ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41
Именем Российской Федерации
арбитражного суда кассационной инстанции
Председательствующего – Аглиуллиной Ф.Г.,
судей: Меленьтевой Р.Р.,Петрова В.Г.,
без участия представителей сторон (извещены, не явились),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, г.Саратов,
на решение от 16.06.2006 (судья Никульникова О.В.) и постановление апелляционной инстанции от 28.08.2006 (председательствующий Чирков О.Г., судьи Веряскина С.Г., Провоторова Т.В.) Арбитражного суда Саратовской области по делу №А57-27811/05-39
по иску общества с ограниченной ответственностью «Саратовская газовая компания», г.Саратов, к Администрации объединенного муниципального образования Аркадакского района Саратовской области, г.Аркадак Саратовской области, финансовому управлению администрации объединенного муниципального образования Аркадакского района, г.Аркадак Саратовской области, Управлению социальной защиты населения Администрации объединенного муниципального образования Аркадакского района, г.Аркадак Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области, г.Саратов, Министерству здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, г.Саратов, о взыскании 7 234 руб. 78 коп.
по докладу судьи Аглиуллиной Ф.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Саратовская газовая компания» обратилось с иском к Администрации объединенного муниципального образования Аркадакского района Саратовской области, финансовому управлению администрации объединенного муниципального образования Аркадакского района, Управлению социальной защиты населения Администрации объединенного муниципального образования Аркадакского района, Министерству финансов Саратовской области о взыскании с Министерства финансов Саратовской области за счет казны Саратовской области 7 234 рублей 78 копеек убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате природного газа гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с Федеральным законом «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы» от 09.01.1997 №5-ФЗ, проживающим на территории Аркадакского муниципального образования, за период с 01.01.2004 по 31.12.2004.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 13.03.2006 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.06.2006 с Саратовской области в лице Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области за счет средств Казны Саратовской области в пользу истца взыскано 7 234 рубля 78 копеек убытков.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.08.2006 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель – Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, г.Саратов - просит решение и постановление отменить, ссылаясь на то, что постановлением Правительства Саратовской области от 23.01.2006 №18-П «О приемке-передаче обязательств» Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области было уполномочено лишь принять обязательства администраций муниципальных образований области по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по состоянию на 01.01.2006 за период с 01.01.2002 по 31.12.2005. Однако финансовое обеспечение исполнения этих обязательств предусмотрено не было, порядок погашения образовавшейся задолженности и источник финансирования не определен. Убытки у истца возникли в связи с неисполнением обязанности по финансовому обеспечению льгот, предоставляемых в соответствии с Законом за счет средств областного бюджета. В материалах дела отсутствуют доказательства того, сколько денежных средств было предусмотрено на эти цели в областном бюджете в 2004 году. В соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред подлежит возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, от имени которой выступает соответствующий финансовый орган.
До принятия постановления судом кассационной инстанции был объявлен перерыв в заседании 21.12.2006 до 10 00 часов 28.12.2006 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность решения и постановления в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости его отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно пункту 2 статьи З Федерального закона от 09.01.1997 №5-ФЗ Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и проживающие совместно с ними нетрудоспособные члены их семей освобождаются от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электроэнергия, горячее водоснабжение, центральное отопление)...
Истец в соответствии с указанной нормой предоставил льготы по оплате потребленного газа соответствующей категории лиц, проживающих на территории Аркадакского муниципального образования Саратовской области, в период с 01.01.2004 по 31.12.2004. В результате истцом понесены расходы в сумме 7234 рубля 78 копеек, что подтверждается списками абонентов льготной категории составленными заверенными Управлением социальной защиты населения Администрации объединенного муниципального образования Аркадакского района Саратовской области, а также актом сверки №00000148, подписанным между указанным управлением и истцом.
Согласно статье 7 Федерального закона от 09.01.1997 (действие данной статьи приостановлено Федеральными законами от 28 декабря 2004 г. N 184-ФЗ на 2005 г. и от 22 декабря 2005 г. № 174-ФЗ - на 2006 г.) финансирование расходов, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 № 333 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», согласно пункту 1 которых расходы, связанные с реализаций законов о гарантиях, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсаций соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций в 2002 году. Срок действия настоящих Правил был продлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2003 г. № 85 «О мерах по реализации Федерального Закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и Постановлением Правительством Российской Федерации от 14 февраля 2004 г. № 80 «О мерах по реализации федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год".
Расходы, понесенные истцом в сумме 7 234 рублей 78 копеек ему не компенсированы.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что понесенные истцом убытки возникли в связи с неисполнением обязанности по финансовому обеспечению льгот, предусмотренных вышеназванным федеральным законом, за счет средств областного бюджета, в связи с чем убытки должны быть взысканы с казны субъекта Российской Федерации.
Однако данный вывод сделан без учета разъяснений, содержащихся в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №23 от 22.06.2006 в частности о том, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Судом вопрос о том, были ли в достаточном количестве выделены субъекту Российской Федерации в 2004 году средства из федерального бюджета на компенсацию затрат по реализации льгот, предусмотренных федеральным законом от 09.01.1997 №5- ФЗ, не исследовался.
Поскольку данный вопрос имеет значение для решения вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению исковые требования, решение и постановление подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого суду надлежит устранить вышеотмеченные упущения и разрешить спор с соблюдением норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.06.2006 и постановление апелляционной инстанции 28.08.2006 Арбитражного суда Саратовской области по делу №А57-27811/05-39 отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Ф.Г. Аглиуллина
Судьи Р.Р. Меленьтева
В.Г. Петров