НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Приморского края от 10.02.2021 № Ф03-5934/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

февраля 2021 года                                                                № Ф03-5934/2020

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен февраля 2021 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Филимоновой Е.П.

судей Меркуловой Н.В., Черняк Л.М.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Викинг»: представитель не явился;

от Дальневосточного таможенного управления: Макеич А.А., представитель по доверенности от 25.12.2020 № 108;

рассмотрев в судебном заседании в режиме онлайн кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Викинг»

на решение от 22.07.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2020

по делу №  А51-5253/2020 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Викинг»              (ОГРН 1062536045439, ИНН  2536174242, адрес: 690001, Приморский край,                       г. Владивосток, ул. Муравьева-Амурского, 1б, оф. 703)

к Дальневосточному таможенному управлению (ОГРН 1022502268887,           ИНН  2540015492, адрес: 690014, Приморский край, г. Владивосток,                    ул. Гоголя, 48)

о признании незаконными решений

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Викинг» (далее –        ООО «Викинг», общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решений Дальневосточного таможенного управления (далее – ДВТУ, таможенный орган): от 02.03.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в декларациях на товары №№ 10702030/240118/0000840 (далее – ДТ № 0840),      10702030/010218/0001173 (далее – ДТ № 1173),                                            10702030/090418/0006160 (далее – ДТ № 6160),                             10702030/090418/0006161 (далее – ДТ № 6161), 10702030/090418/0006162 (далее – ДТ № 6162),  10702030/030518/0007434 (далее – ДТ № 7434),     10702030/080518/0007764 (далее – ДТ № 7767); от 02.03.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ №№ 10702070/211118/0177644 (далее – ДТ № 177644),  10702070/011218/0184247 (далее – ДТ № 184247), 10702070/121218/0191872 (далее – ДТ № 191872).

Решением суда от 22.07.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2020, обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами,         ООО «Викинг» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Ссылается на то, что обжалуемые судебные акты приняты без учета фактических обстоятельств; судами не применены законы, подлежащие применению при рассмотрении вопроса о допустимости доказательств, полученных от государственных органов иностранного государства. Считает неправомерным применение апелляционным судом положений Гаагской Конвенции от 05.10.1961, полагая, что её действие не распространяется на административные документы, имеющие отношение к коммерческой или таможенной операции.

Таможенный орган в отзыве на кассационную жалобу, а также его представитель в судебном заседании, проведенном в режиме онлайн, против доводов жалобы возражают, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие законодательству и обстоятельствам дела.

ООО «Викинг», извещенное надлежащим образом о времени рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и  отзыва на нее, заслушав представителя таможни, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, во исполнение внешнеторгового контракта от 07.12.2015 № 24/FRIM20 (с дополнениями, соглашениями о внесении изменений, приложениями (от 26.10.2017 № 2086716, от 13.11.2017 № 1075-2017, от 01.12.2017 № 2099707/710, от 05.12.2017 № 2100859/863, от 08.02.2018 № 1136-2018), заключенного между «FRIMSA S.A.» (Аргентина) (продавец) и ООО «Викинг» (покупатель), обществом на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) на условиях поставки CFR Владивосток ввезены и помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ №№ 0840, 1173, 6160, 6161, 6162, 7434, 7764 товары «Прочее мясо крупного рогатого скота, мороженное: говядина бескостная... Производитель: 3270 FRTMSA S.A. (АРГЕНТИНА)» и «Пищевые субпродукты крупного рогатого скота... Производитель: 13 SWIFT ARGENTINA S.A.(АРГЕНТИНА)». Страна происхождения, страна отправления товаров - Аргентина (AR), отправители – компании «FRIMSA S.A.» и «SWIFT ARGENTINA S.A.».

Также в рамках исполнения внешнеэкономического контракта от 12.01.2016 № 24/PY20 контракта и приложения от 27.07.2018 №РО/5159/5163 к нему, заключенных между компанией «FRIGORIFICO CONCEPCION S.A.» (Парагвай) (продавец) и ООО «Викинг» (покупатель), на таможенную территорию ЕАЭС на условиях поставки CFR Владивосток обществом ввезен и помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ №№ 177644, 184247, 191872 товар «Прочее мясо крупного рогатого скота, мороженное: говядина бескостная... Производитель: 2 FRIGOMERC S.A. (ПАРАГВАЙ)». Страна происхождения, страна отправления товаров - Парагвай (PY), отправитель – компания «FRIGOMERC S.A.» (Парагвай).

Декларирование ввезенных товаров обществом произведено в электронной форме, с предоставлением таможенному органу в подтверждение заявленных в перечисленных ДТ сведений документов в формализованном виде.

