АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-13835/2021
г. Казань Дело № А55-14633/2021
01 февраля 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Бубновой Е.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.07.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021
по делу № А55-14633/2021
по исковому заявлению некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» к Министерству имущественных отношений Самарской области о взыскании 13 529,33 рублей,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (далее – НО «ФКР», истец) обратилась в Арбитражный суд с Самарской области иском к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее – Министерство, ответчик) о взыскании 13 529,33 рублей, в том числе 12 730,51 рублей задолженности по взносам на капитальный ремонт, 798,82 рублей пеней.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.07.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ответчик просил принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
Истец в отзыве на кассационную жалобу просил вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика без удовлетворения.
Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: <...> формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора НО «ФКР».
Согласно сведениям ЕГРН с 30.07.2018 собственником помещения является Самарская область.
В связи с ненадлежащим исполнением собственником указанного помещения обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в указанном многоквартирном доме за период с 31.07.2018 по 17.03.2020 сформировалась задолженность в сумме 12 730,51 рублей.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия была оставлена последним без удовлетворения.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая данный спор, суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями статей 154, 155, 158, 169, 178, 181 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), статьей 210, 330, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), и обоснованно удовлетворили заявленные требования, исходя из следующего.
НО «ФКР» создана в соответствии со статьей 178 ЖК РФ, законом Самарской области от 21.06.2013 № 60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» (далее - Закон № 60-ГД) и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 № 247 «О создании некоммерческой организации - фонда «Фонд капитального ремонта» как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством, действует на основании Устава, утвержденного приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.03.2017 № 79, приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.03.2017 № 357.
На основании части 1 статьи 180 ЖК РФ, части 2 статьи 28 Закона № 60-ГД одной из функций регионального оператора является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
В силу частей 1, 3 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 169 ЖК РФ, частями 2, 3 статьи 7 Закона № 60-ГД собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утверждена постановлением Правительства № 707 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» от 29.11.2013 (далее - Региональная программа).
Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые были включены в Региональную программу, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с августа 2014 года.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 9 в редакции закона Самарской области от 11.07.2016 № 98-ГД собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем; на основании платежных документов, представленных региональным оператором в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт за 2018, 2019, 2020 года производится на основании постановлений Правительства Самарской области № 319 от 17.05.2017, № 794 от 19.12.2018, № 941 от 18.12.2019, которыми установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме 2018 год, 2019 год, 2020 год на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц.
Так, на 2018 год установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,45 рублей; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше – 6,27 рублей.
С 01 января 2019 года установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,67 рублей; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше – 6,52 рублей.
С 01 января 2020 года установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно – 6,28 рублей; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше – 7,22 рублей.
В рассматриваемом случае истцом была предъявлена ко взысканию с ответчика задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 31.07.2018 по 17.03.2020.
Регистрирующим органом в материалы дела были представлены документы, подтверждающие право оперативного управления, зарегистрированное 18.03.2020 за государственным казенным учреждением Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» и право собственности Самарской области на указанный объект, возникшее 30.07.2018.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.11.2018 № 10-ЭС18-17933, обязанность по несению расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в отношении нежилого помещения возникает у учреждения, которому оно передано на праве оперативного управления, с момента государственной регистрации права оперативного управления на это имущество.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для лиц, не являющихся сторонами сделки, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки, на основании которой возникают, изменяются или прекращаются такие права (пункт 2 статьи 8.1,пункт 2 статьи 551ГК РФ).
Само по себе наличие передаточного акта от 24.06.2016, в силу которого право оперативного управления на указанный объект недвижимости перешло к государственному казенному учреждению Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа», в отсутствие совершенной в установленном порядке регистрации в ЕГРН данного права оперативного управления не означает возникновение у данного учреждения обязанности перед истцом нести расходы по взносам на капитальный ремонт общего имущества дома, в котором располагается названное помещение.
Следовательно, надлежащим ответчиком по задолженности, возникшей в период с 31.07.2018 по 17.03.2020 по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, является собственник помещения с кадастровым номером 63:01:0117004:664, а именно: Самарская область в лице Министерства имущественных отношений Самарской области.
Предусмотренная законом обязанность уплатить денежные средства государственным органом не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счёт казны публично-правового образования, поскольку государственные органы отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе в соответствии с БК РФ.
Исполнение судебных актов за счет казны публично-правового образования производится лишь в случаях, когда предметом взыскания является возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (статьи 1069,1070ГК РФ) (пункт 14 Постановления № 13).
Исходя из изложенного, нижестоящие суды обоснованно удовлетворили заявленные требования, поскольку именно Министерство имущественных отношений Самарской области осуществляет управление, владение и распоряжение имуществом Самарской области.
Несогласие стороны спора с судебной оценкой доказательств, данной компетентными судами, не является основанием для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов, которые были предметом рассмотрения и отклонены с приведением мотивов их отклонения.
Переоценка доказательств в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При вынесении судебных актов суды предыдущих инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию незаконных судебных актов по делу, судом округа не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 12.07.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 по делу № А55-14633/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Т.Н. Федорова
Судьи С.А. Филимонов
Е.Н. Бубнова