НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Приморского края от 06.03.2018 № Ф03-58/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

марта 2018 года                                                                        № Ф03-58/2018

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2018 года .

Полный текст постановления изготовлен марта 2018 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Михайловой А.И.

Судей: Лесненко С.Ю., Луговой И.М.

при участии:

от акционерного общества «ОЛЬГЕРД»: представитель не явился;

от Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства»: Ямалиева В.В., представитель по доверенности от 09.01.2018                № 02 (до перерыва);

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «ОЛЬГЕРД»

на решение от 08.08.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017

по делу №   А51-9729/2017

Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Андросова Е.И., в суде апелляционной инстанции судьи Гуцалюк С.В., Анисимова Н.Н.,      Еремеева О.Ю.

по заявлению акционерного общества «ОЛЬГЕРД» (ОГРН 1052504409870, ИНН 2540112023, место нахождения: 690078, Приморский край,  г. Владивосток, ул. Амурская, 1)

к Федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства» (ОГРН 1022701405726, ИНН  2721144517, место нахождения: 680033, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136А)

о признании незаконным решения

Акционерное общество «ОЛЬГЕРД» (далее – АО «Ольгерд») обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ «Дальуправтодор») от 27.01.2017 № И-17/01-95 об отказе в регистрации заявлений на получение специальных разрешений на основании заявлений №№ 10/17-1, 10/17-3, 10/17-4, 10-17/5, 10/17-6, 10/17-7, 10/17-8, 10/17-9 и об обязании ФКУ «Дальуправтодор» рассмотреть заявления общества по существу.

Решением суда от 08.08.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, АО «Ольгерд» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.

В судебное заседание заявитель жалобы не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель ФКУ «Дальуправтодор» в судебном заседании с жалобой не согласилась, просила оставить судебные акты без изменения.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 01.03.2018 до 06.03.2018.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, принимая во внимание установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) пределы рассмотрения кассационной жалобы, выслушав присутствующего в судебном заседании представителя, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.

20.01.2017 в филиал ФКУ «Дальуправтодор» г. Владивосток поступили заявления АО «Ольгерд» на получение специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (исх. от 17.01.2017 № 10/17-1, № 10/17-3, №10/17-4, № 10-17/5, № 10/17-6, № 10/17-7, № 10/17-8, № 10/17-9).

В соответствии с указанными заявлениями, общество просило выдать разрешения для перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по маршруту движения: г. Владивосток, ул. Успенского 62а – обход г. Уссурийска – обход г. Хабаровск – г. Комсомольск на Амуре, Северное шоссе 8-2, обход г. Хабаровск – г. Владивосток, ул. Стрельникова, 9 ВМТП, на срок с 08.03.2017 по 07.06.2017.

Рассмотрев заявления общества, ФКУ «Дальуправтодор» 23.01.2017 вынесло решение, оформленное письмом № И-17/01-95-278, об отказе в регистрации заявлений на получение специальных разрешений на основании того, что заявления не содержат сведений, установленных пунктом 8 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2012 № 258 (далее – Порядок № 258), а именно в указанных заявлениях в графе «маршрут движения» указан один пункт отправления (г. Владивосток, ул. Успенского, д. 62А) и два пункта назначения (г. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе д.8/2 и г. Владивосток, ул. Стрельникова, д. 9), что не соответствует положениям Порядка, в связи с чем учреждение указало, что прием данных заявлений в работу, а также выдача специальных разрешений не представляются возможными.

Полагая, что указанное решение не отвечает требованиям закона и нарушает права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции пришли к выводу о том, что оспариваемое решение принято учреждением при наличии к тому правовых оснований.

В кассационной жалобе общество указывает об ошибочности выводов судов о совпадении пунктов отправления и назначения, отсутствия необходимости получения разрешения на порожнее движение транспортного средства, увеличение административных издержек для субъектов предпринимательской деятельности в случае получения специального разрешения на обратный путь.

Между тем, заявителем не учтено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о дорожной деятельности) движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.

Согласно части 7 указанной статьи орган, осуществляющий выдачу специального разрешения, согласовывает маршрут тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут, а в случае превышения установленных Правительством Российской Федерации допустимых габаритов более чем на два процента и с соответствующими подразделениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Допускается установление постоянных маршрутов тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов.

Порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, включая порядок согласования маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, порядок осуществления весового и габаритного контроля (в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля) и порядок установления постоянных маршрутов (в том числе маршрутов, движение по которым осуществляется в соответствии со специальным разрешением, выданным в упрощенном порядке в соответствии с частью 17 настоящей статьи) указанных в настоящей части транспортных средств, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 31 Закона о дорожной деятельности).

