ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 543-99-41
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань Дело № A12-1747/07-С60
"31" июля 2007 года
председательствующего: Нагимуллина И.Р.,
судей: Владимирской Т.В., Махмутовой Г.Н.
с участием представителей
истца ФИО1 по доверенности от 03.01.2007 №13/07; ФИО2 по доверенности от 28.09.2006,
ответчика ФИО3 по доверенности от 12.03.2007 б/н
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 9 по Волгоградской области, город Волгоград,
на решение от 05 апреля 2007 года Арбитражного суда Волгоградской области(судья Любимцева Ю.П.) по делу № А12-1747/07-С60
по заявлению открытого акционерного общества «Металлургический завод «Красный Октябрь», город Волгоград, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 9 по Волгоградской области, город Волгоград,
о признании недействительными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Металлургический завод «Красный Октябрь» (далее - ОАО «Красный Октябрь», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Волгоградской области (далее – налоговая инспекция о признании недействительными пункта 2 решения от 15.01.2007 № 14-1018/130 о начислении земельного налога за 9 месяцев 2006 года в сумме 20776528 руб. и пеней в сумме 695321,14 руб., требования № 385170 об уплате налога по состоянию на 19.01.2007.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 05.04.2007 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит об отмене судебного акта и принятии нового судебного акта, отказав заявителю в удовлетворении его требований. Налоговая инспекция полагает, что арбитражным судом нормы материального права применены неправильно, в связи с введением в действие главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) на территории г. Волгограда вступило в силу новое законодательное регулирование в отношении порядка исчисления и уплаты земельного налога, которым прекращено действие льготы по земельному налогу, которой пользовался заявитель. Кроме того, особые экономические зоны прекратили свое существование в силу Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Из материалов дела усматривается, что заявителем в налоговую инспекцию представлен расчет по земельному налогу за 9 месяцев 2006 года, согласно которому при исчислении земельного налога заявлена льгота, установленная пунктом 2 статьи 387 Кодекса.
По итогам камеральной проверки данной декларации налоговый орган принял решение от 15.01.2007 № 14-1018/130 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Этим же решением предприятию предложено уплатить земельный налог в сумме 20776528 руб.
Принимая решение об удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что судом не установлен факт прекращения в 2006 году действия Закона Волгоградской области от 18.12.1998 № 234-ОД «О зоне экономического развития на территории ОАО «Металлургический завод «Красный Октябрь». Кроме того, наличие у предприятия соответствующей льготы в 2006 году подтверждается совместным постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов и администрации г. Волгограда от 06.11.1998 № 48/490/1395 «О создании зоны экономического развития на территории ОАО «Металлургический завод «Красный Октябрь», на основании которого и был принят Закон Волгоградской области № 234-ОД.
В соответствии со статьей 5 Закона Волгоградской области от 03.06.1997 № 121-ОД «О зонах экономического развития на территории Волгоградской области» (далее - Закон Волгоградской области № 121-ОД) создание зоны экономического развития производится на основании специального закона Волгоградской области. Решение о внесении в Волгоградскую областную Думу проекта закона о создании зоны экономического развития принимает представительный орган местного самоуправления с приложением ряда документов, в том числе решения представительного органа местного самоуправления, на территории которого предполагается создать зону экономического развития, инвестиционного проекта и проекта договора с администрацией Волгоградской области. Исполнительный орган муниципального образования, на территории которого создана зона экономического развития, ведет реестр юридических лиц, зарегистрированных им на ее территории, и в месячный срок передает его в комитет экономики администрации Волгоградской области, который ведет областной реестр юридических лиц, производственная деятельность которых осуществляется в зонах экономического развития.
На основании Закона Волгоградской области № 121-ОД и совместного постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов и администрации г. Волгограда от 06.11.1998 № 48/490/1395 «О создании зоны экономического развития на территории ОАО «Металлургический завод «Красный Октябрь» Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 18.12.98 № 234-ОД «О зоне экономического развития на территории ОАО «Металлургический завод «Красный Октябрь» (далее - Закон Волгоградской области № 234-ОД).
В статье 3 Закона Волгоградской области № 234-ОД (в редакции Закона Волгоградской области от 07.07.2004 № 930-ОД) предусматривалось, что организациям, зарегистрированным на территории зоны экономического развития ОАО «Красный Октябрь», в течение 10 лет со дня создания зоны экономического развития в соответствии с налоговым законодательством предоставляются льготы по налогам на прибыль, на имущество и на землю.
Из материалов дела следует, что ОАО «Красный Октябрь» зарегистрирован как участник зоны экономического развития на территории ОАО «Металлургический завод «Красный Октябрь», о чем свидетельствуют имеющиеся в деле выписки из городского и областного реестров юридических лиц, зарегистрированных в зонах экономического развития.
Закон Волгоградской области № 121-ОД решением Волгоградского областного суда от 02.02.2006, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2006 по делу № 16-Г06-15, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу части 3 статьи 253, статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование, если оно не было обжаловано. В случае подачи такой жалобы решение суда, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу с момента его вынесения (статья 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Закон Волгоградской области № 121-ОД в спорный период действовал, а Закон Волгоградской области № 234-ОД утратил силу только с 01.01.2007 в связи с принятием Закона Волгоградской области от 17.10.2006 № 1292-ОД.
Кроме того, статьями 13, 14 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» предусматривалось, что органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации или соответствующего органа местного самоуправления.
В пункте 2 статьи 387 Кодекса закреплено право на установление налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков, при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Судом установлено, что наличие соответствующего решения органа местного самоуправления о предоставлении ОАО «Красный Октябрь» льготы по уплате земельного налога подтверждено совместным постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов и администрации г. Волгограда от 06.11.1998 № 48/490/1395 «О создании зоны экономического развития на территории ОАО «Металлургический завод «Красный Октябрь», на основании которого и был принят Закон Волгоградской области № 234-ОД. В материалах дела отсутствуют сведения об отмене данного постановления.
В этой связи является верным вывод суда первой инстанции о том, что действия налогоплательщика, заявившего налоговую льготу по земельному налогу за 9 месяцев 2006 года, полностью согласуются с требованиями налогового законодательства, следовательно, начисление налога за спорный период произведено налоговой инспекцией неправомерно.
Довод налоговой инспекции о том, что особые экономические зоны прекращают свое существование в силу Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», основан на ст. 40 указанного Закона, однако вывод налоговой инспекции об автоматическом прекращении существования зон экономического развития из этого Закона не вытекает.
Правовых оснований к отмене или изменению судебного акта не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.04.2007 по делу №А12-1747/07-С60 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 9 по Волгоградской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 9 по Волгоградской области государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1000 рублей, поручив выдачу исполнительного листаАрбитражному суду Волгоградской области.
Председательствующий И.Р. Нагимуллин
судьи Т.В. Владимирская
Г.Н. Махмутова