НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 30.11.2017 № А12-13776/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-27443/2017

г. Казань Дело № А12-13776/2017

01 декабря 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2017 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,

судей Сабирова М.М., Топорова А.В.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета сельского хозяйства Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.06.2017 (судья Аниськова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного от 29.08.2017 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Жаткина С.А., Волкова Т.В.)

по делу № А12-13776/2017

по исковому заявлению Комитета сельского хозяйства Волгоградской области (ИНН 3444049941, ОГРН 1023403456944) к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского фермерского хозяйства Бабичевой Татьяне Михайловне (ИНН 342100002295, ОГРНПИ 313345833700034) о взыскании 1 000 000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее ? Комитет, истец) обратился в арбитражный суд Волгоградской области обратился с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского фермерского хозяйства Бабичевой Татьяне Михайловне (далее ? Глава КФХ Бабичева Т.М., ответчик) о взыскании гранта и единовременной помощи в размере 1 000 000 руб.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.06.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2017, исковые требования удовлетворены частично. С ИП Главы КФХ Бабичевой Т.М. взысканы в бюджет Волгоградской области подлежащие возврату грант и единовременная помощь в размере 420 000 руб.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, истец обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Заявитель в кассационной жалобе указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ? АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.06.2015 ИП Главой КФХ Бабичевой Т.М. в Комитет сельского хозяйства Волгоградской подана заявка о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.

Между Комитетом сельского хозяйства Волгоградской области (Министерство) и ИП Главой КФХ Бабичевой Т.М. (фермер) 13.07.2015 заключено Соглашение № 1 (далее ? Соглашение № 1), согласно условиям которого Комитет предоставляет фермеру денежные средства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее ? грант) и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее ? единовременная помощь) в размере 1 000 000 руб., из которых: грант – 950 000 руб., единовременная помощь – 50 000 руб.

Соглашение от 13.07.2015 № 1 действует в редакции дополнительного Соглашения от 02.12.2015 № 1.

Во исполнение условий Соглашения № 1 Комитет предоставил ИП Главе КФХ Бабичевой Т.М. денежные средства в виде гранта и единовременной помощи в размере 1 000 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 13.07.2015 № 245229.

Основаниям для заключения спорного Соглашения № 1 послужило постановление Правительства Волгоградской области от 19.06.2015 № 339-п «О порядке предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам» (далее ? Порядок № 339-п).

Порядок №339-п разработан в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 ? 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 29.11.2013 № 680-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014 ? 2020 годы».

Согласно пункту 2 Порядка №339-п грант и единовременная помощь предоставляются гражданину Российской Федерации, являющемуся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, подавшему в конкурсную комиссию по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих право на получение гранта и единовременной помощи заявку на участие в конкурсе.

Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на выплату субсидий, является Комитет сельского хозяйства Волгоградской области.

В разделе 2 Порядка № 339-п предусмотрены требования к начинающему фермеру, а именно: пункт 2.9. заявитель обязуется использовать грант и единовременную помощь в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет и имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства; пункт 2.10. заявитель обязуется в течение 18 месяцев со дня получения гранта создать не менее одного постоянного рабочего места и обеспечить размер начисленной средней ежемесячной заработной платы в хозяйстве не ниже начисленной средней заработной платы, сложившейся в Волгоградской области по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство».

Аналогичные требования закреплены в подпунктах 4, 5 пункта 2.2 Соглашения.

По условиям подпункта 1 пункта 2.2 Соглашения фермер обязуется осуществлять создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства исключительно в соответствии с планом расходов, установленным приложением 1 к Соглашению, на цели предусмотренные пунктами 3.1,3.2 Порядка.

В соответствии с пунктом 8.1 Порядка №339-п получатель гранта и единовременной помощи обязан вернуть в областной бюджет не использованный в установленный срок остаток гранта и единовременной помощи в случаях, предусмотренных соглашениями, в течение месяца, следующего за месяцем окончания срока использования гранта и единовременной помощи.

