию «Примтеплоэнерго» отказано.

Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, предприятие обжаловало его в апелляционном порядке, обосновав жалобу следующими доводами.

По мнению апеллянта, судом первой инстанции необоснованно отклонены доводы КГУП «Примтеплоэнерго»   о том, что полученные  последним в 4 квартале 2018 года субсидии являлись субсидиями на компенсацию (возмещение)  недополученных доходов, что прямо следует  из положений государственной программы. Положения о субсидиях  в статье 170 НК РФ  не содержат  указания на предоставление этих субсидий в целях компенсации недополученных доходов.

Налоговый орган в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонил. Решение суда первой инстанции  считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению. 

Из  материалов дела коллегия установила следующее.

Налогоплательщиком 23.09.2019 представлена уточнённая налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2018 года (корректировка №4). Согласно разделу 01 данной декларации предприятием отражена сумма НДС к возмещению из бюджета в размере 328 823 383 руб.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2018 года, о чем составлен акт налоговой проверки от 14.01.2020 № 79.

В ходе проверки инспекцией установлено, что основным видом деятельности КГУП «Примтеплоэнерго» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии).

Для осуществления указанной деятельности в проверяемом периоде предприятию на основании Постановления №55-па, Соглашений №№1/2, 2/2 и дополнительных соглашений к ним, а также в соответствии с Приказами о распределении субсидий в 4 квартале 2018 были предоставлены субсидии в общем размере 1 321 314 307,92 руб., в том числе:  в размере 207 975 324,35 руб. на основании Соглашения о предоставлении субсидий, выделяемых из краевого бюджета, на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением топлива от 25.01.2018 № 2/2 (то есть до приобретения топлива; в размере 1 113 338 983,57 руб. на основании Соглашения о предоставлении субсидий, выделяемых из краевого бюджета, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива от 25.01.2018 № 1/2 (то есть после приобретения топлива).

С помощью полученных субсидий по Соглашению от 25.01.2018 № 1/2 и Соглашению от 25.01.2018 № 2/2 предприятием были оплачены счета-фактуры на поставку топлива. Оплата поставленного топлива произведена заявителем средствами субсидий в  сумме выставленных поставщиками счетов, включая НДС.

По результатам камеральной проверки инспекция посчитала что в  нарушение пункта 2.1 статьи 170 НК РФ общество неправомерно предъявило к вычету НДС в сумме 31 725 049 руб. по счетам-фактурам, оплата которых произведена за счет полученной в 4 квартале 2018 года субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением топлива, а также в нарушение пп. 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ не восстановило НДС в сумме 169 831 370 руб. по счетам-фактурам, оплата которых возмещена за счет полученной в спорном периоде субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива.

Налоговым органом по итогам рассмотрения материалов камеральной проверки, с учетом представленных налогоплательщиком письменных возражений, принято решение от 19.06.2020 № 729 «об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которому на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ отказано в привлечении КГУП «Примтеплоэнерго» в связи с отсутствием события налогового правонарушения, предложено уменьшить заявленный к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость в сумме 201 556 419 руб. за 4 квартал 2018 года.

Не согласившись с решением инспекции, заявитель подал апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, решением которого  от 20.08.2020 № 13-09/33372@ жалоба КГУП «Примтеплоэнерго» оставлена без удовлетворения.

Предприятие, полагая, что решение налогового органа от 19.06.2020 № 729 не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании представителя стороны, коллегия считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Принимая решение, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Условия предоставления субсидий организациям, индивидуальным предпринимателям определены статьей 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 78 БК РФ субсидии организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии могут предоставляться из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также из местного бюджета.

Из материалов дела судом установлено, что в четвертом квартале 2018 года КГУП «Примтеплоэперго» выделены субсидии 6 видов:

1. Субсидия по электроэнергии в размере 52 815 146,48 руб. согласно постановлению Администрации Приморского края от 28.12.2015 № 528-па «О предоставлении субсидий организациям, производящим электрическую энергию и поставляющим ее для населения Приморского края, на возмещение затрат или недополученных доходов, возникающих в связи с установлением тарифов для населения, не обеспечивающих возмещение полных затрат организаций»;

2. Субсидия по теплоэнергии в размере 838 292 102,56 руб. согласно постановлениям Администрации Приморского края от 04.08.2015 № 268-па, от 20.12.2015 №529-па «О порядке  предоставления  из  краевого  бюджета субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность)»;

3. Субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты капстроительства в размере 66 855 014,55 руб. согласно постановлению Администрации Приморского края от 10.10.2014 № 418-па «О предоставлении краевому государственному унитарному предприятию «Примтеплоэнерго» субсидий из краевого бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства собственности Приморского края и приобретение объектов недвижимого имущества в собственность Приморского края в 2014 - 2019 годах», постановлению Администрации Приморского края от 25.07.2016 № 340-па «О предоставлении краевому государственному унитарному предприятию «Примтеплоэнерго» субсидий из краевого бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства собственности Приморского края и приобретение объектов недвижимого имущества в собственность Приморского края в 2016 - 2018 годах»;

4. Субсидия на проведение мероприятий энергоресурсосбережения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края (за исключением мероприятий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства) в размере 205 489 427,57 руб. согласно Постановлению Администрации Приморского края от 11.11.2016 № 523-па. Субсидия предоставлена в целях финансового обеспечения затрат на проведение мероприятий энергоресурсосбережения, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Приморского края (за исключением мероприятий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства);

5. Субсидия на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива, в размере 1 113 338 983,57 руб. согласно постановлению Администрации Приморского края от 31.12.2015 № 555-на «О порядке предоставления субсидий, выделяемых из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на финансовое обеспечение и (или) возмещение затрат, связанных с приобретением топлива» (далее - Постановление № 555-па), Постановлению от 21.12.2018 №633-па «О Порядке предоставления субсидий, выделяемых из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на финансовое обеспечение и (или) возмещение затрат, связанных с приобретением топлива» (далее - Постановление от 21.12.2018 №633-па). Субсидией возмещены затраты, связанные с приобретением топлива в январе-декабре 2018 года у поставщиков ООО «Приморскуголь», ООО «Транс Ойл», ООО «Октан», ООО «Сибуголь», ООО «ТК Очаг», ООО «НК-Востокнефтепродукт», ООО «ДВ-Востокнефтепродукт», ООО «Скандойл М», ООО «УссурНефтеПродукт», ПАО «НК «Роснефть», ООО «Вектор Востока»;

      6. Субсидия на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением топлива в размере 207 975 324.35 руб. согласно Постановлению от 31.12.2015 №555-па, Постановлению от 21.12.2018 №633-па. Субсидией оплачено приобретение топлива у поставщиков ООО «Приморскуголь», ООО «Сибуголь», ПАО «НК «Роснефть», ООО «Скандойл М».

На основании Постановления №555-па между КГУП «Примтеплоэперго» и Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края заключены следующие соглашения:

- Соглашение №1/2 от 25.01.2018 «О предоставлении субсидий, выделяемых из краевого бюджета, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива»;

- Соглашение №2/2 от 25.01.2018 «О предоставлении субсидий, выделяемых из краевого бюджета, на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением топлива».

На основании указанных Постановления №555-па, Соглашений №1/2 и №2/2 и дополнительных соглашений к ним (Соглашения от 26.12.2018 №1/2, №2/2, №8/2), а также в соответствии с Приказами о распределении субсидий во 4 квартале 2018 года, КГУП «Примтеплоэнсрго» получены субсидии в размере 1 321 314 307,92 руб., в том числе:

-  207 975 324,35 руб.   на   финансовое   обеспечение   затрат,   связанных  с приобретением топлива (то есть до приобретения топлива);

- 1 113 338 983,57 руб. на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива (то есть после приобретения топлива).

Согласно пунктам 1.1 Соглашений от 25.01.2018 №1/2 и от 25.01.2018 №2/2 предметом данных соглашений является предоставление из краевого бюджета в 2018 году субсидий в целях возмещения и финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением топлива для производства тепловой энергии в случае если затраты превышают расходы, утвержденные департаментом по тарифам Приморского края.

То есть спорные субсидии предоставляются для обеспечения будущих затрат на топливо или для покрытия уже произведенных затрат на топливо.

КГУП «Примтеплоэнерго» представлены отчеты по использованию субсидий, согласно которым цель выделения субсидий – возмещение и финансовое обеспечение затрат на приобретение топлива.

Поддерживая вывод суда первой инстанции о том,  что в соответствии с п. 2.1 ст.170 НК РФ не подлежит вычету НДС в размере 31725049 руб., по счетам-фактурам, оплата которых произведена с помощью полученной в 4 квартале 2018 году субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением топлива по Соглашению от 25.01.2018 №2/2 в размере 207 975 324,35 руб., в соответствии с пп.6 п.3 ст.170 НК РФ подлежит восстановлению НДС в сумме 169 831 370 руб. по счетам-фактурам, оплата которых возмещена полученной в 4 квартале 2018 субсидией на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива по соглашению от 25.01.2018 №1/2 в размере 1 113 338 983,57 руб., коллегия руководствуется следующим.

