НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 27.10.2022 № А72-19115/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-23867/2022

г. Казань                                                           Дело № А72-19115/2021

31 октября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Желаевой М.З.,

судей Гильмановой Э.Г., Сабирова М.М.,

в отсутствие представителей участников процесса – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.04.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2022

по делу № А72-19115/2021

по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (ОГРН 1027300535426) к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 73 Федеральной службы исполнения наказаний» (ОГРН 1023701831010) о взыскании 31 554 руб. 13 коп.,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Лосевой Елены Александровны, г. Димитровград,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Ульяновской области обратилось Федеральное казенное учреждение «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее – ФКУ Т УФСИН РОССИИ по Ульяновской области, истец) с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 73 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН РОССИИ, ответчик) о взыскании 31 554 руб. 13 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Лосева Елена Александровна (далее – Лосева Е.А., третье лицо).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.04.2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2022, отказано в удовлетворении исковых требований.

Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ФКУ Т УФСИН РОССИИ по Ульяновской области, полагая, что арбитражным судом при исследовании и вынесении обжалуемых решения и постановления нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам. В обоснование позиции заявителем ука- зано на то, что разрешая спор, суд не учел в полном объеме и не дал правовой оценки заявленным стороной истца обстоятельствам, соответствующим доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей участников процесса.

Рассмотрев кассационную жалобу, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права, соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании предписания начальника УФСИН России по Ульяновской области от 26.05.2020 № вн-9-1009 проведена документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области за период с 01.04.2019 по 01.04.2020.

В результате проведенной документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области установлено нарушение приказа Минюста от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний на мирное время», в части несвоевременного снятия с довольствия спецконтингента, наблюдавшихся по поводу туберкулеза 3 группы диспансерного учета, на период проведения химиотерапии, повлекшее к сверхнормативному списанию продуктов питания, при списании продуктов питания неправомерно применялась повышенная норма питания для инвалидов 2 группы, осужденных, наблюдавшихся по поводу туберкулеза 3 труппы диспансерного учета весь период, а не на период проведения химеотерапии, что привело по мнению истца к сверхнормативному списанию продуктов питания на общую сумму 31 554 руб. 13 коп.

Истец, обратился в суд с иском о взыскании убытков в сумме 31 554 руб. 13 коп., указывая на неправомерное получение осужденными дополнительного питания на указанную сумму по вине работников ответчика.

Основанием гражданско-правовой ответственности, установленной статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, является правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие), нарушающее субъективные права других участников гражданских правоотношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых: служебных, должностных, обязанностей.

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний России от 02.09.2016 № 696 утвержден «Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (далее – Порядок № 696).

В силу раздела 1 Порядка № 696 в учреждениях уголовно-исправительной системы обеспечение питанием осужденных, подозреваемых и обвиняемых осуществляется на основании ежедневных справок, составляемых и направляемых в бухгалтерию учреждения, об общей численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в таком учреждении.

В справке указывается число осужденных, подозреваемых и обвиняемых по каждой категории лиц, в отношении которых предусмотрена соответствующая норма питания.

Справка составляется на основании письменных данных о количестве лиц, содержащихся в учреждении уголовно-исправительной системы, полученных в дежурной части и подразделении специального учета учреждения, а также сведений медицинского подразделения, осуществляющего в учреждении уголовно-исправительной системы медицинское обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых, о количестве больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, в виде списков.

Справки, списки осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, утвержденные начальником учреждения, передаются в бухгалтерию учреждения для оформления накладных и последующего отпуска продуктов в столовую (пищеблок) учреждения уголовно-исполнительной системы.

При изменении численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых после завершения процедуры выписки продуктов питания подразделением интендантского и хозяйственного обеспечения учреждения уголовно-исполнительной системы в этот же день предоставляется в бухгалтерию учреждения дополнительная справка для оформления дополнительной накладной на отпуск (прием) продуктов.

Пунктом 8 Порядка № 696 установлено, что за организацию питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых отвечает начальник учреждения уголовно-исполнительной системы.

Начальник учреждения через соответствующие службы учреждения уголовно-исполнительной системы: обеспечивает своевременное получение и организацию хранения продовольствия, содержание запасов продовольствия в размерах, установленных Министерством юстиции Российской Федерации; обеспечивает содержание в технически исправном состоянии помещений и оборудования столовой (пищеблока) учреждения уголовно-исполнительной системы, складов и хранилищ учреждения уголовно-исполнительной системы, своевременный их ремонт, контроль за работой и санитарным состоянием этих объектов; утверждает в соответствии с распорядком дня время приема пищи осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми; - рассматривает и утверждает раскладки продуктов (приложение № 1 к Порядку).

Согласно пункту 11 Порядка № 696 медицинский работник медицинского подразделения участвует в разработке режима питания учреждения уголовно-исполнительной системы; представляет списки больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания; совместно с начальником ОИХО учреждения УИС организует лечебное питание. При этом начальник ОИХО учреждения УИС организует правильное применение положений нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях УИС.

Пунктами 48, 52 Порядка № 696 установлено, что требования к режиму питания реализуются в раскладке продуктов, которая позволяет наиболее правильно и рационально использовать продукты нормы питания для приготовления разнообразной и физиологически полноценной пищи, а также ознакомить осужденных, подозреваемых и обвиняемых и должностных лиц, контролирующих организацию и состояние питания, с ассортиментом планируемых блюд, количеством продуктов, подлежащих закладке в котел на одного человека, и расчетным выходом готовых блюд, мясных и рыбных порций.

