АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-847/2015
г. Казань Дело № А65-3032/2015
29 сентября 2015 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
ответчика – Антонова Д.А., доверенность от 12.01.2015 № 2.4-0-14/00034,
в отсутствие:
заявителя – не явился, извещен надлежащим образом,
третьего лица – не явилось, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрацонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.04.2015 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 (председательствующий судья Бажан П.В. судьи Рогалева Е.М., Кувшинов В.Е.)
по делу № А65-3032/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Додоновой Светланы Радиковны, (ОГРН 310169011800031, ИНН 165913190513), город Казань Республики Татарстан, к Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Татарстан, г. Казань Республики Татарстан, с участием третьего лица: УФНС России по Республике Татарстан, г. Казань Республики Татарстан, о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Додонова Светлана Радиковна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Додонова С.Р.) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 19.11.2014 № 6 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.04.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015, заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, заявителю принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 16:120132:125, находящийся по адресу: 420083, г. Казань, ул. Мамадышский тракт, 61.
Заявителем 22.04.2014 была подана уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 г., согласно которой кадастровая стоимость земельного участка составила 5 988 188 руб., соответственно сумма налога, подлежащая уплате в бюджет 89 823 руб., а при исчислении земельного налога за 2011 г. заявитель использовал кадастровую стоимость, установленную Постановлением Кабинета Министров РТ от 05.10.2005 № 478.
Инспекцией была проведена камеральная проверка уточненной декларации, о чем составлен акт № 2.12-0-13/4641, а на его основании вынесено решение от 19.11.2014 № 6, которым заявителю доначислена недоимка по земельному налогу за 2011 г. в сумме 762 893 руб., пеня в размере 240 304,73 руб., и штраф в размере 15 257,86 руб.
Решением УФНС России по Республике Татарстан № 2.14-0-19/006232@ от 19.01.2015 обжалуемое решение налогового органа оставлено без изменения, а апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решением налогового органа, обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, а согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
На основании ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, а в силу п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судами установлено, что результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102 «Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан», которое опубликовано в официальном издании «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти» от 02.02.2011 № 5, и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», ст. 6 Закона РТ от 31.10.2002 № 21-ЗРТ «О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов РТ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина», абз. 2 п. 2 и п. 4 постановления Кабинета Министров РТ от 05.09.2002 № 524 «О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров РТ», постановления Кабинета Министров РТ от 19.07.2002 № 434 «Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров РТ и республиканских органов исполнительной власти» постановления Кабинета Министров РТ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории РТ не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты «Республика Татарстан», «Ватаным Татарстан», а также «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти».
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Таким образом, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и для целей налогообложения она не может изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением № 1102 (вступившим в силу в течение налогового периода), подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода – с 01.01.2012.
Следовательно, заявитель обоснованно применил при исчислении земельного налога за 2011 г. кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка в размере, установленном Постановлением Кабинета Министров РТ от 05.10.2005 № 487 и Постановлением Кабинета Министров РТ от 31.12.2008 № 951.
Судами правомерно признан несостоятельным и противоречащим положениям НК РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ довод инспекции о применении установленной Постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 № 1102 кадастровой стоимости с 01.01.2011, т.к. постановление было размещено в сети Интернет до 01.01.2011, а потому налоговый орган не вправе был производить доначисление заявителю земельного налога за 2011, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров № 1102 от 24.12.2010 в размере 56 847 710 руб.
Следовательно, судами сделан правильный вывод о том, что решение инспекции о доначислении заявителю земельного налога в сумме 2 612 766 руб. не соответствует НК РФ, и нарушает права и законом интересы заявителя.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 по делу № А65-3032/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Л.Р. Гатауллина
Судьи М.В. Егорова
Ф.Г. Гарипова