Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А51-6518/2020 |
09 сентября 2021 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено сентября 2021 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Т.В. Рева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства труда и социальной политики Приморского края,
апелляционное производство № 05АП-4553/2021
на решение от 03.06.2021
судьи А.А. Хижинского
по делу № А51-6518/2020 Арбитражного суда Приморского края
по иску акционерного общества «Уссурийское предприятие тепловых сетей» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Министерству труда и социальной политики Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 553 493 рублей 64 копейки,
при участии:
от Министерства труда и социальной политики Приморского края: ФИО1 по доверенности от 26.07.2021, сроком действия до 31.12.2021, паспорт, диплом (регистрационный номер 9301);
от акционерного общества «Уссурийское предприятие тепловых сетей»: ФИО2 (участие онлайн), по доверенности от 11.01.2021, сроком действия до 31.12.2021, паспорт, копия диплома (регистрационный номер 13718 от 28.06.2008);
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Уссурийское предприятие тепловых сетей» (далее – истец, общество, предприятие) обратилось в арбитражный суд к Министерству труда и социальной политики Приморского края (далее – ответчик, Министерство) о взыскании 635 592 рублей 48 копеек.
В ходе рассмотрения спора, истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика 553 493 рубля 64 копейки возмещения расходов по погребению.
Решением суда от 03.06.2021 уточненные исковые требования удовлетворены с отнесением расходов истца по уплате государственной пошлины по иску на ответчика.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В доводах жалобы указывает на то, что в нарушение требований подпункта 2.1.2 пункта 2.1 договора от 01.12.2016 №22 Уг, пункта 4 Постановления Губернатора Приморского края от 21.11.2006 №150-пг предприятием был представлен не полный пакет документов. Кроме того, в представленных обществом документах содержались справки о смерти, по которым обращение за возмещением указанных услуг последовало свыше шести месяцев со дня погребения граждан, в нарушение требований пункта 4 постановления №150-пг и подпункта 2.2.1 пункта 2.2 договора.
Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
Кроме того, ответчик обращает внимание суда на тот факт, что согласно пункту 2 Постановления № 150-пг Министерство уполномочено за счет средств краевого бюджета возмещать расходы только по погребению умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
При этом Постановление №150-пг не предусматривает, что за счет средств краевого бюджета подлежат возмещению расходы по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего. Вместе с тем, в представленных предприятием документах на оплату содержались сведения по погребению умерших, личность которых не установлена.
Поскольку представленный обществом пакет документов противоречил требованиям постановления №150-пг и условиям заключенного договора, он был возвращен предприятию письмом от 01.03.2018 №26/2044 с подробным изложением причин отказа в предоставлении субсидии и ссылками на нормативный правовой акт. Выявленные замечания обществом устранены не были, повторно указанный пакет документов в департамент представлен не был.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца на доводы жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает решение суда законным и обоснованным.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 14.03.2017г. №782 «О внесении изменений в постановление главы Уссурийского городского округа Приморского края от 3 марта 2006 года №254 «О специализированной службе по вопросам похоронного дела» Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей Уссурийского городского округа было наделено функцией специализированной службы по вопросам похоронного дела, осуществляющей погребение умерших и оказание услуг по погребению.
Пунктами 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1 названной статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств:
- Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;
- федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с названным пунктом.
Вопросы возмещения услуг по погребению в Приморском крае урегулированы Законом Приморского края от 23.12.2005 №332-КЗ «О погребении и похоронном деле в Приморском крае» (далее - Закон №332-КЗ) и постановлением Правительства Приморского края от 10.02.2020 № 80-пп «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела на возмещение стоимости услуг по погребению умерших, которые не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлись пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности» (далее - Порядок предоставления субсидий, постановление № 80-пп).
В рамках Закона №332-КЗ и Постановления №150-пг между Департаментом труда и социального развития Приморского края (далее - департамент) и Уссурийским муниципальным унитарным предприятием тепловых сетей Уссурийского городского округа (далее - предприятие) был заключен договор от 01.12.2016 №22 Уг «О возмещении специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности» (далее - договор).
С мая 2016 Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей Уссурийского городского округа выполняло работы (оказывало услуги) по погребению и похоронному делу.