В соответствии с пунктом 6 Порядка № 258 заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченные органы, а именно на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, - в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

Пунктом 4 Порядка № 258 установлено, что специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, выдается на одну поездку или на несколько поездок (не более десяти) транспортного средства по определенному маршруту с аналогичным грузом, имеющим одинаковую характеристику (наименование, габариты, масса).

Согласно пункту 8 Порядка № 258 в заявлении указывается маршрут движения (пункт отправления – пункт назначения с указанием их адресов в населенных пунктах, если маршрут проходит по улично-дорожной сети населенных пунктов).

Подпунктом 2 пункта 12 Порядка № 258 предусмотрено, что уполномоченный орган (подведомственное учреждение (организация)) отказывает в регистрации заявления в случае если заявление не содержит сведений, установленных пунктом 8 настоящего Порядка, о чем уполномоченный орган, принявший решение об отказе в регистрации заявления, обязан незамедлительно проинформировать заявителя о принятом решении с указанием оснований принятия данного решения.

Как видно из материалов дела при подаче заявления АО «Ольгерд» в графе «маршрут движения» указало: г. Владивосток, ул. Успенского 62а – обход г. Уссурийска – обход г. Хабаровск – г. Комсомольск на Амуре, Северное шоссе 8-2, обход г. Хабаровск – г. Владивосток, ул. Стрельникова, 9 ВМТП, на срок с 08.03.2017 по 07.06.2017.

Таким образом, как верно установлено судебными инстанциями, обществом был указан один пункт отправления: г. Владивосток, ул. Успенского, д. 62А, и два пункта назначения: г. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, д. 8-2 и г. Владивосток, ул. Стрельникова, д. 9.

Между тем, пунктом 8 Порядка № 258 установлено, что в заявлении на получение специального разрешения указывается маршрут движения как пункт отправления – пункт назначения, то есть один маршрут движения, предполагающий перемещение транспортного средства и перевозку груза из одной точки отправления до точки назначения, что соответственно, не подразумевает указание нескольких пунктов назначения по одному маршруту движения.

При этом суды правомерно руководствовались определением понятия «маршрут», содержащегося в пункте 8 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта), в соответствии которым маршрут – это путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения.

По сообщению заявителя транспортное средство из пункта А в пункт Б двигается порожним, а из пункта Б в пункт С с наполненным контейнером, в данном случае продуктами питания. Между тем, в заявлениях на получение специальных разрешений заявителем указывается перевозка одного и того же груза (с одинаковым наименованием, габаритами, массой) как из пункта А в пункт Б, так и из пункта Б в пункт С.

Кроме того, судами также правомерно учтена информация Министерства транспорта Российской Федерации, изложенная в письме от 12.12.2016 № 02-765-Пг, согласно которой специальные разрешения, оформленные на движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, характеризующегося одними весогабаритными параметрами на маршруте «пункт отправления – пункт назначения» и иными весогабаритными параметрами на обратном пути следования по маршруту «пункт назначения – пункт отправления», становятся причиной возникновения конфликтных ситуаций при осуществлении контрольно – надзорных мероприятий на улично-дорожной сети, связанных с неисполнением перевозчиком в полном объеме условий, изложенных в специальном разрешении и характерных, как правило, только на движение транспортного средства лишь в одном из направлений.

В этой связи, в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения Федеральным дорожным агентством направлено соответствующее указание от 27.09.2016 № РС-43 об оформлении специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации: по маршруту «пункт отправления – пункт назначения», а именно об исключении при разработке маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства наличие двух и более маршрутов в одном специальном разрешении; об указании маршрута движения крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства без обратного следования, за исключением маршрутов движения специализированных транспортных средств, направляемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, специализированных транспортных средств телевизионных компаний (передвижных телевизионных станций, состоящих из основного и вспомогательного транспортного средства (ПТС), груз которых составляет оборудование, необходимое для проведения съемок, и мобильных энергетических комплексов (МЭК)), направляемых на проведение съемок и трансляций.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что ФКУ «Дальуправтодор» правомерно отказало в регистрации заявлений общества на основании подпункта 2 пункта 12 Порядка № 258.

Доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение судами норм права, по существу выражают несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных главой 35 АПК РФ.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу решения суда и постановления апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.08.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 по делу № А51-9729/2017 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           А.И. Михайлова                    

Судьи                                                                                    С.Ю. Лесненко         

                                                                                         И.М. Луговая