Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А51-7850/2021 |
09 февраля 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено февраля 2022 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовоц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1,
апелляционное производство № 05АП-130/2022
на решение от 29.11.2021
судьи Е.И. Андросовой
по делу № А51-7850/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе применить пониженную ставку 0,3 % при расчете земельного налога за 2019г, выраженных в оформлении письма №07-13/70931 от 22.12.2020г., об обязании МИФНС №12 произвести перерасчет земельного налога за 2019 г,
при участии:
от индивидуального предпринимателя ФИО1: ФИО2 по доверенности от 08.06.2021, сроком действия на 3 года, служебное удостоверение адвоката № 25/1314;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю: ФИО3 по доверенности от 10.01.2022, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, копия диплома ТВ № 383476.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту – предприниматель, заявитель, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю (далее – инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании незаконными действий, выразившихся в отказе применить пониженную ставку 0,3 % при расчете земельного налога за 2019г, выраженных в оформлении письма №07-13/70931 от 22.12.2020г. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать МИФНС №12 произвести перерасчет земельного налога за 2019.
Решением суда от 29.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении требований. В доводах жалобы указывает на то, что основополагающим моментом при определении ставки земельного налога в отношении земельного участка суд установил исключительно вид предпринимательской деятельности, осуществляемой собственником, а не вид и фактическое разрешенное использование земельного участка, что прямо противоречит требованиям налогового законодательства и сложившейся практике Верховного Суда РФ по спорам о взыскании земельного налога. По мнению заявителя, вид деятельности предпринимателя при расчете земельного налога по участку, используемому не для индивидуального жилищного строительства, а для строительства малоэтажных многоквартирных жилых домов, не имеет правового значения и не должен учитываться при расчете земельного налога. Ссылаясь на правовую позицию Верховного Суда РФ, заявитель указывает на то, что для исчисления земельного налога не имеет правового значения, кто непосредственно использует земельный участок по назначению, собственник или арендатор. Поскольку спорный земельный участок ни собственником, ни арендатором, не использовался в 2019 для индивидуального жилищного строительства, а напротив, использовался для строительства малоэтажных многоквартирных жилых домов, то тот факт, что он сдается в аренду, не может учитываться при применении ставки земельного налога, предусмотренной пп.1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ. Считает, что суд необоснованно не принял во внимание позицию Верховного Суда РФ, выраженную в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 №54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога».
Представитель предпринимателя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Инспекции на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, чтоФИО1 состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю с 13.05.2015 в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно договору купли-продажи земельного участка от 01.11.2018 ИП ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 25:28:050021:1331 общей площадью 68445 квадратных метров, который расположен по адресу: <...>.
В отношении указанного земельного участка установлено разрешенное использование «для многоквартирной застройки», в связи с чем, ИП ФИО1 является плательщиком земельного налога.
Согласно налоговому уведомлению от 01.09.2020 №48279518 инспекцией произведено начисление земельного налога за 2019 год в сумме 860 355 руб. исходя из кадастровой стоимости в размере 57 357 000 руб., налоговой ставки - 1,5% и количества месяцев владения - 12 месяцев, который уплачен налогоплательщиком полностью платежным поручением от 05.11.2020 № 22211.
ИП ФИО1 обратился в инспекцию с заявлением (вх. от 10.12.2020 №09030) о перерасчете суммы земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 25:28:050021:1331 за 2019 год исходя из ставки 0,3%.
Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено письмо от 22.12.2020 №15-45/67024, которым сообщено, что к земельному участку с кадастровым номером 25:28:050021:1331 Инспекцией правомерно применена ставка равная 1,5% и произведен перерасчет земельного налога за 2019 год.
Не согласившись с действиями Инспекции, выразившимися в отказе применить пониженную ставку 0,3 % при расчете земельного налога за 2019г, выраженных в оформлении письма №07-13/70931 от 22.12.2020г., заявителем в порядке статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации была подана апелляционная жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, решением которого от 15.03.2021 № 13-10/09621@ жалоба на действия Межрайонной ИФНС России №12 по Приморскому краю оставлена без удовлетворения.
