Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-19393/2019 |
18 июня 2020 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено июня 2020 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления муниципальной собственности города Владивостока,
апелляционное производство № 05АП-2158/2020
на решение от 19.02.2020
судьи Н.А. Беспаловой
по делу № А51-19393/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Богдановой Елены Анатольевны (ИНН 254002885089, ОГРНИП 310253923000018)
к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН 2536097608, ОГРН 1032501280602),
третье лицо: Министерство земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
о признании незаконным отказа, выраженного письмом № 14387-ог от 09.07.2019, в заключении договоров аренды земельных участков,
при участии:
от Управления муниципальной собственности города Владивостока: Ткаченко Е.А. по доверенности от 17.12.2019 сроком действия до 31.12.2020, диплом (регистрационный номер 25611), удостоверение (до перерыва), Хомова О.В. по доверенности от 17.12.2019 сроком действия до 31.12.2020, диплом (регистрационный номер 10096), удостоверение.
Индивидуальный предприниматель Богданова Елена Анатольевна,Министерство земельных и имущественных отношений Приморского края, не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Богданова Елена Анатольевна (далее – заявитель, предприниматель, Богданова Е.А.) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (далее – ответчик, УМС г. Владивостока) о признании незаконным отказа, выраженного письмом № 14387-ог от 09.07.2019, в заключении с Богдановой Е.А. договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами:
- 25:28:050001:3300 площадью 898 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, п. Трудовое, ул. Лермонтова, 5, с основным видом разрешенного использования «для эксплуатации сооружения железнодорожный тупик» для эксплуатации объекта недвижимого имущества сооружения - железнодорожный тупик лит.1 с кадастровым номером 25:28:050001:2225, адресом объекта: г. Владивосток, п. Трудовое, в районе ул. Лермонтова, 5;
- 25:28:000000:66878 площадью 3674 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, п. Трудовое, ул. Лермонтова, 5, с основным видом разрешенного использования «для эксплуатации сооружения железнодорожный тупик» для эксплуатации объекта недвижимого имущества сооружения - железнодорожный тупик лит.2 с кадастровым номером 25:28:050001:2221, адресом объекта: г. Владивосток, п. Трудовое, в районе ул. Лермонтова, 5;
- 25:28:000000:66881 площадью 4 021 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, п. Трудовое, ул. Лермонтова, 5, с основным видом разрешенного использования «для эксплуатации сооружения железнодорожный тупик» для эксплуатации объектов недвижимого имущества сооружения - железнодорожный тупик лит.4 с кадастровым номером 25:28:050001:2233, адресом объекта: г. Владивосток, п. Трудовое, в районе ул. Лермонтова, 5, и сооружения - железнодорожный тупик лит.3 с кадастровым номером 25:28:050001:2234, адресом объекта: г. Владивосток, п. Трудовое, в районе ул. Лермонтова, 5 (далее – спорные земельные участки);
об обязании в срок 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу подготовить, подписать со своей стороны и направить в адрес Богдановой проекты договоров аренды спорных земельных участков (с учетом уточнений требований, принятых судом 17.02.2020 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.02.2020 отказ Управления муниципальной собственности г. Владивостока, выраженный письмом № 14387-ог от 09.07.2019 признан незаконныма.
На Управление муниципальной собственности г. Владивостока возложена обязанность в срок 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу рассмотреть вопрос о заключении с индивидуальным предпринимателем Богдановой Еленой Анатольевной договоров аренды испрашиваемых земельных участков.
Не согласившись с принятым судебным актом, УМС г.Владивостока обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 19.02.2020 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей правовой позиции УМС г.Владивостока, со ссылкой на положения приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1, приводит доводы о правомерности принятого отказа, поскольку к заявлению предпринимателя о предоставлении в аренду земельных участков без торгов не были приложены документы, удостоверяющие право заявителя на приобретение земельных участков без торгов, а именно – перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемых земельных участках, с указанием их кадастровых номеров и адресных ориентиров. Кроме того, уполномоченный орган полагает, что заявление предпринимателя содержало нормативно необоснованное требование о заключении договоров аренды с установлением определенных Богдановой Е.А. коэффициентов и самостоятельно рассчитанной арендной платой, что также свидетельствует о законности принятого решения об отказе.
