НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 29.03.2016 № А65-4528/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru   e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-7442/2016

г. Казань                                                  Дело № А65-4528/2015

29 марта 2016 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хакимова И.А.,

судей Мельниковой Н.Ю., Вильданова Р.А.,

при участии представителей:

ответчика – ФИО1 (доверенность от 22.01.2015 № 16 А А 2613064), ФИО2 (доверенность от 22.01.2015 № 16 А А 2613067),

третьего лица – ФИО3 (доверенность от 13.01.2016 № 03-13/161),

в отсутствие: 

истца – извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2015 (судья Исхакова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2015 (председательствующий судья Демина Е.Г., судьи Кузнецов С.А., Шадрина О.Е.)

по делу № А65-4528/2015

по исковому заявлению акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>), третье лицо: Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, о взыскании 42 276 руб. 60 коп. убытков,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (далее – истец, АО «Федеральная пассажирская компания») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее – ответчик, Министерство) о взыскании 42 276,60 Руб. убытков, понесенных на территории Республики Татарстан.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2015, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу АО «Федеральная пассажирская компания» взыскано 42 276,60 руб. убытков, 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.

Как следует из материалов арбитражного дела, в период с марта по декабрь 2013 года истец оказал услуги в Республике Татарстан по перевозке пассажиров, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом на основании Соглашения от 12.03.1993 «О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним» (далее - Соглашение) на сумму 42 276,60 руб.

В результате отсутствия компенсации фактически предоставленных льгот указанным категориям граждан в Республике Татарстан у истца образовались убытки в размере 42 276,60 руб.

В подтверждение факта предоставления указанных льгот истец представил данные автоматизированной системы продажи пассажирских билетов «Экспресс» (АСУ Экспресс), купоны кассира.

Согласно пункту 74 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 26.07.2002 № 30, отрывные талоны, полученные в обмен на бесплатные или льготные проездные документы (билеты), прилагаются к отчету билетного кассира.

Использование указанной системы для продажи проездных документов предусмотрено пунктом 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 № 30.

В реестре указаны информация о фамилиях и инициалах пассажиров, реквизиты документов, удостоверяющих личность и подтверждающих право на льготы, даты и маршруты следования, размер расходов, понесенных истцом.

Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 7, 15, 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации и правомерно исходили из следующего.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ, потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Порядок возмещения указанных потерь определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

В то же время был сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также для лиц, приравненных к ним, являющихся гражданами стран СНГ, в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором.

12.03.1993 Правительствами государств СНГ (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) было заключено Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним, которое вступило в силу в день его подписания и действует по настоящее время.

Правительством Российской Федерации 21.11.2007 издано Распоряжение № 1659-р «О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993».

Указанным Соглашением инвалидам Великой Отечественной Войны 1 и 2 групп и лицам, приравненным к ним, предоставлены льготы по проезду железнодорожным транспортом, при этом транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места проживания. Основанием для приобретения льготного проездного билета является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд, предъявляемые ими в железнодорожную кассу.

Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной Войны было подписано Российской Федерацией 12.03.1993.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», споры о взыскании задолженности по предоставленным льготам являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.

Согласно пункту 28 постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2012 № 1272 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», в 2013 году направление бюджетных ассигнований на реализацию межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств, предусмотренных в федеральном бюджете Российской Федерации, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, в соответствии со структурой расходов федерального бюджета на реализацию межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 18,19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации» если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Ответчиком по делу о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании Гражданского кодекса Российской Федерации.

Российская Федерация, установив льготы по отдельным категориям граждан, приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению льгот. Между тем, доказательств предоставления денежных средств из федерального бюджета на компенсацию указанных льгот Министерством финансов Российской Федерации в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что исковые требования в части взыскания убытков подлежат удовлетворению за счет казны публично-правового образования – Российской Федерации.

В соответствии с ведомственной классификацией структуры расходов федерального бюджета Министерство финансов Российской Федерации является распорядителем средств федерального бюджета по реализации межгосударственных договоров в рамках СНГ, каковым является Соглашение от 12.03.1993 «О взаимном признании права на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним».

Размер предъявляемых к возмещению расходов по предоставлению льгот подтвержден подробной справкой - расчетом лиц данной категории за спорный период в количестве 10 человек, с указанием стоимости недополученных доходов, без включения НДС. Такой расчет произведен в соответствии с документами первичного учета, формирующегося в деятельности истца, а именно реестрами оформленных проездных документов, купонами кассира, корешками квитанций разных сборов и счетами.

Поскольку органы государственной власти не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суды, установив, что фактические расходы истца по предоставлению льгот, подтвержденные материалами дела, не возмещены ему в полном объеме, правомерно признали заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.

Ссылка ответчика на сложившуюся судебную практику по спорам о взыскании убытков перевозчика с Российской Федерации является несостоятельной в связи с установлением и наличием иных обстоятельств, отличных от рассматриваемого спора.

Аналогичные споры также являлись предметом рассмотрения и оценки судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, и вышестоящая судебная инстанция поддержала позицию арбитражных судов, изложенную в настоящем деле.    

В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2015 по делу № А65-4528/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                    И.А. Хакимов

Судьи                                                                           Н.Ю. Мельникова

                                                                                     Р.А. Вильданов