АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-19406/2022
г. Казань Дело № А65-16471/2021
05 июля 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Галиуллина Э.Р.,
судей Королевой Н.Н., Нафиковой Р.А.,
при участии представителей:
истца – Федорова Р.В., доверенность от 05.07.2021, Зарванской Т.В., доверенность от 15.11.2021,
ответчика – Петрухина М.Г., доверенность от 15.04.2022,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Оптовый центр»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.01.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022
по делу № А65-16471/2021
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Оптовый центр» к публичному акционерному обществу «Банк ВТБ», к Министерству экономического развития Российской Федерации, к Федеральной налоговой службе Российской Федерации о признании решения о переводе с наблюдения на период погашения по кредитному соглашению незаконным, о признании права на списание задолженности по кредитному соглашению, о взыскании уплаченного по кредитному соглашению, о возложении обязанностей предоставить субсидию и внести уточненные сведения в информационный сервис, третьи лица: Управления Федеральной налоговой службы РФ по Республике Татарстан, ГУ – Отделение Пенсионного Фонда РФ по Республике Татарстан
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Оптовый центр» (далее – ООО «Оптовый центр», истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к публичному акционерному обществу «Банк ВТБ» (далее – ПАО «ВТБ», ответчик 1), к Министерству экономического развития Российской Федерации (далее – ответчик 2), к Федеральной налоговой службе Российской Федерации (далее – ФНС РФ, ответчик 3) о признании решения ПАО « ВТБ» № 776699 от 29.03.2021 о переводе ООО «Оптовый центр» с 01.04.2021 с наблюдения на период погашения по кредитному соглашению НЛ/182020-0001957 от 10.06.2020 незаконным; о признании ООО «Оптовый центр» право на списание задолженности по кредитному соглашению № НЛ/182020-0001957 от 10.06.2020 в размере 100 %; о взыскании 8 427 321 руб. 69 коп. уплаченной денежной суммы в связи с исполнением ООО «Оптовый центр» перед ПАО «ВТБ» обязательств по кредитному соглашению № НЛ/182020-0001957 от 10.06.2020; о возложении на Министерство экономического развития Российской Федерации в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 15.05.2020 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности», предоставить ПАО «ВТБ» ассигнования в виде соответствующей субсидии; о возложении на Федеральную налоговую службу Российской Федерации обязанности внести уточненные сведения в информационный сервис.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.01.2022, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.
Обжалуя принятые судебные акты в кассационном порядке, истец просит их отменить, исковые требования удовлетворить, мотивируя кассационную жалобу нарушением судебными инстанциями норм материального права.
Заявитель указывает, что им выполнены все условия правил; расчет кредита произведен из расчета фактической численности работников, без учета лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры; количество штатных работников не изменилось; уточненные данные были поданы за весь 2020 год; кредитное соглашение было переведено на период погашения из-за бездействия должностных лиц ФНС РФ и ПАО «Банк ВТБ».
Ходатайство ООО «Оптовый центр» об истребовании дополнительных доказательств, представленное заявителем вместе с кассационной жалобой, отклоняется судом округа, поскольку суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности судебных актов с учетом тех документов, которые имелись у судов первой и апелляционной инстанций на момент принятия решения и постановления, и не исследует новые доказательства (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва ответчика, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 16.05.2020 постановлением Правительства Российской Федерации № 696 утверждены Правила предоставления субсидий (далее – Правила предоставления субсидий) из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
Настоящие Правила предоставления субсидий устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
На основании указанных правил истец обратился к ответчику-1 на получение кредита в соответствии с Правилами предоставления субсидий.
Между истцом и Банком заключено кредитное соглашение от 10.06.2020 № НЛ/182020-001957 (далее – кредитное соглашение), условия которого определяются постановлением Правительства от 16.05.2020 № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности» (далее – Постановление № 696) и общими условиями кредитования.
