НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 27.09.2022 № А72-16402/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-23237/2022

г. Казань                                                 Дело № А72-16402/2021

29 сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,

судей Сабирова М.М., Савкиной М.А.,

при участии представителя:

ответчика – Сергеевой Н.В. (доверенность от 11.05.2022),

рассмотрев в открытом  судебном заседании кассационную жалобу  Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.03.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022

по делу № А72-16402/2021

по исковому заявлению Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (ОГРН 1077325000257, ИНН 7325067064) к сельскохозяйственному потребительскому смешанному (комплексному) кооперативу «Савелько» (ОГРН 1177325010103, ИНН 7309006748) о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (далее– Министерство, истец, заявитель)обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Сельскохозяйственному потребительскому смешанному (комплексному) кооперативу «Савелько» (далее – ответчик) о взыскании денежных средств, полученных в виде гранта в форме субсидий из областного бюджета Ульяновской области, в размере 1 000 000 руб.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.03.2022 по делу № А72-16402/2021 Министерству в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.03.2022 оставлено без изменений.

Не согласившись с решением арбитражного суда и постановлением арбитражного апелляционного суда Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области по основаниям, изложенным в жалобе.

В частности заявитель кассационной  жалобы   не согласен   с оценкой  доказательств  арбитражными судами первой  и  апелляционной  инстанций, указывает, что ответчиком  не представлено доказательств целевого использования  полученной  субсидии, сам ответчик признавал  данный факт и возвратил часть  денежной  суммы.

От ответчика поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  отзыва на нее, заслушав явившего представителя ответчика, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами первой и  апелляционной инстанций   норм материального и процессуального права, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.

Арбитражными судами первой и  апелляционной  инстанций установлено,  что 27.09.2018 между Министерством и ответчиком заключено соглашение № 7 о предоставлении гранта в форме субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях финансового обеспечения части их затрат в связи с осуществлением деятельности по развитию своей материально-технической базы.

Согласно пункту 1.1. указанного соглашения, субсидия из областного бюджета Ульяновской области предоставляется в целях финансового обеспечения части затрат СПС(К)К «Савелько» в связи с осуществлением деятельности по развитию своей материально-технической базы, а именно: высокотехнологическое оборудование, предназначенное для переработки молока и мяса, оборудование для фасовки и упаковки, холодильное оборудование, три единицы специализированного автотранспортного средства. Конкретный перечень приобретаемого оборудования указан в Приложении №3 (План расходов).

Пунктом 4.3. соглашения от 27.09.2018 установлены обязанности Получателя субсидии, в том числе: использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет Получателя               (п/п 4.3.9.1); оплачивать не менее 40 процентов стоимости приобретений, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств – не менее 10 процентов от стоимости каждого наименования приобретений (п/п 4.3.9.2).

Согласно подпункту 4.3.9.8 соглашения Получатель обязан обеспечить исполнение требования Министерства по возврату гранта в полном объеме в областной бюджет Ульяновской области в течение 30 календарных дней со дня получения указанного требования, в том числе, в случаях: невыполнения получателем обязанностей, установленных в пунктах 4.3.9.1., 4.3.9.2 настоящего соглашения (п/п 4.3.9.8.3 соглашения).

15.06.2021 Министерством в адрес СПСК «Савелько» направлено требование № 73-ИОГВ-09- 01/2370 о необходимости возврата гранта в сумме 1 203 145 руб. 85 коп. (1 860 000 руб. (не выполнено условие по оплате стоимости линии для фасовки за счет собственных средств), 9 240 руб. или 60% от 15 400 руб. (осуществлены расходы по оплате стоимости установки фасовочно-упаковочной после истечения срока освоения Гранта платежным поручением от 04.05.2021 № 4 в сумме 15 400 руб.)).

Ответчиком произведен возврат субсидии в сумме 666 094 руб. 15 коп., что подтверждается платежным поручением от 25.01.2021 № 769, а также в сумме 203 145 руб. 85 коп., что подтверждается платежным поручением от 11.08.2021 № 15.

Отказ ответчика в возврате оставшейся части суммы, послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

При рассмотрении настоящего спора  арбитражные суды первой и апелляционной инстанций  исходили  из следующих установленных  обстоятельств и  оценки  доказательств.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам                  (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ. Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривает.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 07.08.2014 № 346-П «О некоторых мерах, направленных на развитие потребительских обществ, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан», утверждён порядок сельскохозяйственным потребительским кооперативам грантов в форме субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях финансового обеспечения части их затрат в связи с осуществлением деятельности по развитию своей материально-технической базы.

В соответствии с пунктом 5 Порядка Гранты предоставляются сельскохозяйственным потребительским кооперативам в целях софинансирования их затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с государственной программой Ульяновской области, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 14.11.2019 № 26/578-П «Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Развитие агропромышленного комплекса, сельских территорий и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» (далее - Государственная программа), в целях реализации проекта грантополучателя и создания новых постоянных рабочих мест на сельских территориях и на территориях сельских агломераций исходя из расчета создания не менее одного нового постоянного рабочего места на каждые 3 млн. рублей гранта, но не менее одного нового постоянного рабочего места на один грант, в срок, определенный соглашением, но не позднее 24 месяцев со дня предоставления гранта.

