НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 27.11.2007 № А12-7908/07

А12-7908/07

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань Дело №А12-7908/07

Резолютивная часть постановления оглашена 27 ноября 2007 года

Текст постановления в полном объеме изготовлен 4 декабря 2007 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

в составе:

  председательствующего –Газизовой Г.Ю.,

судей –Фатхутдиновой А.Ф., Желаевой М.З.,

при участии:

от ответчика : Ефимов С.М.- доверенность № 007 от 12.01.2005 г.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Православной религиозной организации Волгоградская Епархия Русской Православной Церкви, город Волгоград,

на решение от 08.08.2007 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-7908/07,

по иску Администрации города Волгограда, город Волгоград, к Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, р.п. Городище, Православной религиозной организации Волгоградская Епархия Русской Православной Церкви, город Волгоград, город Волгоград, третьи лица: Департамент городского хозяйства Администрации города Волгограда, город Волгоград, Комитет по делам культуры Администрации города Волгограда, город Волгоград, Комитет земельных ресурсов Администрации города Волгограда, город Волгоград, о признании недействительным договора аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Волгограда обратилась в арбитражный суд с иском к Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области и Православной религиозной организации Волгоградская Епархия Русской Православной Церкви о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка № 248/05 от 01.08.05 г.

По правилам ст. 51 АПК РФ судом к участию в деле в качестве 3-х лиц были привлечен Комитет земельный ресурсов администрации г. Волгограда и Комитет по делам культуры администрации г. Волгограда.

Решением от 08.08.2007 г. Арбитражного суда Волгоградской области вышеупомянутый договор аренды земельного участка № 248/05 от 01.08.05 г. признан недействительным.

В кассационной жалобе Православная религиозная организация Волгоградская Епархия Русской Православной Церкви просит отменить указанный судебный акт как принятый с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Остальные участвующие в деле лица (участники процесса), уведомлены о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили.

От Департамента городского хозяйства администрации Волгограда поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела на срок не ранее 18 декабря 2007 года в связи с нахождением представителя-начальника отдела правового обеспечения департамента Князева В.С. в дополнительном учебном отпуске с 19 ноября 2007 года по 18 декабря 2007 года.

Судебная коллегия с учетом мнения представителя ответчика считает данное ходатайство подлежащим отклонению.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, отзыве на нее и в выступлениях представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что все принятые по делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, отношения сторон обусловлены договором договор аренды № 248/05 от 01.08.05 г., по условиям которого арендатором принят в пользование на условиях аренды сроком на 49 лет земельный участок, площадью 112300 кв.м., кадастровый номер 34:03:13 00 07:0066, расположенный по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, в районе х. Овражный, для размещения и эксплуатации кладбища.

Договор аренды в установленном законом порядке прошел государственную регистрацию.

Суд первой инстанции, признавая данный договор недействительным ( ничтожным) , сослался на то , что реализация Администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области в законодательном порядке своего права на принятие решения о создании кладбища в районе х. Овражный, должна была повлечь предусмотренное п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ изъятие из оборота земельного участка, занимаемого гражданскими захоронениями и, как следствие этого, невозможность для последнего к предоставлению в частную собственность, а также быть объектом сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что заключенный между ответчиками договор аренды № 248/05 от 01.08.05 г. о передаче в долгосрочную аренду земельного участка, для размещения и эксплуатации кладбища, противоречит ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации и ст.15 ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.

В соответствии со ст.15 ФЗ «О погребении и похоронном деле» предложения по созданию мест погребения могут вноситься массовыми религиозными объединениями, уставы которых предусматривают осуществление религиозных обрядов на кладбищах, для создания вероисповедальных кладбищ. Поскольку согласно ст. 19 настоящего Закона порядок деятельности таких кладбищ определяется органами местного самоуправления, то и решение о их создании должны принимать именно эти органы.

Согласно ст. 19 настоящего Закона Вероисповедальные кладбища создаются по решению органов исполнительной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления, на территории которых они создаются, по предложению массовых религиозных организаций, уставы которых предусматривают содержание вероисповедальных кладбищ. Порядок деятельности вероисповедальных кладбищ определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими религиозными объединениями. Согласование является необходимым с целью не допустить ущемления религиозных чувств.

Порядок деятельности вероисповедального кладбища Волгоградской епархии в Городищенском районе возле х.Овражный утвержден Главой администрации Городищенского муниципального района(л.д.59), согласно которому производство захоронений и эксплуатацию кладбища осуществляет специально созданное епархиальное учреждение.

Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов (ст.29 Закона).

Таким образом, решение о создании вероисповедального кладбища принято Администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области в пределах своих полномочий, так как спорный земельный участок включен в территориальные границы г. Волгограда не первоначальной редакцией Закона Волгоградской области от 21.03.05 г. № 1031-ОД, а в редакции Закона Волгоградской области от 02.06.06 г. № 1230-ОД, с изменениями, внесенными решением Волгоградского областного суда от 29.06.05 г. № 3-76/2005 г. и определением Верховного Суда РФ от 28.09.05 г. № 16-Г05-12.(т.е. после заключения оспариваемого договора аренды).

Ограничения оборотоспособности земельных участков предусмотрены ст. 27 ЗК РФ. В соответствии с п. 2 этой статьи земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

На момент заключения договора аренды – 01.08.2005 г. земельный участок находился в муниципальной собственности, для захоронения не использовался, то он не был изъят из оборота и не ограничен в обороте, а потому по смыслу ст. 260 ГК РФ он либо его часть могла быть объектом аренды.

В обоснование заявленного требования истец сослался на противоречие договора от 01.08.2005 г. статьям 3, 15, 18, 25, 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", согласно которым общественные кладбища находятся в ведении органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправление, а погребение умерших и оказание услуг по погребению может осуществляться только специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми названными органами.

Однако из перечисленных статей упомянутого Закона не следует, что под созданием специализированной службы надо понимать только учреждение местными органами юридического лица, исполняющего соответствующие функции.

Согласно пункту 2 статьи 9, пункту 1 статьи 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела, в том числе и по погребению как одному из видов ритуальных услуг, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления через создаваемые этими органами специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Вместе с тем, оказанием ритуальных услуг, в том числе и погребением, может заниматься не только специализированная организация, созданная органом исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Статьей 6 указанного Закона установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно статье 9 Закона специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам гарантированный перечень услуг по погребению. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет различных фондов.

Статья 10 Закона предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, Федеральный закон предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.

Статьей 25 Закона закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, заключающиеся в создании специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Однако данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Таким образом, совершение администрацией действий по организации общественного кладбища, в том числе и заключение с истцом договора аренды земельного участка , не противоречит названным выше правовым нормам.

При указанных обстоятельствах принятые по делу судебный акт подлежит отмене как принятый с нарушением действующего законодательства и без учета имеющихся в деле доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

  П О С Т А Н О В И Л :

решение от 08.08.2007 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А 12-7908/07 отменить.

В удовлетворении заявленных требований Администрации г. Волгограда к Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области и Православной религиозной организации Волгоградская Епархия Русской Православной Церкви о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка № 248/05 от 01.08.05 г. отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Г.Ю.Газизова

Судьи А.Ф.Фатхутдинова

  М.З.Желаева