АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-23099/2022
г. Казань Дело № А65-26117/2021
25 октября 2022 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Кормакова Г.А., Махмутовой Г.Н.,
при участии представителей:
Государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – ФИО1 (по доверенности от 18.06.2021),
общественной организации «Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов» – «Общество инвалидов Республики Татарстан» - ФИО2 (по доверенности от 13.01.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общественной организации «Татарстанская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов» – «Общество инвалидов Республики Татарстан»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.04.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2022
по делу № А65-26117/2021
по исковому заявлению Государственного учреждения – Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан к общественной организации «Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов» – «Общество инвалидов Республики Татарстан» о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее – ГУ-РО ФСС РФ по РТ, учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Общественной организации «Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов» - Общество инвалидов Республики Татарстан» (далее – Общественная организация «Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов» - Общество инвалидов Республики Татарстан», организация, ответчик) о взыскании пени за просрочку исполнения обязательств по поставке товара в размере 122 133,43 руб., штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, которые не имеют стоимостного выражения в размере 930 000 руб.
Также, учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Общественной организации «Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов» - Общество инвалидов Республики Татарстан» о взыскании пени за просрочку исполненных обязательств по поставке товара в размере 15 565 руб., штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в размере 350 000 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.03.2022 дела №А65-26117/2021, №А65-26860/2021 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера №А65-26860/2021.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.04.2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение применения судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в рамках Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) 30.09.2019 между учреждением и организацией был заключен государственный контракт на поставку в 4 квартале 2019 года подгузников для взрослых (товар) для обеспечения инвалидов (получатели) в количестве 2 592 000 штук на сумму 68 937 739,20 руб.
Согласно пункту 1.4. контракта организация обязана поставить товар в период с даты заключения контракта по 06.12.2019 в два этапа: первый этап с даты заключения контракта по 31.10.2019, второй этап с 01.11.2019 года по 06.12.2019. Объем поставки товара за первый этап должен составлять не менее 50%, за второй этап по состоянию на 06.12.2019 — 100%.
Согласно пункту 3.1.3. контракта поставщик обязан поставить товар надлежащего качества, в ассортименте, объеме, в сроки, предусмотренные разделом 1 контракта, по месту жительства получателя согласно списку получателей (Приложение № 2) в пределах административных границ Республики Татарстан либо в пункты выдачи (Приложение №6) по выбору получателя.
На основании пункта 3.1.5. контракта организация обязана передать ГУ-РО ФСС РФ по РТ надлежащим образом оформленные документы: счет, счет-фактуру (при наличии в соответствии с действующим законодательством), прошитые акты сдачи-приемки товара, акт поставки товара, реестр выдачи товара, отрывные талоны к направлению не менее чем за 5 дней до даты окончания этапа исполнения контракта.
Однако, обязательства по контракту от 30.09.2019 № 02111000001190001090001 на поставку в 4 квартале 2019 года подгузников для взрослых для обеспечения инвалидов организацией исполнены ненадлежащим образом: по состоянию на 31.10.2019 поставлено товара на общую сумму 8 541 434,20 руб., что составляет 12,4% от общего объема поставки товара, предусмотренного контрактом.
Согласно пункту 6.2. контракта в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
На основании изложенного и в соответствии с пунктами 6.2., 6.4. контракта ГУ-РО ФСС РФ по РТ 08.11.2019 направило претензию с требованием выплаты штрафа в размере 689 377,39 руб.
Также организацией по состоянию на 20.12.2019 поставлено товара на общую сумму 68 937 739,20 руб. Однако с нарушением срока поставлено товара на сумму 20 556 357,40 руб.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по второму этапу, предусмотренных государственным контрактом учреждение в адрес организации направило претензию с требованием в соответствии с пунктами 6.2., 6.4. контракта в течение 10 дней с даты получения претензии оплатить штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств в размере 689 377,39 руб., штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, которые не имеют стоимостного выражения в размере 390 000 руб.
В соответствии с пунктом 6.5. контракта штраф за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, которое не имеет стоимостного выражения составляет 10 000 руб.
В нарушение пункта 3.1.5 контракта по первому этапу представлено 55 актов поставки на сумму 550 000 руб. после 25.10.2019, то есть с нарушением срока, а также по второму этапу после 01.12.2019 представлены 38 актов поставки товара на сумму 380 000 руб.
Согласно пункту 6.5. контракта штраф за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, которое не имеет стоимостного выражения составляет по первому этапу 550 000 руб., по второму этапу 380000 руб.
Согласно пункту 6.3. контракта пеня начисляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
В соответствии с пунктом 6.3. пени за просрочку исполнения обязательств по поставке товара по 1 этапу в нарушение пункта 1.4. составляют 51 169,95 руб., а также за просрочку исполнения обязательств по поставке товара по 2 этапу в нарушение пункта 1.4. составляют 70 963,48 руб.
Таким образом, пени за просрочку исполнения обязательств по поставке товара составляют 122 133,43 руб., штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, которые не имеют стоимостного выражения, составил 930 000 руб.
Также в рамках Закона о контрактной системе между учреждением и организацией 30.09.2019 заключен государственный контракт № 02111000001190001080001 на поставку в 4 квартале 2019 года абсорбирующего белья (впитывающие простыни), в соответствии с «Техническим заданием» (Приложение № 1) для обеспечения инвалидов (получатели) в количестве 881 300 штук на сумму 12 052 506,64 руб.
Согласно пункту 1.4. контракта организация обязана с даты заключения контракта по 06.12.2019 поставить товар в два этапа: первый этап с даты заключения контракта по 31.10.2019, второй этап с 01.11.2019 по 06.12.2019.