В заседании суда апелляционной инстанции представители УМС г. Владивостока доводы апелляционной жалобы поддержали.
Предприниматель, Министерство земельных и имущественных отношений Приморского края явку представителей не обеспечили, о времени месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с правилами пункта 5 статьи 156 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
От заявителя через канцелярию суда поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, приобщенный в порядке статьи 262 АПК РФ в материалы дела, в котором предприниматель на доводы жалобы возражал. Решение суда считает законным и обоснованным.
В заседании суда апелляционной инстанции представители УМС г. Владивостока доводы апелляционной жалобы поддержали.
В судебном заседании 08.06.2020 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 15.06.2020 до 15 час. 40 мин., после окончания которого судебное разбирательство было продолжено.
Из материалов дела коллегия суда установила следующее.
Предпринимателем 20.07.2018 в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края было подано заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков площадью 898 кв.м, 3 674 кв.м, 4021 кв.м, расположенных по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул. Лермонтова (п.Трудовое), д.5, для эксплуатации сооружений: железнодорожный тупик лит. 1, протяженностью 162 м, железнодорожный тупик лит. 2, протяженностью 569 м, железнодорожный тупик лит. 3, протяженностью 213 м, железнодорожный тупик лит. 4, протяженностью 618 м.
По результатам рассмотрения названного обращения Богдановой Е.А., являющейся собственником сооружений - железнодорожные тупики, расположенные по адресу: Приморский край, г. Владивосток, пос. Трудовое, в районе ул. Лермонтова, д.5 и представленных документов Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края вынесено распоряжение 19.10.2018 № 750-вр «О предварительном согласовании предоставления Богдановой Елене Анатольевне земельных участков, местоположение участка: Приморский край, г. Владивосток, пос. Трудовое, ул. Лермонтова, 5».
Богдановой Е.А. посредством предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах 01.04.2019 в адрес Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края подано заявление № 013/2019/296024 о предоставлении в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду сроком на 49 лет для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050001:3300 площадью 898 кв.м, 25:28:000000:66878 площадью 3 674 кв.м, 25:28:000000:66881 площадью 4 021 кв.м, расположенных по адресу: г. Владивосток, п. Трудовое, ул. Лермонтова, 5, с приложением пакета документов.
По результатам рассмотрения указанного обращения, в рамках предоставленных полномочий, УМС г. Владивостока принято решение от 09.07.2019 № 14387-ог об отказе в предоставлении Богдановой Е.А. в аренду испрашиваемых земельных участков со ссылкой на отсутствие сообщения заявителем в предоставленном пакете документов перечня всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемых земельных участках.
Не согласившись с данным решением ответчика, посчитав, что оно не соответствует нормам земельного законодательства, нарушает права и законные интересы предпринимателя, последняя обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением (с учетом уточнений требований), которое судом удовлетворено.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда не подлежит отмене в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункту 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ) регулирует отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В силу статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
С 01.05.2019 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к администрации г. Владивостока на основании Закона Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ (в редакции Закона Приморского края от 03.12.2018 № 402-КЗ).
В соответствии с постановлением администрации г. Владивостока от 25.04.2019 № 1667 «Об осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Владивостокского городского округа является УМС г. Владивостока.
Порядок и основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен Главой V.I ЗК РФ.
Так, пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ одним из оснований заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов является предоставление земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017).
Если иное не установлено статьей 39.20 ЗК РФ или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исключительный характер права на приобретение земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, сооружения, не имеет права на приобретение участка, занятого этим зданием, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.04.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».
В соответствии с пунктом 17 части 8 статьи 39.8 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет.
Материалами дела подтверждается, что предприниматель на основании договора купли-продажи от 15.10.2010 и мирового соглашения от 30.09.2010, утвержденного определением арбитражного суда Приморского края по делу № А51-1110/2010 от 30.09.2010, является собственником объектов недвижимого имущества -сооружений - железнодорожные тупики, расположенные по адресу: Приморский край, г. Владивосток, пос. Трудовое, в районе ул. Лермонтова, д.5, о чем внесены записи в ЕГРН № 25-25-01/135/2011-188, № 25-25-01/135/2011-187, № 25-25-01/135/20,11-189, №25-25-01/135/2011-186, следовательно, обладает исключительным правом на приобретение земельных участков в силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов определен статьями 39.14 и 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Так в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанный Перечень утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 № 1.