Помимо контрактов, приложений и дополнений к ним, декларант также представил таможенному органу коносаменты от 23.11.2017                            № MSCUWA572657, MSCUWA572681, от 15.01.2018 № FSCOPUVV3 56553, FSCOPUVV356555, MSCUWA599270, MSCUWA600060, от 19.01.2018          № MLVLVMCB117731, от 28.01.2018 № MSCUWA607065, от 10.03.2018      № FSCOPUW357280, от 17.03.2018 № FSCOPUVV357391, от 25.03.2018       № FSCOPUVV357501, от 20.04.2018 № MLVLV50A2YB103, от 28.04.2018     № FSCOPUVV358135, MSCUWA624789, от 24.08.2018 № MEDUA1001166, MEDUA1001174, MEDUA1001182, от 03.09.2018 № MEDUA1001190, MEDUA1001208, от 31.10.2018 № FSCOPUVV361020, FSCOPUVV361025, FSCOPUVV361027, FSCOPUVV361028, FSCOPUVV361029, содержащие, в числе прочих, сведения о получателе товаров (ООО «Викинг»); о наименовании, количестве товаров; номерах контейнеров, пломб, заказов, экспортных деклараций стран вывоза; инвойсы от 24.11.2017 № Е0173- 00007793, Е0173-00007794, от 29.11.2017 № Е0014-00000824, от 10.01.2018 № Е0173-00008073, от 15.01.2018 № Е0173-00008098, от 18.01.2018 № Е0173-00008126, от 28.02.2018 № Е0014-00000891, Е0173- 00008420, от 10.08.2018 № 001-004-0007720, от 08.08.2018 № 001-004- 0007712, от 09.08.2018 № 001-004-0007715, от 14.08.2018 № 001-004-0007726, от 17.08.2018 № 001-004-0007737.

Таможенная стоимость товаров, задекларированных по спорным ДТ, определена декларантом и принята таможенным органом с применением метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, исходя из стоимости товаров, указанной в представленных к таможенному оформлению инвойсах.

Все ввезенные товары выпущены в соответствии с заявленной декларантом таможенной процедурой. После выпуска товаров ДВТУ в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) проведена камеральная таможенная проверка, результаты которой отражены в акте от 27.12.2019      № 10700000/210/271219/А000032.

В ходе камеральной проверки при сопоставлении сведений, заявленных при декларировании ввезенных обществом товаров, и содержащихся в представленных им при подаче спорных ДТ документах, со сведениями и документами, полученными в рамках таможенной проверки, таможенным органом выявлено несоответствие сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров, в части их действительной стоимости.

Так, в ходе таможенного контроля ФТС России письмом от 10.10.2019 № 23-20/62744 «О проведении таможенного контроля после выпуска товаров» представлены в распоряжение ДВТУ заверенные копии документов: инвойсов от 24.11.2017 № Е0173-00007793, Е0173-00007794, от 29.11.2017 №Е0014-00000824, от 10.01.2018 № Е0173-00008073, от 15.01.2018 № Е0173-00008098, от 18.01.2018 № Е0173-00008126, от 28.02.2018 № Е0014-00000891, Е0173-00008420, экспортных грузовых таможенных деклараций Аргентинской Республики от 27.11.2017 № 17001ЕС01074292М, от 13.11.2017 № 17008ЕС01008211Н, от 12.01.2018 № 18001EC01002428F, от 08.01.2018 № 18001ЕС01001163А, от 08.12.2017 № 17001ЕС01083691Р, от 20.02.2018 № 18008ЕС0101344Х, от 08.03.2018 № 18001ЕС01010875К с переводом, полученных от таможенной службы Аргентины в рамках действия Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, заключенного 14.11.1997 Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики.

Также ФТС России с указанным письмом предоставило ДВТУ инвойсы от 10.08.2018 № 001-004-0007720, от 08.08.2018 № 001-004-0007712, от 09.08.2018 № 001-004-0007715, от 14.08.2018 № 001-004-0007^26, от 17.08.2018 № 001-004-0007737 с переводом, полученные от Министерства промышленности и торговли Республики Парагвай и с использованием портала Единого экспортного окна Министерства промышленности и торговли Республики Парагвай через представителя ФТС России в Аргентине письмом от 14.03.2019 № 01-08/21 «О направлении документов из Парагвая», а также письмо Министерства промышленности и торговли Республики Парагвай от 07.03.2019 № 0019, подтверждающего официальный статус Портала и соответствие размещаемых на портале Единого экспортного окна Министерства промышленности и торговли Республики Парагвай документов оригиналам документов, выдаваемых фирмами экспортерами Парагвая.

