НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 28.06.2018 № А49-10952/2017

271/2018-25218(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-34094/2018

г. Казань Дело № А49-10952/2017  29 июня 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2018 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:  председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф., 

судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя – Мартыновой Л.В., доверенность от 23.01.2018,

Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району  г. Пензы – Королевой А.Г., доверенность от 13.11.2017, 

Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области,–  Королевой А.Г., доверенность от 19.09.2017, 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «ГИФТ» 

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 18.01.2018 (судья  Колдомасова Л.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного 


апелляционного суда от 29.03.2018 (председательствующий судья  Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.) 

по делу № А49-10952/2017

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГИФТ»  (ИНН 5835063970, ОГРН 1065835001715 к Инспекции Федеральной  налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы, Управлению  Федеральной налоговой службы по Пензенской области об оспаривании  решений, 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ГИФТ» (далее –  общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с  заявлением о признании недействительным решения Инспекции  Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы  (далее – инспекция) от 06.04.2017 № 8 о привлечении к ответственности за  совершение налогового правонарушения в части доначисления  5 161 775 рублей налога на прибыль в размере, начисления  1 443 688 рублей 47 копеек пени и привлечения к ответственности по  пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее –  Кодекс) в виде 232 113 рублей 70 копеек штрафа. Общество также  просило признать недействительным решения Управления Федеральной  налоговой службы по Пензенской области (далее – управление)  от 19.07.2017 № 06-10/104 (с учетом уточнения заявленных требований,  принятых судом первой инстанции). 

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 18.01.2018 в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 29.03.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу  судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм  материального права и удовлетворить заявленное требование. 


Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их  отмены. 

Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по  вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и  сборов за период с 01.01.2012 по 31.12.2015. По результатам проверки  составлен акт от 23.12.2016 № 26 и принято решение от 06.04.2017 № 8 о  привлечении общества к налоговой ответственности, доначислении  налогов и пени. 

Основанием для доначисления оспариваемых сумм налога на  прибыль, пеней и санкций послужил вывод налогового органа о занижении  налогооблагаемой базы по налогу вследствие завышения в 2012-2013 годах  косвенных и в 2014 году внереализационных расходов на стоимость  списанной и утилизированной алкогольной продукции, маркированной  старыми акцизными марками, на общую сумму 25 808 874 рублей. 

Решением управления от 19.07.2017 № 06-10/104, принятым по  результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение  инспекции по указанному эпизоду оставлено без изменения. 

Не согласившись с вынесенными решениями налоговых органов,  общество обратилось в арбитражный суд. 

Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации  (далее – Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль  организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При  этом прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на  величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии  с главой 25 Кодекса. 

В силу статьи 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает  полученные доходы на сумму произведенных расходов - обоснованных  (экономически оправданных) и документально подтвержденных затрат, 


оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации  либо обычаями делового оборота. 

Согласно подпункту 47 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим  расходам, связанным с производством и реализацией, относятся потери от  брака. 

Из подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса следует, что к прочим  расходам, связанным с производством и реализацией, относятся также  другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. 

Главой 25 Кодекса регулируется налогообложение прибыли  организаций и устанавливается в этих целях определенная соотносимость  доходов и расходов и связь последних именно с деятельностью  организации по извлечению прибыли. Этот критерий прямо обозначен в  абзаце 4 пункта 1 статьи 252 Кодекса как основное условие признания  затрат обоснованными или экономически оправданными: расходами  признаются любые затраты при условии, что они произведены для  осуществления деятельности, направленной на получение дохода. 

Уменьшение доходов на сумму расходов представляет собой  налоговую выгоду, обоснованность получения которой суд оценивает в  каждом деле в соответствии с критериями, предусмотренными  постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами  обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»  (далее – Постановление № 53). 

В Постановлении № 53 разъяснено, что представление  налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежаще оформленных  документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в  целях получения налоговой выгоды является основанием для ее  получения, если налоговым органом не доказано, что сведения,  содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или)  противоречивы. 


Правовые основы производства и оборота этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления  (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены  Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном  регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)  алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ). 

Требования к маркировке алкогольной продукции утверждены  Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005   № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными  специальными марками» (далее – Постановление № 785). 

