ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
"28" сентября 2006 года
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
в составе:
председательствующего Гариповой Ф. Г.,
судей Моисеева В. А., Владимирской Т. В.,
с участием представителей сторон:
от истца: Дворянкина Н. В. по доверенности от 01.09.2006 №2893,
от ответчика: без участия,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №1 по Астраханской области, с. Красный Яр,
на решение от «17» апреля 2006 года (судья Плеханова Г. А.) Арбитражного суда Астраханской области по делу №А06-2716у/05 н.р.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Астраханьгазстрой» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №1 по Астраханской области, о признании недействительным решения,
по докладу судьи Моисеева В. А.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Астраханьгазстрой» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Астраханской области (далее – налоговая инспекция) от 15.04.2005 № 35 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и признании недействительным требований этого же налогового органа от 15.04.2005 № 63 и № 64.
Решением от 28.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.10.2005 Арбитражного суда Астраханской области, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.07.2005 судебные акты отменены в части признания недействительным оспариваемого решения налогового органа о начислении пени за несвоевременную уплату единого социального налога (ЕСН) в части Фонда социального страхования за 2001 и 2002 годы и в части федерального бюджета за 2003 год, в остальной части судебные акты оставлены без изменения.
В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.04.2006, вынесенным после нового рассмотрения, решение налогового органа от 15.04.2005 № 35, требования от 15.04.2005 № 63 и № 64 признаны недействительным в части начисления и предложения к уплате пени в сумме 46 362 рублей 46 копеек за несвоевременную уплату ЕСН в части Фонда социального страхования и пени в сумме 194 488 рублей 69 копеек за несвоевременную уплату ЕСН в части федерального бюджета.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебное решение в части признания недействительным решения налогового органа, полагая, что начисление последним пеней за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по ЕСН соответствует положениям статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором возражает против доводов налогового органа и просит оставить судебное решение в силе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителя общества, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, оспариваемым решением налогового органа, принятым по результатам выездной налоговой проверки, от 15.04.2005 № 35 были начислены пени в указанных суммах за несвоевременную уплату ЕСН.
Судом первой инстанции на основании исследования материалов дела было установлено, что у заявителя отсутствует недоимка по ЕСН по итогам отчетных и налоговых периодов, в связи с чем был сделан вывод об отсутствии у налогового органа оснований для начисления пени. При этом суд руководствовался положениями статей 75, 240 НК РФ.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными.
Пунктом 2 статьи 57 НК РФ установлено, что при уплате налога с нарушением установленного срока его уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (пункт 3 статьи 75 НК РФ).
Из приведенных норм следует, что пени начисляются за нарушение срока уплаты налога.
В соответствии с положениями статей 52 - 55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 28.02.2001 N 5 разъяснил, что по смыслу пункта 1 статьи 75 НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога. При этом при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода.
Статьей 240 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Как указано в пункте 3 статьи 243 НК РФ, в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Таким образом, пени могут быть начислены за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу, определенных по итогам отчетных периодов: первого квартала, полугодия, 9 месяцев, а не помесячно.
Данная правовая позиция изложена в Информационном письме Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании».
Суд первой инстанции, установив при новом рассмотрении дела отсутствие о налогоплательщика недоимки по итогам отчетного периода, правомерно отказал налоговому органу во взыскании пеней.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения судебного решения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 17 апреля 2006 года Арбитражного суда Астраханской области по делу №А06-2716у/05 н.р. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Ф. Г. ГАРИПОВА
судьи В. А. МОИСЕЕВ
Т. В. ВЛАДИМИРСКАЯ