ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань
Дело № А65-18505/2010
31 марта 2011 года
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя – Галиуллиной И.В., доверенность от 03.08.2010 б/д,
ответчика – Красильниковой А.М., доверенность от 07.07.2009 № 727,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.10.2010 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Засыпкина Т.С., Марчик Н.Ю.)
по делу № А65-18505/2010
по заявлению товарищества собственников жилья «Меридиан» (ИНН: 1657083326, ОГРН 1091690012370), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан, г. Казань, о признании решения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья «Меридиан» (далее – товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан (далее – инспекция) от 03.06.2010 № 2.11/926 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.10.2010 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Товарищество является юридическим лицом и применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Заявителем 17.03.2010 представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2009 год, согласно которой организацией получены доходы в размере 506 345 рублей, расходы 639 853 рублей, сумма убытка составила 133 508 рублей, сумма исчисленного налога по данной декларации заявлена организацией в размере 0 рублей.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации, инспекцией принято решение от 03.06.2010 № 2.11/926 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), в виде штрафа в размере 1012 рублей 60 копеек, доначислен в соответствии с пунктом 6 статьи 346.18 Кодекса единый минимальный налог в сумме 5063 рублей и пени в сумме 87 рублей 50 копеек.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы инспекции о том, что деятельность товарищества согласно договорным обязательствам, является посреднической деятельностью по закупке по поручению собственников помещений в многоквартирном доме коммунальных слуг, следовательно, доходом товарищества является комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. Поэтому, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Не согласившись с вынесенным решением, товарищество обратилось в арбитражный суд.
Пунктом 1 статьи 346.14 Кодекса предусмотрено, что при применении упрощенной системы налогообложения объектом налогообложения признаются, в том числе доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 Кодекса организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Согласно статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческой признается организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Взносы на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме обеспечивают содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса.
Следовательно, членские взносы в товариществе собственников жилья - это предусмотренные законом обязательные платежи на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, имеющие строго целевой характер и не учитывающиеся в силу пункта 2 статьи 251 Кодекса при определении и налоговой базы по налогу на прибыль.
Статьями 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации на членов товарищества возложена обязанность несения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в этом доме.
Таким образом, обязательные платежи и взносы собственников помещений в многоквартирном доме, используемые товариществом на оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также на оплату коммунальных услуг, являются целевыми поступлениями собственников помещений в многоквартирном доме на содержание созданной им некоммерческой организации и ведение товариществом уставной деятельности по управлению комплексом недвижимого имущества и обеспечению эксплуатации этого комплекса.
В соответствии с учредительными документами товарищество является некоммерческой организацией, созданной по решению общего собрания будущих собственников жилья в феврале 2009 года.
Согласно уставу товарищество создано для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества, владения, пользования и распоряжения (в установленных законом пределах) общим имуществом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, других законодательных и иных нормативных актов. Товарищество создано в целях совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, в том числе обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества в многоквартирном доме, обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также пользователей жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Членами товарищества утверждена смета расходов по обслуживанию и техническому содержанию домов на 2009 год, а также тарифы по капитальному ремонту на 2009 год.
Судами установлено, что согласно утвержденной сметы расходов данные расходы связаны с уборкой подъезда, содержанием двора, управлением жилым фондом, техническим обслуживанием и ремонтом жилого здания, техническим содержанием и ремонтом внутридомовых санитарно-технических сетей, техническим содержанием и ремонтом внутридомовых электросетей, техническим содержанием и ремонтом сетей внутридомового центрального отопления, капитальным ремонтом, обслуживанием лицевого счета.
Источниками покрытия данных расходов являлись целевые взносы членов товарищества. При этом товарищество непосредственно никаких коммунальных услуг собственникам жилья и нежилых помещений не оказывало. Коммунальные услуги, представляемые специализированными организациями, оплачивались товариществом из средств, полученных от жильцов (собственников) в качестве членских взносов и обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг. Товарищество не реализовывало коммунальные услуги, а только платило за их предоставление от имени жильцов многоквартирного дома.
Следовательно, вывод судов о том, что перечисляя организациям, оказывающим услуги по теплоснабжению, водоснабжению, электроснабжению, поступающие на его счет коммунальные платежи, товарищество выполняет предусмотренную Уставом обязанность по обеспечению коммунальными услугами собственников жилья, то есть выступает посредником между такими организациями и потребителями услуг, суд кассационной инстанции признает обоснованным.
Указанная деятельность носит некоммерческий характер, доказательств получения товариществом посреднического, агентского или иного аналогичного вознаграждения за перечисление денежных средств в оплату коммунальных услуг инспекцией не представлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверенном периоде) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателями и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся: осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Как правильно отмечено судами, в данном случае денежные средства не поступали в доход товарищества и оно не осуществляло реализацию услуг, не получало доходов от такой реализации, в связи с чем объекта обложения налогом на прибыль не возникло.
Доказательств того, что сумма поступивших коммунальных платежей является доходом (экономической выгодой товарищества), инспекцией не представлено. Поэтому оснований для включения коммунальных платежей в размере 506 345 рублей в виде дохода в налогооблагаемую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, соответственно, начисления налога, пени и штрафа, не имелось.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.10.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 по делу № 65-18505/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья И.А. Хакимов
Судьи Л.Ф. Хабибуллин
Р.Р. Мухаметшин