На каждый отчетный период между истцом и ответчиком заключались соглашения о предоставлении субсидии из краевого бюджета специализированной службе по вопросам похоронного дела на возмещение стоимости услуг по погребению умерших, которые не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлись пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности. При этом ответчик подписывал указанные соглашения только с актом об оказанных услугах (приложение №3 к соглашению) с датой не позднее 6 месяцев со дня погребения. По остальным оказанным услугам документы к рассмотрению не принимались, в результате чего возник настоящий спор по оплате фактически произведенных услуг по погребению.
В связи с тем, что ответчик не в полном объеме оплатил оказанные услуги, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда.
Согласно правовой позиции ответчика, исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку предъявлены по истечении шестимесячного срока на возмещение затрат, предусмотренного пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении).
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для отказа в иске по основанию истечения шестимесячного срока на возмещение затрат, поскольку срок, установленный абзацем 8 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении, является процедурным в рамках правоотношений уполномоченных органов и специализированной службы по вопросам похоронного дела и не лишает истца возможности возместить стоимость оказанных услуг в пределах общих сроков на судебную защиту нарушенного права.
Гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего установлены Законом о погребении.
На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха (пункт 1 статьи 7 указанного закона).
Статьей 12 Закона о погребении установлено, что при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о погребении услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 названной статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.
Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 названного Федерального закона.
Федеральный законодатель, предусматривая гарантию безвозмездного получения гражданами определенного перечня услуг по погребению, определил источники ее финансирования.
В силу пункта 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств:
-на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, - Пенсионным фондом Российской Федерации.
- федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с названным пунктом.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, истцом предъявлены к возмещению расходы, оказанные на погребение умерших, которые не подлежали обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлись пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 беременности в рамках государственной программы Приморского края «Социальная поддержка населения Приморского края на 2013-2020 годы.
Срок, определенный пунктом 3 статьи 10 Закона о погребении, на который ссылается ответчик, установлен для получения социального пособия на погребение лицам, перечисленным в пункте 1 статьи 10 Закона №8-ФЗ.
Однако специализированная служба по вопросам похоронного дела не является получателем социального пособия, ей возмещается стоимость услуг на погребение в рамках договора оказания услуг. Ограничение выплаты размером, определенного в порядке, установленном статьей 9 Закона о погребении, не свидетельствует о том, что выплачивается социальное пособие.
Арифметическая правильность представленного истцом расчета, а также его составляющие ответчиками не оспорены.
Факт несения истцом расходов подтверждается материалами дела, в том числе: копиями счетов-фактур с актами оказания услуг.
Учитывая, что общество, обладая статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, осуществило погребение умерших, которые не подлежали обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлись пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 беременности предъявило к оплате затраты в размере стоимости услуг, установленных Законом №332-ФЗ и Постановлением Правительства Приморского края от 10.02.2020 №80-пп, вывод суда первой инстанции о наличии у указанного лица права на получение заявленных к взысканию денежных средств за счет Министерства является верным.
При указанных обстоятельствах спорная сумма подлежит взысканию с ответчика.
В отношении довода жалобы о том, что в представленных предприятием документах на оплату содержались сведения по погребению умерших, личность которых не установлена, коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 26 Закона о погребении, финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 названного Федерального закона.
Согласно пп. 41 пункта 2 статьи 26.3 Федеральный закон от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предоставления материальной и иной помощи для погребения.
Таким образом, из изложенных норм права, следует, что расходы на погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации, в связи с чем, доводы ответчика в указанной части признаются несостоятельными.
Довод ответчика о том, что истцом не соблюден порядок обращения за возмещением затрат, понесенных в связи с погребением умерших, коллегия отклоняет, поскольку данное обстоятельство не препятствует обращению в суд за защитой нарушенного права в пределах срока исковой давности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают установленные судом обстоятельства и сделанные на их основе выводы. Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств дела судом первой инстанции и заявителем жалобы не является правовым основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмене обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая результат рассмотрения настоящего спора, судебные расходы истца на оплату государственной пошлины правомерно отнесены на ответчика. Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не разрешался в связи с тем, что ответчик от ее уплаты освобожден на основании пп.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.06.2021 по делу №А51-6518/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Т.А. Солохина |
Судьи | Л.А. Бессчасная Т.В. Рева |