Из приведенных норм законодательства следует, что оборот  алкогольной продукции, в том числе хранение, должен сопровождаться  документами, предусмотренными статьей 10.2 Закона № 171-ФЗ;  федеральные специальные марки являются документами государственной  отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и  оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции,  осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями  информации единой государственной автоматизированной  информационной системы и подтверждением фиксации информации о  реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной  продукции в единой государственной автоматизированной  информационной системе; не допускается оборот алкогольной продукции,  не маркированной федеральными специальными марками,  предусмотренными Постановлением № 785, либо маркированная  поддельными марками. 

В рассматриваемом случае обществом учтены затраты в размере  стоимости списанной и утилизированной алкогольной продукции,  маркированной федеральными специальными марками, в общей сумме  25 808 874 рублей, в том числе за 2012 год – в сумме 2 597 506 рублей, за 


2013 год в сумме 4 313 681 рублей и за 2014 год – в сумме  18 897 687 рублей. 

Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132  утверждены унифицированные формы первичной учетной документации  по учету торговых операций (далее – Постановление № 132). Для  документального подтверждения товарных потерь при порче, бое, ломе  товаров Постановлением № 132 предусмотрены следующие формы  документов: акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей  (форма № ТОРГ-15); акт о списании товаров (форма № ТОРГ-16). 

Из Указаний по применению и заполнению акта формы № ТОРГ-15  следует, что он применяется организациями при выявлении фактов боя,  порчи или поломки товаров, подлежащих уценке или списанию. Для  составления акта в торговой организации создается специальная комиссия,  в которую входят представитель администрации фирмы и материально  ответственное лицо, при необходимости в комиссию включается  представитель санитарного надзора. Акт формы № ТОРГ-15 составляется в  трех экземплярах. В акте указывается вся информация о товаре,  подлежащем уценке или списанию, а именно: его наименование, цена,  количество, артикул, сорт, причины, по которой возникли товарные  потери, а также возможность его дальнейшего использования: продажа по  сниженной цене, утилизация или уничтожение. 

Если товар не подлежит дальнейшей реализации, то оформляется акт  формы № ТОРГ-16, который исходя из Указаний по его применению  составляется, так же как и акт формы № ТОРГ-15 в трех экземплярах и  подписывается членами комиссии, уполномоченной на это руководителем.  Состав комиссии аналогичен составу комиссии при составлении акта  формы № ТОРГ-15. 

Понесенные расходы подтверждены обществом документами:  оборотно-сальдовой ведомостью по счету 91 «Прочие доходы и расходы»,  приказами о списании алкогольной продукции, приказами о создании 


комиссии, актами о списании товаров формы № ТОРГ-16, реестрами  утилизированной алкогольной продукции за 2012-2014 годы и актами об  утилизации алкогольной продукции со старыми акцизными марками. 

Исследовав и оценив представленные налогоплательщиком  документы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суды признали их недостаточными для  подтверждения в соответствии с требованиями статьи 252 Кодекса  обоснованности отнесения заявителем на расходы, учитываемые при  исчислении налога на прибыль, стоимости уничтоженной алкогольной  продукции. Как отметили суды, ни один из указанных документов не  содержит данных о федеральной специальной марке, которыми была  маркирована утилизированная алкогольная продукция; акты о списании  товаров формы № ТОРГ-16 не содержат сведений о товарных накладных,  по которым списанный товар был получен, данных о федеральных  специальных марках, что не позволяет идентифицировать списанную  алкогольную продукцию, а также проверить легальность нахождения ее в  обороте. Доказательств, подтверждающих тот факт, что уничтоженная  алкогольная продукция была маркирована старыми марками, в материалах  дела не имеется, обществом не представлено. Свидетели - члены комиссии  по уничтожению алкогольной продукции не подтвердили свое участие в  утилизации алкогольной продукции, маркированной старыми марками, и  не смогли пояснить, где и как проходила утилизация алкогольной  продукции, за уничтожение которой они расписались. 

Кроме того, из актов об утилизации алкогольной продукции следует,  что данная продукция утилизирована путем боя и выброшена в мусорный  контейнер. Однако допрошенные грузчики-наборщики и водители  автопогрузчиков также не подтвердили факт утилизации алкогольной  продукции. 

При этом следует отметить, что отношения в области обеспечения  качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека 


регулируются Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и  безопасности пищевых продуктов» (далее – Закон № 29-ФЗ). 

В соответствии с абзацем 2 статьи 1 названного закона под  пищевыми продуктами понимаются продукты в натуральном или  переработанном виде, употребляемые человеком в пищу, в том числе и  алкогольная продукция (в том числе пиво). 

Некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и  изделия, изъятые из оборота, подлежат соответствующей экспертизе  (санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной,  товароведческой и другой), проводимой органами государственного  надзора и контроля в соответствии со своей компетенцией, в целях  определения возможности утилизации или уничтожения таких пищевых  продуктов, материалов и изделий (пункт 1 статьи 25 Закона № 29-ФЗ). 

В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона № 29-ФЗ на основании  результатов экспертизы некачественных и опасных пищевых продуктов,  материалов и изделий соответствующий орган государственного надзора и  контроля принимает постановление об их утилизации или уничтожении.  Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов,  материалов и изделий осуществляет выбор способов и условий их  утилизации или уничтожения в соответствии с требованиями нормативных  либо технических документов и согласовывает с органом  государственного надзора и контроля, вынесшим постановление об  утилизации или уничтожении таких пищевых продуктов, материалов и  изделий, способы и условия их утилизации или уничтожения. 

Порядок проведения экспертизы некачественных и опасных  продовольственного сырья и пищевых продуктов, их дальнейшего  использования (утилизации) или уничтожения определен Положением о  проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного  сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 


от 29.09.1997 № 1263, который распространяется на юридические лица  независимо от формы собственности и индивидуальных  предпринимателей. 

Судами установлено, что правомерность и обоснованность  уничтожения и списания указанной алкогольной продукции в порядке,  предусмотренном законодательством, обществом не подтверждена.  Уничтожение алкогольной продукции, не отвечающей требованиям  нормативных документов, произведено без проведения соответствующей  экспертизы и без представителей государственных органов. 

Исходя из пункта 3 Постановления № 53, налоговая выгода может  быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей  налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным  экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные  разумными экономическими или иными причинами (целями делового  характера). 

Судебная коллегия считает, что в рассматриваемом случае судами  установлено, что налогоплательщик не доказал соблюдением им при  уничтожении алкогольной продукции императивных предписаний закона,  регулирующего порядок такого уничтожения, с его последующим  надлежащим документальным оформлением. 

Довод подателя жалобы о том, что налоговым органом не доказано,  что обществом учтена при исчислении налога на прибыль стоимость  списанной алкогольной продукции со старыми марками, рассмотрен  судами и отклонен как не соответствующий данным бухгалтерского учета  общества, представленным им налоговым декларациям за 2012-2014 годы,  а также показаниям главного бухгалтера Караваевой С.А. (протокол  допроса от 25.08.2016 № 444) и приказу общества от 30.03.2012 № 14-с. 

Ссылка общества на постановление об отказе в возбуждении  уголовного дела, как подтверждающий факт уничтожения алкогольной  продукции, также рассмотрена судами и обоснованно отклонена, 


поскольку данным постановлением не установлен факт реального  уничтожения указанной алкогольной продукции и не подтверждено  соблюдение обществом при ее уничтожении требований законодательства,  регулирующего порядок такого уничтожения. 

Довод подателя жалобы о нарушении управлением прав заявителя  ввиду рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика без  непосредственного участия представителя общества, также рассмотрен  судами и ему дана надлежащая правовая оценка. 

Как отметили суды, в соответствии с абзацем вторым пункта 2  статьи 140 Кодекса материалы с участием лица, подавшего жалобу,  рассматриваются только в случае выявления в ходе рассмотрения жалобы  (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности за  совершение налогового правонарушения или на решение об отказе в  привлечении к ответственности за совершение налогового  правонарушения противоречий между сведениями, содержащимися в  представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо  несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком,  сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа. 

Поскольку управление не установило противоречий в  представленных документах, апелляционная жалоба обоснованно  рассмотрена им в отсутствие представителя общества. 

Судебная коллегия считает, что выводы судов соответствуют  материалам дела, не противоречит им и в силу статьи 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат переоценке  судом кассационной инстанции. Нормы материального права применены  судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно,  выводы соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Нарушений  норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 


основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной  инстанции не выявлено. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1  статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 18.01.2018 и  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 29.03.2018 по делу № А49-10952/2017 оставить без изменения,  кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «ГИФТ» - без удовлетворения. 

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ГИФТ» из  федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в  размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению  от 24.04.2018 № 57. 

Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной  пошлины. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин 

Судьи О.В. Логинов

 Р.Р. Мухаметшин