Пунктом 32 указанного Перечня документов установлено, что при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на основании пункта 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ предоставляются следующие документы:
- документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП;
- документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП (при наличии соответствующих прав на земельный участок);
- сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
Представление каких-либо иных документов названным Перечнем не предусмотрено.
При этом, из содержания пункта 32 Перечня усматривается, что форма сообщения об объектах недвижимого имущества при предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов императивно не регламентирована.
В силу пункта 3 статьи 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены статьей 39.16 ЗК РФ.
Из материалов дела усматривается, что обращаясь 01.04.2019 с заявлением о предоставлении спорных земельных участков предприниматель представила свидетельства о праве собственности на объекты недвижимого имущества, которые содержат их описание, месторасположение, инвентарные номера и прочие характеристики.
В данном случае непредставление сообщения в форме отдельного документа, содержащего перечень всех зданий, сооружений, расположенных на спорном участке, с указанием их кадастровых номеров и адресных ориентиров, не могло служить основанием для отказа в предоставлении земельных участков в аренду, поскольку, как указано судом ранее, форма сообщения об объектах недвижимого имущества императивно не установлена.
Более того, как указано в пункте 2 статьи 39.17 ЗК РФ, предоставление документов, предусмотренных подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса, не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В июле 2018 года Богданова Е.А. обращалась в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления спорных земельных участков, по результатам рассмотрения которого Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края вынесено распоряжение 19.10.2018 № 750-вр «О предварительном согласовании предоставления Богдановой Елене Анатольевне земельных участков, местоположение участка: Приморский край, г. Владивосток, пос. Трудовое, ул. Лермонтова, 5».
При обращении с названным заявлением предприниматель указывала расположенные на земельных участках объекты недвижимого имущества, их кадастровые, условные и инвентарные номера, место расположение, предоставив в Департамент земельных и имущественных отношений свидетельства о праве собственности на объекты недвижимого имущества, сведения об основных характеристиках объектов недвижимости.
Таким образом, уполномоченный орган на момент обращения предпринимателя с заявлением 01.04.2019 обладал сведениями о перечне расположенных на испрашиваемых земельных участках объектах недвижимости.
При таких условиях, учитывая, что к заявлению 01.04.2019 заявитель вновь приложила соответствующий пакет документов, в том числе, правоустанавливающие документы на объекты недвижимости (лит. 1, 2, 3, 4), расположенные на указанных земельных участках и принадлежащие на соответствующем праве заявителю, коллегия поддерживает вывод суда, что заявитель выполнил свою обязанность по предоставлению в уполномоченный орган заявления и необходимых документов в полном объеме, указал обязательную в силу закона информацию, включая перечень сооружений, расположенных на испрашиваемых земельных участках с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров, принадлежащих ему на соответствующем праве.
На основании вышеизложенного, отказ УМС г. Владивостока, выраженный письмом от 09.07.2019 № 14387-ог, в заключении с Богдановой Е.А. договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050001:3300 площадью 898 кв.м, 25:28:000000:66878 площадью 3 674 кв.м, 25:28:000000:66881 площадью 4 021 кв.м, расположенных по адресу: г. Владивосток, п. Трудовое, ул. Лермонтова, 5 является незаконным, как противоречащий требованиям статей 39.15, 39.17 ЗК РФ.
Ссылка апеллянта на то, что заявление содержало требование о коэффициенте для исчисления арендной платы, отклоняется, поскольку названное обстоятельство не указано в качестве основания оспариваемого отказа. Кроме того, названное обстоятельство не препятствовало уполномоченному органу направить проект договора. При этом, в случае несогласия с установленным размером арендной платы предприниматель имела возможность обратиться в суд с соответствующим заявлением.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя.
В порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, не подменяя собой решения органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, суд в качестве способа восстановления нарушенных прав заявителя правомерно возложил на УМС обязанность рассмотреть по существу заявление и приложенный к нему пакет документов о предоставлении в аренду без проведения торгов испрашиваемых земельных участков с осуществлением действий в соответствии с нормами земельного законодательства.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за апелляционную жалобу судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.02.2020 по делу №А51-19393/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | А.В. Гончарова |
Судьи | О.Ю. Еремеева С.В. Понуровская |