Кредитное соглашение включает в себя следующие этапы:
- период наблюдения по соглашению - период с 01.12.2020 по 31.03.2021. Соглашение переводится на период наблюдения, если были выполнены условия перехода на период наблюдения;
- период погашения по соглашению - период продолжительностью 3 месяца: с 01.12.2020 по 01.03.2021, если не выполнено любое из условий перехода на период наблюдения или с 01.04.2020 по 30.06.2021, если условия перехода на период наблюдения были выполнены;
- период погашения кредита и уплаты процентов – график исполнения обязательств заемщика по соглашению, включающий в себя информацию о датах и размере погашения кредита, уплаты процентов, а также уплаты комиссий, в случаях и в порядке, предусмотренных условиями соглашения.
Истцом получены денежные средства в размере 8 231 418 руб.
Пунктом 1.5 Кредитного соглашения предусмотрено, что цель Кредитной линии: на возобновление деятельности.
Кредиты выдаются для осуществления заемщиком следующих расходов: документально подтвержденные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности заемщика, включая выплату заработной платы работникам заемщика в размере, не превышающем размер, предусмотренный трудовым договором; платежей по процентам и по основному долгу по кредитным договорам (соглашениям), заключенным в рамках Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 – 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», по льготной ставке, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1764 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», по льготной ставке», либо в рамках Правил предоставления субсидий и федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, утвержденных проставлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 422 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости.
Не допускается использование денежных средств, предоставленных по Кредитной линии на следующие цели: выплату дивидендов, выкуп собственных акций или долей в уставленном капитале, благотворительность; размещение средств на депозитах в Банке/других банках и в иные финансовые инструменты.
Истец ссылался, что во исполнение п. 1.5 Кредитного соглашения все полученные денежные средства по Кредитному соглашению направлены исключительно на цели, упомянутые в п. 1.5 Кредитного соглашения.
Согласно пункту 24 Правил предоставления субсидий численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 01.06.2020, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы. Подпунктом "м" пункта 18 Правил предоставления субсидий установлено обязательство получателя субсидии, обеспечить доступ к информационному сервису ФНС.
В силу абзаца 7 пункта 24 Правил предоставления субсидий проверка выполнения условий о численности работников заемщика проверяется банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе ФНС России.
Федеральной налоговой службы в письмах от 23.07.2020 № АБ-2-19/1386@ "О цифровой платформе ФНС России, созданной для повышении эффективности мер господдержки субъектов МСП, пострадавших от коронавируса, и об определении размере кредита на возобновление деятельности", от 20.08.2020 № ВД-2-19/1542@ "О представлении субъекту МСП льготного кредита в качестве меры господдержки при обращении в кредитную организацию, использующую информационные сервисы цифровой платформы ФНС России" разъяснено следующее.
В целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала новую цифровую платформу на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).
Источником данных для платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, о поступлениях налогов и сборов, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
Сведения по форме СЗВ-М подаются в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (пункт 2.2 статьи 11 Закона о персонифицированном пенсионном учете).
Данные о численности работников заемщика поступают в ФНС России на основании поданных заемщиком форм СЗВ-М в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Истцом поданы сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М: за 2020 год.
Письмом от 29.03.2021 № 26/776699 Операционный офис «Идель» Филиала 6318 Банка ВТБ уведомил истца о том, что кредитное соглашение № НЛ/182020-001957 от 10.06.2020 с 01.04.2021 будет переведено на период погашения по соглашению в связи с невыполнением условий, позволяющих банку списать задолженность по соглашению. Решение принято на основании данных, полученных банком от Федеральной налоговой службы. В случае получения Банком от Федеральной налоговой службы в соответствии с п.13 (1) Постановления 696 уточненных сведений может быть рассмотрен вопрос об отзыве данного уведомления.
Истец, не согласившись с указанным уведомлением, письмом от 30.03.2021 № 63 пояснил банку о том, что, по его мнению, отсутствуют нарушения условий Кредитного соглашения.
Банк повторно 09.04.2021 разъяснил истцу, что им нарушено условие о численности работников.
Несогласие заемщика с указанными действиями банка явилось основанием для обращения истца с иском в суд.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь статьями 307-420, 819 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее – Правила № 696), утвержденными постановлением от 16.05.2020 № 696, установив снижение численности работников истца (менее 0,9), суды пришли к выводу, что перевод кредитного соглашения в период погашения произведен Банком в соответствии с положениями Правил № 696 и условий кредитного соглашения, следовательно, оспариваемое решение ПАО «ВТБ» является законным и обоснованным.