Объем поставки товара за первый этап должен составлять не менее 50%, за второй этап по состоянию на 06.12.2019 — 100%. В соответствии с пунктом 1.6. контракта датой поставки товара является дата подписания ГУ-РО ФСС РФ по РТ акта поставки товара.
Согласно пункту 3.1.3. поставщик обязан поставить товар надлежащего качества, в ассортименте, объеме, в сроки, предусмотренные разделом 1 контракта, по месту жительства получателя, согласно списку получателей (Приложение №2) в пределах административных границ Республики Татарстан либо в пункты выдачи (Приложение №6) по выбору получателя.
Согласно пункту 3.1.5. контракта организация обязана передать заказчику надлежащим образом оформленные документы: счет, счет-фактуру (при наличии в соответствии с действующим законодательством), прошитые акты сдачи-приемки Товара (Приложение №3), акт поставки Товара (Приложение №5), реестр выдачи товара (Приложение № 7), отрывные талоны (Приложение № 8) не менее чем за 5 дней до даты окончания этапа исполнения контракта.
Однако, обязательства по контракту от 30.09.2019 № 02111000001190001080001 на поставку в 4 квартале 2019 года абсорбирующего белья (впитывающие простыни) для обеспечения инвалидов организацией исполнены ненадлежащим образом: по состоянию на 31.10.2019 поставлено товара на общую сумму 1 120 780,84 руб., что составило 9,3% от общего объема поставки товара, предусмотренного контрактом.
Согласно пункту 6.2. контракта в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по первому этапу, предусмотренных контрактом, учреждение в адрес организации направило претензию с требованием в соответствии с пунктами 6.2., 6.4. контракта в течение 10 дней с даты получения претензии оплатить сумму штрафа в размере 5000 руб. и принять меры для своевременного исполнения контракта.
Так же организацией по состоянию на 20.12.2019 поставлено товара на общую сумму 10 304 718,44 руб. Не исполнено обязательств по контракту на сумму 1 747 788,20 руб.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по второму этапу, предусмотренных контрактом, 06.04.2020 учреждение в адрес организации направило претензию с требованием в соответствии с пунктами 6.2., 6.4. контракта в течение 10 дней с даты получения претензии оплатить штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств в размере 5000 руб., штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, которые не имеет стоимостного выражения в размере 120 000 руб., пени за просрочку исполнения обязательств в размере 9 467,19 руб.
В нарушение пункта 3.1.5 контракта по первому этапу представлено 46 актов поставки на сумму 4 933 095,98 руб. после 31.10.2021, то есть с нарушением срока, а также по второму этапу после 06.12.2019 представлены 24 акта поставки товара на сумму 2 706 865,80 руб.
Согласно пункту 6.5. контракта штраф за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, которое не имеет стоимостного выражения составляет 5000 руб. На основании пункта 6.5. был начислен штраф по первому этапу 230 000 руб., по второму этапу 120 000 руб.
Согласно пункту 6.3. контракта пеня начисляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
В соответствии с пунктом 6.3. пени за просрочку исполнения обязательств по поставке товара по 1 этапу в нарушение пункта 1.4. составляет 11 918,00 руб., а также за просрочку исполнения обязательств по поставке товара по 2 этапу в нарушение пункта 1.4. составляют 3647 руб.
Таким образом, пени за просрочку исполнения обязательств по поставке товара составила 15 565 руб., штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, которые не имеют стоимостного выражения, составил 350 000 руб.
Поскольку требования об оплате задолженности, неустойки (пени) по контракту ответчиком не исполнены, указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Судами установлено, что в рассматриваемом случае выявленные учреждением факты ненадлежащего исполнения обществом обязательств по контракту свидетельствуют о наличии нескольких самостоятельных нарушений.
Подписывая спорный договор, ответчик добровольно принял на себя обязательства по исполнению всех его условий, в том числе и в части установления ответственности за нарушение отдельных условий договора.
Судами указано, что согласно положениям Закона о контрактной системе просрочка исполнения обязательства отделяется от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливается специальная ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства.
В связи с чем, судами правомерно отмечено, что в рассматриваемом случае фактическое неисполнение обязательства не означает невозможность начисления пени за просрочку поставки, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом, так и о просрочке исполнения, ненадлежащем исполнении обязательства, которая имела место с момента наступления срока поставки до момента обращения с иском в суд.
Между тем, взыскание только штрафа за неисполнение государственного контракта не восстанавливает положение кредитора, поскольку не учитывает его возможные потери в период просрочки, когда он ожидал реального исполнения за пределами срока, установленного в договоре, однако в итоге был вынужден полностью отказаться от договора ввиду неисполнения обществом взятых на себя обязательств поставщика.
Данная правовая позиция находит отражение в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 09.03.2017 № 302-ЭС16-14360 по делу № А33-28174/2015.
Таким образом, судами верно установлено, что взыскание штрафа за нарушение срока сдачи документов начислено истцом в соответствии с условиями государственного контракта и в соответствии с Законом и контрактной системе.
На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь нормами статей 506-522, 525, 530, 314, 457, 458, 8, 307-310, 329, 330, 421, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 34 Закона о контрактной системе, учитывая, что факт ненадлежащего исполнения со стороны ответчика подтверждается материалами дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что требование истца о взыскании с ответчика суммы пени за просрочку исполнения обязательств по поставке товара в размере 137 698,43 руб., штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, которые не имеют стоимостного выражения в размере 1 280 000 руб. является правомерным и подлежит удовлетворению.
Материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и правильности выводов судов, а свидетельствуют о несогласии ответчика с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Иных доводов, которые не являлись бы предметом исследования судов и влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
Неправильного применения норм материального права судами не допущено, нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.04.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2022 по делу № А65-26117/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Т.Н. Федорова
Судьи Г.А. Кормаков
Г.Н. Махмутова