НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 29.09.2015 № А57-1153/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-738/2015

г. Казань                                                 Дело № А57-1153/2015

30 сентября 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,

судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,

при участии представителей:

заявителя – Борисова А.В., доверенность от 14.09.2015 б/н,

Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова – Ефимова Е.С., доверенность от 01.06.2015 № 04-11/007117,

в отсутствие: 

Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Сезон-Н»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.04.2015 (судья Степура С.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Веряскина С.Г., Смирников А.В.)

по делу №А57-1153/2015

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сезон-Н» (ИНН 6453009122, ОГРН 1026403046515) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова, Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области о признании незаконным бездействия инспекции по рассмотрению заявления о возврате излишне уплаченного налога, об обязании инспекцию возвратить обществу излишне уплаченный земельный налог за 2013 год и возвратить взысканные инкассовыми поручениями штрафные санкции и пени,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Сезон-Н» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (далее – инспекция) по рассмотрению заявления о возврате излишне уплаченного налога от 28.04.2014, о признании недействительным решения инспекции от 10.09.2014 № 11271 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании налоговый орган возвратить обществу 735 672 рублей излишне уплаченного земельного налога за 2013 год, 36 559 рублей 08 копеек штрафа и 38 126 рублей 13 копеек пени, взысканные инкассовыми поручениями 15.12.2014.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.04.2015 требование общества о признании незаконным бездействия инспекции по рассмотрению заявления о возврате излишне уплаченного налога от 28.04.2014 оставлено без рассмотрения; в удовлетворении требований налогоплательщика о признании недействительным решения инспекции, обязании налоговый орган возвратить обществу излишне уплаченный земельный налог, штраф и пени, отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, согласно которому налог, подлежащий уплате в отношении принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 64:48:40315:26, расположенного по адресу: г. Саратов, Сокурский тракт, б/н, составлял 273 074 рублей.

28.03.2014 налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка 66 951 340 рублей и с суммой налога 1 004 315 рублей.

Платежными поручениями от 13.05.2013 № 154, от 04.06.2013 № 169, от 22.07.2013 № 243, от 18.10.2013 № 360, от 01.11.2013 № 363, от 03.02.2014 № 32, от 02.04.2014 № 93, от 03.04.2014 № 99, от 25.03.2014 № 98 и от 26.03.2014 № 99 сумма налога 1 004 315 рублей заявителем оплачена.

18.04.2014 обществом представлена вторая уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с заявленной кадастровой стоимостью участка в размере 18 204 960 рублей и с суммой налога 731 241 рублей.

По результатам камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций инспекцией принято решение от 10.09.2014 № 11271, которым заявителю доначислено 731 196 рублей земельного налога, начислено 38 126 рублей 13 копеек пени и 36 559 рублей 80 копеек штрафа.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 12.11.2014, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение инспекции оставлено без изменения.

Инкассовыми поручениями от 15.12.2014 штраф и пени взысканы с налогоплательщика.

Полагая, что решение инспекции вынесено с нарушением норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, общество обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.

В обоснование заявленного требования общество сослалось на неправильное определение налоговым органом кадастровой стоимости земельного участка. Общество указало на то, что при исчислении земельного налога за 2013 год в качестве налоговой базы им правильно применена кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка, утвержденная распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 № 989-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области» (далее – распоряжение от 28.12.2012 № 989-р).

Отказывая в удовлетворении требования общества, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что для расчета налоговой базы по земельному налогу за проверяемый период общество было обязано применять кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную постановлением правительства Саратовской области от 07.07.2009 № 270-П «Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области» (далее – постановление от 07.07.2009 № 270-П), которое действовало на 01.01.2013 и утратило силу только 12.02.2013.

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).

Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи Кодекса).

В соответствии с пунктом 2 распоряжения от 28.12.2012 № 989-р данный документ вступает в силу со дня официального опубликования.

Распоряжение от 28.12.2012 № 989-р вступило в силу после официального опубликования на сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» 11.01.2013. Указания о распространении его действия на предшествующие налоговые периоды оно не содержит. Как правильно отметили суды, указание даты – 02.06.2012 в распоряжении от 28.12.2012 № 989-р определяет не момент начала применения кадастровой стоимости, а дату (период), на которую проводилась кадастровая оценка земельных участков, состоящих на кадастровом учете.

С учетом положений статьи 5 Кодекса, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 № 165-О-О судебная коллегия признает обоснованными выводы судов о том, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные указанным распоряжением, не могли быть применены при исчислении земельного налога за 2013 год. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 № 4453/10 и от 26.07.2011 № 2647/11.

Вместе с тем в целях реализации конституционной обязанности граждан и организаций платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) принимаемые акты о налогах должны быть конкретными и понятными. Законодатель, устанавливая федеральные, региональные или местные налоги и сборы, обязан определить все элементы налоговых обязательств, не допуская установления новых налогов с приданием им обратной силы либо иным ухудшением положения налогоплательщиков (статья 5 Кодекса).

Указанное требование призвано обеспечить устойчивость в отношениях, связанных с налогообложением, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения.

На момент определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год (01.01.2013), действовало постановление от 07.07.2009 № 270-П. Однако постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 № 58-П «О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области» постановление от 07.07.2009 № 270-П признано утратившим силу с 12.02.2013.

Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 Кодекса).

Порядок исчисления налога и авансовых платежей определен статьей 396 Кодекса.

Поскольку авансовый платеж представляет собой часть земельного налога, уплачиваемого в течение соответствующего налогового периода, он не может быть внесен на основании нормативного правового акта, утратившего силу в течение налогового периода (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 № 2081/11).

Поэтому в рассматриваемом случае при расчете земельного налога за отчетные периоды 2013 года подлежит применению кадастровая оценка земель, которая была установлена ранее.

При таких обстоятельствах судебные акты в обжалованной части не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует установить нормативный акт или иное правовое основание, определяющее кадастровую стоимость спорного земельного участка на соответствующий период, определить сумму земельного налога, подлежащего уплате обществом в рассматриваемый период, иных налоговых обязательств и принимая во внимание все обстоятельства дела в соответствии с требованием закона вынести обоснованный и соответствующий нормам права судебный акт.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.04.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 по делу № А57-1153/2015 в обжалованной части отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                   Л.Ф. Хабибуллин

Судьи                                                                          М.В. Егорова

                                                                                     А.Н. Ольховиков