При этом кредитным соглашением НЛ/182020-0001957 от 10.06.2020 предусмотрено условие о списании задолженности по соглашению в размере 100% - одновременное выполнение следующих условий: в отношении заемщика на дату завершения периода наблюдения по соглашению не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заемщик – индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; численность работников заемщика, в течение периода наблюдения по соглашению на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 года; средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика в течение периода наблюдения по соглашению, определяемая с использованием информационного сервиса Федеральной налоговой службы, не может быть менее минимального размера оплаты труда; соблюдение условия п. 9 Программы; отсутствие обстоятельств, указанных в термине факторы прекращения субсидирования; отношение численности работников заемщика по состоянию на 01.03.2021 к численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 г. составляет не менее 0,9.
Пунктом 1.12 кредитного соглашения НЛ/182020-0001957 от 10.03.2020 кредитору предоставлено право по окончанию периода наблюдения в срок не позднее 01.04.2021 списать задолженность по соглашению: 1.12.1. в размере 100% задолженности по соглашению (в размере основного долга, включая проценты, присоединенные к сумме основного долга в соответствии с пунктами 2.2.1., 2.2.2 соглашения – при выполнении Условий о Списании задолженности в размере 100% по Соглашению. При наличии по Соглашению неоплаченных штрафных санкций, в случае неисполнения заемщиком условий соглашения, штрафные санкции оплачиваются заемщиком самостоятельно не позднее 01.04.2021.
При этом, пунктом 1.13 кредитного соглашения НЛ/182020-0001957 от 10.06.2020 предусмотрено, что после списания задолженности по соглашению в соответствии с требованиями программы Банком не будет получена субсидия по списанию до 20.06.2021 (включительно), условие о списании задолженности признаются не наступившими.
Подпунктом «б (1)» пункта 12 Правил предоставления субсидий предусмотрено, что субсидия по списанию предоставляется получателю субсидии при соблюдении следующих условий: численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25.06.2020, в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25.03.2021 составила не менее 80 процентов численности работников заемщиков, определенной: исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 г., если численность работников заемщика по итогам мая 2020 г. составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил; исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 г. составила 80 или более процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.
Согласно данным в отношении истца о застрахованных лицах, содержащимся в информационном сервисе ФНС России численность сотрудников истца составила: в мае 2020 года – 192, в феврале 2021 года – 129 или 67,2 %, соотношение численности работников заемщика по состоянию на 01.03.2021 к численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 составляет 0,7, т.е. менее 0,9, как предусмотрено соглашением.
При этом, поданные истцом 22.12.2020 отменяющие формы СЗВ-М с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах: за май 2020 года на 71 застрахованное лицо, с учетом позиции, изложенной Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 17.07.2020 № Д13и-22474 о том, что не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года, правомерно не приняты судами во внимание.
Учитывая изложенное, оснований для признания за истцом права на списание задолженности по кредитному соглашению № НЛ/182020-0001957 от 10.06.2022 в размере 100%, не имеется, поскольку истцом не соблюдены условия кредитного соглашения и Правила предоставления субсидий.
Поскольку установлено, что истцом не соблюдены условия кредитного соглашения и Правила предоставления субсидий, что является основаниям для отказа в предоставлении субсидии, суды правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания уплаченной денежной суммы в размере 8 427 321 руб. 69 коп с ПАО «ВТБ».
При этом истцом избран ненадлежащий способ защиты в части требования о возложении на Министерство экономического развития Российской Федерации в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 16.05.2020 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности», предоставить ПАО «ВТБ» ассигнования в виде соответствующей субсидии, поскольку не приведет к восстановлению его нарушенных прав.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 – 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в кассационной жалобе доводы, выводы судов не опровергают, а по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами обстоятельств дела. Между тем, иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами обстоятельств, а также иное толкование норм права не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права и не может служить основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.01.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022 по делу № А65-16471/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Э.Р. Галиуллин
Судьи Н.Н. Королева
Р.А. Нафикова