В ходе совокупного анализа полученных ДВТУ документов установлено, что полученные по линии международного таможенного сотрудничества таможенных органов инвойсы выставлены компаниями «FRIGOMERC S.A.» (Парагвай), «FRIMSA S.A.» и «SWIFT ARGENTINA S.A.» (Аргентина), заявленными ООО «Викинг» при таможенном декларировании в качестве производителей и отправителей товаров на условиях CFR, содержат сведения о номерах заказов, экспортных декларациях стран вывоза, идентичных номерам заказов, экспортных деклараций стран вывоза, указанных в коносаментах, представленных      ООО «Викинг» при таможенном декларировании и в ходе таможенной проверки; идентифицируются с партиями товаров, задекларированными по спорным ДТ, а также с указанными в инвойсах, представленными             ООО «Викинг» при подаче таможенных деклараций и в ходе камеральной таможенной проверки, как по реквизитам инвойсов (номер и дата), по покупателю товаров (ООО «Викинг»), наименованию и количеству товаров (вес нетто, количество  мест), номерам контейнеров, пломб, наименованию транспортного средства (судна), условиям поставки (т.е. относятся к рассматриваемым партиям товаров), так и по реквизитам сертификатов происхождения по форме «А», в которых инвойсы указаны в качестве основания выдачи сертификатов в Республике Парагвай, в Республике Аргентина.

Указанные инвойсы также содержат сведения о форме оплаты за поставленные товары – телеграфный денежный перевод на основании копий документов, что определено в представленных при таможенном декларировании товаров, вместе с тем имеют отличия в цене за единицу товаров и в общей стоимости товаров и номере контракта.

Предполагаемая сумма таможенных платежей, подлежащая дополнительному исчислению и уплате составляет 2 438,56 тыс. руб. По итогам камеральной таможенной проверки, таможенный орган пришел к выводу о том, что заявленная обществом в спорных ДТ стоимость товаров не основана на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

В связи с этим ДВТУ приняты решения от 02.03.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ №№ 0840, 1173, 6160, 6161, 6162, 7434, 7764 и от 02.03.2020 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ №№ 177644, 184247, 191872, оспоренные ООО «Викинг» в арбитражном суде.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.

Как установлено статьей 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. В декларации на товары указываются сведения о заявляемой таможенной процедуре, о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС (подпункты 1, 4, 9, пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).

Согласно пунктам 9, 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.

Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС (пункт 15 статьи 38 ТК ЕАЭС).

Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 ТК ЕАЭС за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).

Из пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС следует, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов.

Одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости исходя из действительной стоимости ввозимых товаров, которое реализуется при проведении таможенного контроля.

Согласно пункту 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).

При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза (пункт 2 статьи 313 ТК ЕАЭС).

Согласно пункту 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 указанной статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.

При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС (пункт 7 статьи 325 ТК ЕАЭС).

Проверяя соблюдение декларантом требований таможенного законодательства, суды установили, что в подтверждение применения первого метода определения таможенной стоимости, обществом представлены: контракты от 07.12.2015 и от 12.01.2016, приложения и дополнения к контрактам, коносаменты, инвойсы и другие документы. 

Между тем, судами установлено, что согласно сведениям портала Единого экспортного окна Министерства промышленности и торговли Республики Парагвай через представителя ФТС России в Аргентине об экспорте в Российскую Федерацию спорного товара, полученные в ходе камеральной проверки инвойсы, с аналогичными представленными при таможенном декларировании товаров сведениями о товарных партиях, реквизитах этих документов, условиях поставки и оплаты, отправителе товаров, их производителе, сертификатах происхождения товаров формы «А», содержали иные сведения о цене поставленных покупателю товаров.

 Так, в представленном обществом к ДТ № 6160 инвойсе от 18.01.2018 № Е0173-00008126 стоимость товаров составляла 41 822,08 долл. США, тогда как в инвойсе от 18.01.2018 № Е0173-00008126, полученном ФТС России в рамках международного сотрудничества, стоимость указана в размере 55 313,08 долл. США.

Расхождения в цене были выявлены по всем поставленным по спорным ДТ товарам.

Таким образом, представленные обществом при декларировании товара документы относительно сведений о цене ввезенного товара не соответствовали сведениям, имеющимся в распоряжении таможни.

На основании изложенного, придя к мотивированному выводу о наличии у таможенного органа правовых оснований для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №№ 0840, 1173, 6160, 6161, 6162, 7434, 7764, 177644, 184247, 191872, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных ООО «Викинг» требований.

Довод общества о необходимости легализации полученных таможенным органом  сведений от государственных органов иностранного государства был предметом надлежащей правовой оценки в суде апелляционной инстанции и мотивированно отклонен.

Выводы судебных инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.07.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2020 по делу №  А51-5253/2020 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           Е.П. Филимонова                    

Судьи                                                                                    Н.В. Меркулова         

                                                                                         Л.М. Черняк