НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 26.05.2022 № А06-1585/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-17108/2022

г. Казань                                                 Дело № А06-1585/2021

30 мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Кормакова Г.А.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Закировой И.Ш.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного сбытового потребительского кооператива «Союз животноводов»

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.09.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022  

по делу № А06-1585/2021

по заявлению сельскохозяйственного сбытового потребительского кооператива «Союз животноводов» к Правительству Астраханской области в лице Конкурсной комиссии по проведению отбора заявлений в целях предоставления грантовой поддержки, заинтересованные лица: Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования «Наримановский район», о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

сельскохозяйственный сбытовой потребительский кооператив «Союз животноводов» (далее – ССПК «Союз животноводов», кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным решения Правительства Астраханской области в лице конкурсной комиссии по проведению отбора заявлений в целях предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы, оформленного протоколом № 10 от 26.12.2019, в части отказа ССПК «Союз животноводов» в утверждении бизнес-плана с учетом внесенных изменений.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 09.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, кооператив обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство сельского хозяйства Астраханской области доводы жалобы отклонило, просило оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в силу следующего.

Как следует из материалов дела, 22.10.2019 кооператив обратился к главе администрации муниципального образования «Наримановский район» с документами для внесения изменений в бизнес-план по развитию материально-технической базы ССПК «Союз Животноводов», утвержденный решением конкурсной комиссии протокол № 9 от 06.12.2018.

28.10.2019 письмом № 5 заявитель обратился в Конкурсную комиссию с обращением, в котором указал, что ранее обращался к главе администрации муниципального образования «Наримановский район» с бизнес-планом, в котором просил о переносе объемов закупа продукции на 2020 года.

25.12.2019 письмом № 7 кооператив направил в Конкурсную комиссию пояснительную записку с новым бизнес-планом, а также указал, что просит внести изменения в бизнес-план от 06.12.2018 № 9, а именно в пункт 8, таблица 6 приобретение грузового транспорта заменить на приобретение холодильного оборудования.

26.12.2019 на заседании Конкурсной комиссии в качестве повестки дня вторым пунктом стало: «Рассмотрение вопроса о внесении изменений в бизнес-план ССПК «Союз животноводов» Наримановского района Астраханской области являющегося победителем конкурсного отбора 2018 года».

Решением конкурсной комиссии, оформленным протоколом № 10 от 26.12.2019, по второму вопросу повестки дня кооперативу отказано в утверждении бизнес-плана с учетом внесенных изменений.

Заявитель, не согласившись с данным протоколом в оспариваемой части, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о пропуске ССПК «Союз Животноводов» установленного законом срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Конкурсной комиссии при Правительстве Астраханской области, оформленного протоколом № 10 от 26.12.2019.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Для исчисления срока, предусмотренного на обжалование, подлежит установлению факт, когда лицо, обратившееся с заявлением о признании ненормативного акта, действия (бездействия) незаконным, должно было узнать о самом решении и действии.

Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.

Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Если пропуск срока обусловлен уважительными причинами, такие ходатайства подлежат удовлетворению. Отсутствие уважительных причин к восстановлению срока является основанием для отказа в удовлетворении этого ходатайства.

Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным Федеральным законом либо арбитражным судом.

Как следует из материалов дела, протоколом проведения заседания конкурсной комиссии от 13.11.2017 № 8 утвержден бизнес-план кооператива, включенного в реестр победителей конкурсного отбора в целях предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам в 2017 году, а также утвержден размер гранта - 3 500 000 рублей.

Протоколом заседания конкурсной комиссии от 06.12.2018 № 9 утвержден бизнес-план Кооператива, включенного в реестр победителей конкурсного отбора в целях предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам в 2018 году, а также утвержден размер гранта - 4 000 000 рублей.

В соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 Порядка предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития сельскохозяйственной кооперации и малых форм хозяйствования, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 08.02.2017 № 30-П (далее - Порядок), субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между заявителем и министерством в соответствии с типовой формой, установленной министерством финансов Астраханской области.

Согласно пункту 1 распоряжения Министерства от 12.12.2017 № 164 в соответствии с пунктом 2.11 раздела 2 Порядка и на основании протокола заседания Конкурсной комиссии от 13.11.2017 № 8, министерством принято решение о предоставлении Кооперативу субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития сельскохозяйственной кооперации и малых форм хозяйствования по направлению на развитие материально-технической базы кооперативов - на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией мероприятий бизнес-плана кооператива, утвержденного в порядке, установленном Правительством Астраханской области (далее - субсидия на развитие материально-технической базы кооперативов), в размере 3 500 000 рублей, в том числе за счет средств субсидии, полученной из федерального бюджета - 3 325 000 рублей, за счет средств бюджета Астраханской области - 175 000 рублей.

Также, согласно пункту 1 распоряжения Министерства от 14.12.2018 № 197 в соответствии с пунктом 2.11 раздела 2 Порядка и на основании протокола заседания конкурсной комиссии от 06.12.2018 № 9, министерством принято решение о предоставлении Кооперативу субсидии на развитие материальнотехнической базы кооперативов в размере 4 000 000 рублей, в том числе за счет средств субсидии, полученной из федерального бюджета - 3 280 000 рублей, за счет средств бюджета Астраханской области - 720 000 рублей.

Материалами дела подтверждается, что между Министерством и Кооперативом было заключено соглашение (договор) о предоставлении из бюджета Астраханской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством: (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг от 13.12.2017 № 3, а также соглашение (договор) о предоставлении из бюджета Астраханской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг от 17.12.2018 № 4.