Предоставленный грант может использоваться на цели, указанные в подпункте «б» пункта 2 приложения № 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Перечень оборудования и техники для производственных объектов, предназначенных для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки, охлаждения, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки сельскохозяйственной продукции, транспортировки и реализации дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян и подобных лесных ресурсов (далее - дикорастущие пищевые ресурсы) и продуктов переработки указанной продукции и дикорастущих пищевых ресурсов, а также оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции для оснащения лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой и перерабатываемой) продукции и проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы утверждается правовым актом Министерства.

Перечень специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, контейнеров для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции, дикорастущих пищевых ресурсов и продуктов переработки указанной продукции утверждается правовым актом Министерства.

В соответствии с пунктом 34 Порядка в случае нарушения получателем гранта целей, условий и порядка, установленных при предоставлении гранта, установления факта наличия в представленных получателем гранта документах недостоверных сведений, а равно несоблюдения получателем гранта одного или нескольких условий соглашения, предусмотренных подпунктами 4, 6-8, и 11-14 пункта 29 настоящих Правил, выявленных, в том числе по результатам проверок, проведенных Министерством или уполномоченным органом государственного финансового контроля Ульяновской области, возврату в областной бюджет Ульяновской области подлежит только та часть гранта, которая использована получателем гранта с указанными нарушениями.

В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Арбитражными судами установлено, что  во исполнение условий соглашения № 7 о предоставлении гранта в форме субсидий от 27.09.2018 ответчиком приобретена линия фасовки на основании заключенного между ООО «Байкал» и СПСК «Савелько» договора поставки оборудования № Б 1020/1 от 12.11.2018.

Предметом договора являлось поставка оборудования, а именно линия для фасовки на общую сумму 3 100 000 руб., в том числе за счет собственных средств в сумме 1 240 000 руб.

Платежным поручением № 3646 от 30.11.2018 ответчиком произведена оплата в размере 1 860 000 руб., что составило 60% от общей суммы.

Оставшаяся сумма, в размере 1 240 000 руб., согласно условиям договора, должна быть перечисленная по факту поставки оборудования.

Оборудование, согласно передаточным документам (товарная накладная) № Б 130 было поставлено 22.12.2018, но в связи с ошибочной отгрузкой со склада поставщика, было поставлено иное оборудование (не соответствующее номенклатуре в спецификации).

Стороны согласовали замену поставленного оборудования на указанное в спецификации.

Оставшаяся сумма – 1 240 000 руб. была перечислена Поставщику платежным поручением от 12.01.2021 № 94.

Как следует из материалов дела, претензий к СПСК «Савелько» о наличии задолженности не поступило.

ООО «Байкал» представило письмо об отсутствии претензий по оплате за поставленное оборудование.

Доказательств, подтверждающих обратное, истцом в нарушение статьи 65 АПК РФ суду не представлено.

Министерством в отношений СПСК «Савелько» была проведена проверка соблюдений условий, целей и порядка используемого гранта.

Согласно акту внеплановой выездной проверки от 28.05.2021 были установлены нарушения порядка предоставления сельскохозяйственным потребительским кооперативам грантов в форме субсидий из областного бюджета Ульяновской области.

В ходе проведения проверки ответчиком были представлены следующие документы:

- договор поставки оборудования от 12.11.2018 № Б 1020/1, заключенный с ООО «Байкал» (поставщик);

- спецификация № 1 от 12.11.2018 к договору 12.11.2018 № Б 1020/1 на поставку линии для фасовки в количестве 1 шт. на сумму 3 100 000 руб.;

- товарная накладная ООО «Байкал» от 22.12.2018 № Б 130 на поставку линии для фасовки в количестве 1 шт. на сумму 3 100 000 руб.;

- платежные поручения от 30.11.2018 № 3646 на сумму 1 860 000 руб., от 12.01.2021 № 94 на сумму 1 240 000 руб.;

- информационное письмо ООО «Байкал» от 12.01.2021 № 1 об отсутствии претензий по оплате линии для фасовки.

Указанные документы были представлены ответчиком при рассмотрении дела судом первой инстанции и приняты последним в качестве надлежащих доказательств.

Ходатайства о фальсификации представленных ответчиком документов истцом не заявлялось.

Установив, что во исполнение условий соглашения по предоставлению гранта СПСК «Савелько» приобрело оборудование стоимостью 3 100 000 руб., что составляет 60% средств полученного гранта, арбитражные суды пришли к выводу о том, что условия Соглашения № 7 о предоставлении гранта ответчиком соблюдены.

В статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Для возврата субсидии необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств.

Арбитражные  суды  пришли к  выводу, что ответчик добросовестно исполнил принятые на себя обязанности, достиг результатов, предусмотренных при получении гранта.

При данных обстоятельствах основания для возврата части полученных в качестве фанта денежных средств отсутствуют.

Также, при рассмотрении настоящего дела арбитражными судами установлено, что замечания, содержащиеся в акте проверки от 28.05.2021, ответчиком устранены, на что указанно в исковом заявлении и не оспаривается истцом.

При рассмотрении  спора  ответчик  исковые требования  не признавал, представил  доказательства в обоснование своей позиции  по делу.

Частичный  возврат  денежных средств ответчиком  истцу  не может свидетельствовать  о признании  заявленных исковых требований.

Доводы кассационной жалобы изучены судом, однако, они подлежат отклонению, поскольку указанные в кассационной жалобе доводы не опровергают законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и правильности выводов судов, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.

Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.

Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.

При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено. Нормы материального права применены правильно.

Таким образом, на основании вышеизложенного суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.03.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 по делу № А72-16402/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                   Н.Ю. Мельникова

Судьи                                                                          М.М. Сабиров

                                                                                     М.А. Савкина