Раскладка продуктов по нормам питания составляется начальником ОИХО учреждения УИС совместно с начальником (заведующим) столовой. Раскладка продуктов подписывается заместителем начальника учреждения УИС, курирующим вопросы тылового обеспечения, начальником ОИХО учреждения УИС, медицинским работником медицинского подразделения, начальником (заведующим) столовой и утверждается начальником учреждения УИС (пункт 49 Порядка № 696).

В соответствии с пунктом 71 Порядка № 696 основанием для выписки продуктов в столовую (пищеблок) учреждения уголовно-исполнительной системы являются данные о количестве осужденных, подозреваемых и обвиняемых по каждой норме питания и раскладка продуктов.

Согласно пунктов 95, 96, 97 Порядка № 696 руководство учреждений уголовно-исполнительной системы организует систематический контроль за состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, основными задачами которого являются, в том числе проверка организации питания. Контроль за состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых осуществляется начальником учреждения УИС, его заместителями, медицинскими работниками медицинского подразделения, сотрудниками ОИХО, дежурным помощником начальника учреждения УИС. Контроль за организацией и состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых также осуществляется должностными лицами территориальных органов ФСИН России и структурными подразделениями ФСИН России при проведении ревизий, проверок и инспектирований.

Из служебной проверки не усматривается, что отсутствовали подготовленные работником медсанчасти списки больных на получение дополнительного питания, либо они не были утверждены или по ним имелись замечания начальника учреждения (истца). На должностных лиц истца возложена обязанность по проверке представленных списков на соответствие нормативным актам.

В материалы дела не представлены доказательства составления медицинским работником соответствующих списков без указания диагноза, поступления соответствующих возражений со стороны работников истца в отношении представленных списков.

Истцом не представлено доказательств ненадлежащего исполнения работником ответчика требований Приказа ФСИН России от 02.09.2016 № 696 при представлении списков больных осужденных, нуждающихся в повышенных нормах питания.

Первичные документы, подтверждающие причинение убытков и их размер; доказательства виновных противоправных действий (бездействия) ответчика, причинивших истцу убытки, также не представлены истцом.

Справка (акт проверки), в отсутствие первичных документов, подлежащих исследованию судом по делам о взыскании убытков, не является бесспорным доказательством причинения убытков.

Согласно пунктам 354, 355 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ от 17.10.2005 № 190, диетическое питание по установленной норме назначается, независимо от места содержания подозреваемого, обвиняемого или осужденного: больным туберкулезом I, II ГДУ и лицам, состоящим на учете в III ГДУ; лицам, состоящим на учете в 0, IV, V, VI ГДУ, на период пробного или профилактического лечения.

Сведения о назначаемом подозреваемому, обвиняемому или осужденному диетическом питании вносятся в медицинскую карту амбулаторного больного.

В случае отказа от приема противотуберкулезных препаратов лицами, состоящими на учете по 0, IV, III ГДУ, диетическое питание не назначается.

Отказ подозреваемого, обвиняемого или осужденного от предлагаемого ему обследования, лечения, иного медицинского вмешательства оформляется соответствующей записью в медицинской документации и подтверждается его личной подписью, а также подписью медицинского работника после беседы, в которой подозреваемому, обвиняемому или осужденному в доступной для него форме разъясняются возможные последствия отказа от предлагаемых лечебно-диагностических мероприятий.

В соответствии с пунктом 39 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ от 17.10.2005 № 190 нежелание подозреваемого, обвиняемого либо осужденного подтверждать свой отказ личной подписью обсуждается медицинскими работниками и фиксируется в медицинской документации.  

Доказательства отказа больных осужденных от приема противотуберкулезных препаратов суду не представлены.

Суд, принимая во внимание, что между сторонами не имеется спора о диагнозе осужденных, способах лечения, учитывая отсутствие доказательств предоставления медицинским работником соответствующих списков без указания диагноза, пришел к обоснованному выводу, что стоимость дополнительного питания больных осужденных не может быть квалифицирована как убытки истца, не доказано наличие причинно-следственной связи.

Судом отклонен довод истца о представлении в подтверждение причинения убытков ответчиком, размера убытка первичных документов за период с 01.04.2019 по 01.04.2020: раскладок продуктов по повышенной норме питания, оборотно-сальдовых ведомостей, меню, требований-накладных, с учетом утверждения раскладок продуктов по повышенной норме питания для больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ФКУ Т УФСИН РОССИИ по Ульяновской области – начальником учреждения, а также обязанности должностных лиц истца проверки соответствующих списков в соответствии с Приказом ФСИН России от 02.09.2016 № 696.

Причинение убытков истцу не подтверждается оборотно-сальдовыми ведомостями, требованиями-накладными, меню.

Совокупность установленных по делу фактов позволила суду прийти к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального или процессуального права.

Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, исследованы, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется.

Нарушений норм права, являющихся основанием для отмены судебных актов на основании статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.04.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2022 по делу № А72-19115/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            М.З. Желаева

Судьи                                                                                    Э.Г. Гильманова

                                                                                             М.М. Сабиров