Предприниматель, полагая, что действия налогового органа не отвечают требованиям закона и нарушают его права, обратился с указанным заявлением в арбитражный суд.
Исследовав и оценив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии состатьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований; вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 390 и пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно абзацу четвертому подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В соответствии со статьей 394 НК РФ исчисление налога производится по налоговым ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать предельные налоговые ставки, установленные названной статьей. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 НК РФ).
В отношении земельных участков, расположенных на территории Владивостокского городского округа, решением Думы г. Владивостока от 28.10.2005 № 108 «О земельном налоге в г. Владивостоке» (далее - Решение Думы г. Владивостока от 28.10.2005) установлен и введен в действие земельный налог, определены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога за земли, находящиеся в пределах границ Владивостокского городского округа, налоговые льготы, основания и порядок их предоставления, а также порядок и сроки предоставления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на льготы и (или) уменьшение налогооблагаемой базы.
Из буквального толкования названных правовых норм следует, что основополагающим моментом при определении ставки, подлежащей применению при исчислении земельного налога в отношении того или иного земельного участка, является вид разрешенного использования и назначение объектов, для размещения которых используется конкретный земельный участок. Данная позиция согласуется с письмами Минфина Российской Федерации от 02.10.2019 № 03-05-04-02/75781, ФНС России от 03.10.2019 №БС-4-21/20140@.
Земли в Российской Федерации по целевому назначению согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской (далее – ЗК РФ) на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.
Указанные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
В соответствии со статьями 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые может осуществлять землепользователь на предоставляемом ему земельном участке.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. По смыслу указанного законоположения оно устанавливает общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне. Данные о правовом режиме земельного участка (категории земель, виде разрешенного использования) отражаются в правоустанавливающих документах и имеются в государственном земельном кадастре, поэтому налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляются на основании сведений государственного земельного кадастра.
Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и соответствовать сведениям, внесенным в кадастр.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ставка земельного налога применяется исходя из фактического использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Органы местного самоуправления при определении налоговой ставки вправе дифференцировать ее по категориям земель, видам разрешенного использования земельных участков и по месту их нахождения (в отдельных видах муниципальных образований), а также устанавливать льготы по данному налогу (пункт 2 статьи 387 и статья 394 НК РФ).
Решением Думы города Владивостока от 28.10.2005 на территории Владивостокского городского округа с 1 января 2006 года установлен и введен в действие земельный налог, в котором в разделе 3 определены размеры налоговых ставок, в том числе в следующих размерах:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности) ;не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков;
3) 0,6 процента в отношении земельных участков, занятых объектами физической культуры и спорта, культуры, искусства, частных детских дошкольных учреждений, не финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Деление земель по целевому назначению на категории является одним из основных принципов земельного законодательства (статья 1 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.
Следовательно, пользование земельным участком в соответствии с целевым назначением предполагает фактическое использование участка в целях, установленных при его предоставлении, и определяется положениями ЗК РФ.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что для применения пониженной ставки 0,3% в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка учитывается целевой характер их использования.
Если использование земельного участка отвечает требованиям его целевого использования, то ставка налога в отношении этого земельного участка применяется исходя из вида целевого использования, указанного в правоустанавливающих (кадастровых) документах. Следовательно, если арендатор использует земельный участок по целевому назначению, арендодатель может платить земельный налог по пониженной ставке.
Судом установлено, что ООО «АРМГРУПП» получены разрешения администрации г. Владивостока от 20.06.2018 (№RU25304000-270/2018, №RU253 04000-269/2018) и от 28.06.2018 (№RU25304000-310/2018), на строительство малоэтажных жилых домов в районе ул. Бриннера.
Согласно указанным разрешениям на данном земельном участке планируется строительство жилых домов этажностью 4-5 этажей (однокомнатных и двухкомнатных) с балконами и террасами, с индивидуальными подсобными хозяйствами, гаражами-стоянками, гостевыми парковками.