Согласно пункту 8.2 Порядка № 339-п в случае выявления Комитетом сельского хозяйства нарушения получателем гранта и единовременной помощи требований, установленных разделом 2 настоящего Порядка, представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение гранта и единовременной помощи, нецелевого использования полученного гранта и единовременной помощи (части гранта и единовременной помощи), непредставления (представления с нарушением сроков) отчетов и отчетных документов, документов для согласования операции по расходованию гранта и единовременной помощи, а также выявления остатка гранта, не использованного в установленные сроки в соответствии с соглашением, получатель гранта и единовременной помощи уведомляется о выявленных нарушениях (остатках) и о необходимости возврата предоставленного гранта и единовременной помощи (части гранта и единовременной помощи) письмом Комитета сельского хозяйства в течение пяти рабочих дней со дня обнаружения нарушений (остатков).

В случае невозврата гранта и единовременной помощи (части гранта и единовременной помощи) в добровольном порядке взыскание производится в судебном порядке.

Планом расходов (Приложение к Соглашению) предусмотрено расходование фермером гранта и единовременной помощи на приобретение следующего имущества: термоусадочной вакуумной машины (для вакуумной упаковки продукции) на сумму 170 000 руб. (150 000 руб. ? грант, 20 000 руб. ? собственные средства); грузового автомобиля, оснащенного морозильной камерой на сумму 650 000 руб. (580 000 руб. ? грант, 70 000 руб. ? собственные средства); маточного поголовья и самцов производителей на сумму 255 000 руб. (220 000 руб. ? грант, 35 000 руб. ? собственные средства); собственного дома рядом с фермой на сумму 65 000 руб. (50 000 руб. ? единовременная помощь, 15 000 руб. ? собственные средства).

Как указал истец, 05.10.2015 ответчиком представлен отчет об использовании гранта и единовременной помощи за 3 квартал 2015 года о приобретении автомобиля (рефрижератора) стоимостью 650 000 руб., что подтверждается договором купли-продажи от 18.08.2015 и платежным поручением от 13.08.2015 № 245229.

Документов, подтверждающих приобретение термоусадочной вакуумной машины, маточного поголовья и самцов производителей, собственного дома рядом с фермой, ответчиком представлено не было, чем, по мнению истца, ответчиком были нарушены пункт 2.9 Порядка № 339-п и пункт 2.2 Соглашения.

Кроме того, истец указал, что ответчиком в нарушении пункта 2.10 Порядка № 339-п не создано ни одного постоянного рабочего места.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Комитет направил в адрес ответчика претензию с требованием возвратить необоснованно полученные денежные средства гранта и единовременной помощи в размере 1 000 000 руб.

Неудовлетворение требований претензии послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

Разрешая спор, суды предыдущих инстанций исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 1 части 1 статьи 7 названного Закона).

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Статьями 28 и 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Исходя из статьи 282 БК РФ, изъятие бюджетных средств является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.

По смыслу статьи 78 БК РФ, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии). Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).

Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе отчет за 3 квартал 2015 года и первичные документы (договор купли-продажи, платежное поручение), суды установили, что ответчиком подтверждено целевое расходование части гранта в установленные сроки на сумму 580 000 руб. (приобретение рефрижератора).

Поскольку ответчиком не был выполнен План расходов на 1-4 кварталы 2016 года, а именно приобретение термоусадочной вакуумной машины на сумму 150 000 руб., маточного поголовья и самцов производителей на сумму 220 000 руб., собственного дома рядом с фермой на сумму 50 000 руб., в связи с чем остаток гранта и единовременной помощи, не использованный в течение 18 месяцев, составил 420 000 руб., суды, придя к выводу, что ответчик нарушил условия пункта 2.9 Порядка № 339-п, руководствуясь указанными выше нормами права, а также положениями пункта 8.2.4. Порядка №339-п, признали исковые требования подлежащими удовлетворению в размере 420 000 руб.

Доказательств, опровергающих данные выводы судов, Комитет вопреки части 1 статьи 65 АПК РФ не представил.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Доводы, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.06.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного от 29.08.2017 по делу № А12-13776/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Э.Г. Гильманова

Судьи М.М. Сабиров

А.В. Топоров