Согласно разделу 7 Положения, утвержденный бизнес-план победителя конкурсного отбора в случае возникновения необходимости может быть изменен решением конкурсной комиссии.

В соответствии с пунктом 7.2 раздела 7 Положения, в случае необходимости внесения изменений в бизнес-план победитель конкурсного отбора направляет письменное обращение непосредственно в конкурсную комиссию, аналогичные положения содержатся в абзацах 9-11 пункта 2.2 раздела 2 соглашения о сотрудничестве между министерством и администрацией муниципального образования «Наримановский район» на 2019 год от 28.02.2019 № 10, на которое также ссылается заявитель, в которых отражено, что администрация муниципального образования «Наримановский район» обязуется осуществлять только прием документов на конкурсный отбор и отчетов победителей конкурсных отборов - получателей субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития сельскохозяйственной кооперации и малых форм хозяйствования, что также установлено нормами Положения.

Заявителем указано, что в целях реализации указанного права на внесение изменений в утвержденный бизнес-план Кооператив 17.09.2019 и 22.10.2019, он обращался в орган местного самоуправления муниципального образования «Наримановский район», однако ответа на свои обращения не получил, изменения в бизнес-план не были рассмотрены.

Вместе с тем, судами установлено, что доказательств направления данных документов в указанный период в адрес конкурсной комиссии заявителем не представлено, в связи с чем, обоснованно отклонены доводы кооператива о нарушении Конкурсной комиссией порядка и сроков рассмотрения данных обращений.

Как следует из представленных документов, впервые в 2019 году кооператив обратился в Конкурсную комиссию в целях внесения изменений в утвержденный бизнес-план 28.10.2019, где сообщил Конкурсной комиссии о направлении в адрес главы администрации муниципального образования «Наримановский район» Альджанова В.И. трех экземпляров бизнес-плана с пояснительными записками, а также просил перенести объемы закупа продукции на 2020 год.

При этом обращение Кооператива от 28.10.2019 не содержало необходимых для рассмотрения, предусмотренных пунктом 7.2 раздела 7 Положения сведений, необходимых для принятия решения об утверждении бизнес-плана с учетом изменений или об отказе в его утверждении, в связи с чем, не рассмотрено конкурсной комиссией в установленном порядке.

25.12.2019 кооператив обратился в Конкурсную комиссию с заявлением о внесении изменений в бизнес-план, утвержденный протоколом заседания конкурсной комиссии от 06.12.2018 № 9 в части замены приобретения грузового автотранспорта на приобретение низкотемпературного холодильного оборудования и при наличии у конкурсной комиссии сомнений в эффективности использования ранее приобретенного холодильного оборудования и в достижении значений показателей результативности использования субсидии и показателей реализации бизнес - планов Кооператива за 2019 год.

26.12.2019 в рамках рассмотрения указанного вопроса на заседании Конкурсной комиссии Кооперативу было отказано в утверждении бизнес-плана с учетом изменений и принято решение о проведении 05.02.2020 заседания конкурсной комиссии в целях рассмотрения вопроса об исключении заявителя из реестров победителей конкурсного отбора после получения отчетов Кооператива о достижении значений показателей результативности использования субсидии и о ходе реализации бизнес-планов за 2019 год.

Судами установлено, что поскольку заявление кооператива о внесении изменений в бизнес-план рассмотрено Конкурсной комиссией 26.12.2019 в присутствии представителя кооператива, следовательно, кооперативу было известно о результате его рассмотрения.

При этом не направление протокола заседания Конкурсной комиссии № 10 от 26.12.2019 в адрес Кооператива не свидетельствует о том, что ССПК «Союз животноводов» не знало о результате рассмотрения его заявления об утверждении бизнес-плана с учетом внесенных изменений.

Судами отмечено, что с декабря 2019 года по февраль 2020 года заявитель имел возможность узнать о решении Конкурсной комиссии и получить протокол заседания Конкурсной комиссии № 10 от 26.12.2019, однако кооператив не обращался ни в Конкурсную комиссию, ни в Министерство, ни в АМО «Наримановский район» с заявлением о получении решения по результатам его обращения о внесении изменений в утвержденный бизнес-план.

Судами обоснованно указано, что с учетом требований части 4 статьи 198 АПК РФ кооператив должен был обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд не позднее 05.05.2020.

Вместе с тем, с настоящим заявлением о признании незаконным решения Конкурсной комиссии, оформленного протоколом от 26.12.2019 № 10, кооператив согласно штампу на заявлении обратился в суд только 26.02.2021 нарочно, то есть с пропуском установленного законом срока более чем на 1,5 года.

На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями части 2 статьи 9, статей 115, 117, части 4 статьи 198 АПК РФ, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 № 1908-О, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О, установив, что обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности заявителю подать заявление в арбитражный суд в установленный срок из имеющихся материалов дела не усматривается, учитывая, что пропуск срока на обжалование ненормативного правового акта при отсутствии оснований для его восстановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.

При рассмотрении заявления по существу суды полно и всесторонне определили круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дали обоснованную юридическую оценку, и сделали правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, основания для изменения или отмены судебных актов отсутствуют.

Доводы, приведенные кооперативом в кассационной жалобе, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, а выражают лишь несогласие с ними и дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не входит в полномочия окружного суда.

При таких обстоятельствах суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.09.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 по делу № А06-1585/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                             Г.А. Кормаков

Судьи                                                                               Э.Т. Сибгатуллин

                                                                                              И.Ш. Закирова