Предприниматель в силу договора купли-продажи с ООО «Эмеральд» от 01.11.2018 является собственником земельного участка с кадастровым номером 25:28:050021:1331 общей площадью 68 445 м 2 по адресу: <...>, с 29.11.2018 сдает данный участок в аренду ООО «АРМГРУПП», которое является застройщиком жилых домов, гаражей и подсобных хозяйств.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что ИП ФИО1, приобретая 01.11.2018 спорный земельный участок у ООО «Эмеральд», знал о том, что ООО «АРМГРУПП» (застройщику) были выданы 20.06.2018, 28.06.2018 администрацией города Владивосток разрешения на строительство жилых домов, подсобных хозяйств, гаражей.
В соответствии с разрешениями на строительство на указанном земельном участке ведется строительство десяти малоэтажных многоквартирных домов арендатором ООО «АРМГРУПП» по договору аренды от 29.11.2018 № А2 согласно которому индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - Арендодатель) предоставил ООО «АРМГРУПП» (далее - Арендатор) в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:28:050021:1331, расположенный по адресу: <...>.
В соответствии с подпунктом 1.7 договора от 29.11.2018 №А2 срок аренды составляет пять лет.
Пунктом 2.1 указанного договора предусмотрена арендная плата за указанный участок в размере 70 000 руб. в месяц на период с 29.11.2018 по последнее число месяца, в котором арендатором начаты строительные работы на указанном участке и в размере 5 000 000 руб. в месяц с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором начаты строительные работы до окончания срока аренды.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, в том числе условия данного договора, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050021:1331 приобретен и используется ИП ФИО1 в предпринимательской деятельности с целью получения арендных платежей, в связи с чем следует признать обоснованным вывод Инспекции о том, что при расчёте земельного налога по указанному участку за 2019 год обоснованно применена ставка в размере 1,5%.
Согласно пункту 1.4 договора аренды земельного участка от 29.11.2018 №А2 земельный участок с кадастровым номером 25:28:050021:1331 предоставляется арендатору для использования в соответствии с видами разрешенного использования, указанными в пункте 1.1 договора, в том числе для нового строительства объектов недвижимости, связанных с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства с возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (иных объектах недвижимости) в соответствии со статьей 36 ЖК РФ.
Указанный участок обременен правами третьих лиц - участников долевого строительства в силу закона. В соответствии со сведениями Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности ИП ФИО1 является «аренда и управление собственным и арендованным недвижимым имуществом».
Довод жалобы о том, что при определении ставки земельного налога в отношении земельного участка должны учитываться только вид и фактическое разрешенное использование земельного участка отклоняются как основанные на неверном понимании норм материального права, поскольку фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию.
Так, для применения пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка, необходимо также учитывать целевой характер использования указанных земельных участков.
В рассматриваемом случае, извлечение налоговой выгоды собственником земельного участка, который приобрел его и использует с целью получения арендных платежей, противоречит воле законодателя о применении понижения ставки налога по земельным участкам как средстве стимулирования жилищного строительства путем снижения издержек законных владельцев земельных участков, использующих их для жилищной застройки
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050021:1331 используется ФИО1 в предпринимательской деятельности с целью извлечения экономической выгоды от получения арендных платежей, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в отношении земельного участка в соответствии с пп.2 раздела 3 Решения Думы города Владивостока от 28.10.2005 должна применяться ставка налога в размере 1,5%процента.
Основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Ссылка заявителя на наличие иной судебной практики в рассматриваемом случае во внимание не принимается. Следует иметь в виду, что различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права.
Какого-либо преюдициального значения для настоящего дела, названные предпринимателем, судебные акты не имеют, приняты судом по конкретному делу, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся судебной коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.11.2021 по делу №А51-7850/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1350 (одна тысяча триста пятьдесят) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению №14 от 17.12.2021.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Т.А. Солохина |
Судьи | Л.А. Бессчасная Е.Л. Сидорович |