В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные настоящей статьей вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг).

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 170 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.

Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Федеральным законом от 27.11.2017 №335-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ внесены изменения, начавшие действие с 01.01.2018.

Согласно внесенным изменениям положения первого абзаца подпункта 6 пункта  3 статьи  170 НК РФ применяются независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.

По верному суждению суда первой инстанции налоговые последствия, в том числе порядок исчисления НДС при получении субсидий, зависит от вида предоставляемой субсидии.

Если   субсидии получены в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен (на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), то согласно абз. 2 и 3 п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом  субсидий,  предоставляемых  из  бюджетов   в  связи  с  применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, а суммы указанных субсидий при определении налоговой базы по НДС не учитываются.

При получении бюджетных субсидий в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или с учетом льгот (так называемые выпадающие доходы), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, принятые к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), используемым для производства и (или) реализации "льготных" товаров (работ, услуг), восстановлению не подлежат и положения пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ при получении указанных субсидий не применяются.

 Если субсидии получены на компенсацию затрат (на финансовое обеспечение и (или) возмещение затрат) на приобретение товаров, работ, услуг, то в  этом случае подлежат применению указанные ранее положения пункта 2.1 статьи 170 НК РФ, а также подпункт 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ.   В случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг). При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании пункта 2.1 статьи 170 Кодекса, вычету не подлежат.

В случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение ранее понесенных затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы НДС, принятые налогоплательщиками в установленном порядке к вычету по товарам (работам, услугам, имущественным правам), затраты на приобретение которых возмещаются за счет указанных субсидий, подлежат восстановлению на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса.

Учитывая изложенное выше, коллегия поддерживает вывод суда  первой инстанции о том, что НДС в размере 31 725 049 руб. по счетам-фактурам, оплата которых произведена за счет полученной во 4 квартале 2018 года субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением топлива по Соглашению от 25.01.2018 № 2/2 в размере 207 975 324,35 руб. (включая НДС 31 725 049 руб.), заявлен КГУП «Примтеплоэнерго» неправомерно, так как в силу п. 2.1 ст. 170 НК РФ не подлежит вычету.

НДС в размере 169 831 370 руб. по счетам-фактурам, оплата которых возмещена полученной в 4 квартале 2018 года субсидией на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива по Соглашению от 25.01.2018 № 1/2 в размере 1 113 338 983,57 руб. в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ подлежит восстановлению в 4 квартале 2018 года.

Довод апелляционной жалобы о том,  что предоставленные субсидии являются компенсацией недополученных доходов заявителя, был заявлен также в суде  первой инстанции и обоснованно им отклонен, поскольку это опровергается как предметом Соглашений от 25.01.2018 №1/2 и от 25.01.2018 №2/2, так и пакетом документов, представленных в Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края для получения спорных субсидий.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что субсидии предоставлены исключительно на финансовое обеспечение и возмещение затрат, связанных с приобретением топлива. В рассматриваемом случае при заключении сделок, во исполнение которых выставлены спорные счета-фактуры, предприятие не оказывало каких-либо услуг в соответствии с уставной деятельностью, а приобретало топливо для возможности оказания данных услуг. КГУП «Примтеплоэнерго» неверно трактует положения нормативных актов, регулирующих правоотношения по предоставлению субсидий, и Соглашений о предоставлении субсидий, и ошибочно полагает, что разграничение субсидий условно, и субсидии представленные предприятию по Соглашениям №1/2 и №2/2 представляют собой субсидии на возмещение недополученных доходов или покрытие убытков, а не на возмещение затрат.

Учитывая, что  решение от 19.06.2020 №729 соответствует действующему налоговому законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суд первой инстанции правомерно отказал предприятию    удовлетворении заявленных требований.

Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

Коллегия считает, что заявителем жалобы в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. В связи с этим доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.02.2021  по делу №А51-17618/2020  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Возвратить краевому государственному унитарному предприятию «Примтеплоэнерго» (ИНН 2536112729, ОГРН 1022501284970) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению №9836 от 23.03.2021.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Т.А. Солохина

Судьи

Л.А. Бессчасная

А.В. Пяткова