А55-15625/2008
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань
Дело № А55-15625/2008
27 мая 2009 года
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кормакова Г.А.,
судей Хайруллиной Ф.В., Александрова В.В.,
при участии представителей:
истца – ФИО1, доверенность от 10.03.2009 б/н,
ответчика – ФИО2, доверенность от 13.11.2008 № 04-08/2603/53258,
в отсутствие:
третьего лица – извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области, г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.01.2009 (судья Гордеева С.Д.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2009 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Захарова Е.И., Филиппова Е.Г.),
по делу № А55-15625/2008
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АлФерЭкс», г. Самара, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области, г. Самара, о признании недействительными решений, с участием третьего лица – Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Самары, г. Самара.
В заседании суда 21.05.2009 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 14.00 часов 25.05.2009,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «АлФерЭкс» (далее - ООО «АлФерЭкс», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением:
– о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области (далее – налоговый орган, инспекция) от 03.09.2008 № 671 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость (далее – НДС) и обязании налогового органа возместить ООО «АлФерЭкс» сумму НДС в размере 2 241 764 руб.
– о признании недействительным решения налогового органа от 03.09.2008 № 6013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в возмещении НДС в сумме 2 241 764 руб. и в части внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.01.2009 заявление Общества удовлетворено полностью. Суд признал недействительными вынесенные налоговым органом решения:
– № 671 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению от 03.09.2008;
– № 6013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.09.2008 в части отказа в возмещении НДС в сумме 2 241 764 руб. и в части внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета, как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации (далее – НК РФ). Суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения законных прав Общества путем возмещения Обществу НДС за 1 квартал 2008 года в сумме 2 241 764 руб., в порядке, установленном статьей 176 НК РФ.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2009 решение суда первой инстанции отставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представители общества и налогового органа поддержали доводы, изложенные в жалобе и в отзыве на неё.
В судебном заседании 21.05.2009 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 14.00 часов 25.05.2009. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в сети Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено при участии представителя общества ФИО1
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, 18.04.2008 Общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за первый квартал 2008 года и документы, предусмотренные статьями 165, 172 НК РФ.
По представленной декларации проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 01.08.2008 № 7787, на основании которого и с учетом представленных Обществом возражений, налоговым органом 03.09.2008 вынесены решения: № 671 об отказе в возмещении сумм НДС, заявленной к возмещению и № 6013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Основанием для принятия указанных решений послужил вывод налогового органа о том, что общество, осуществляющее операции по реализации лома и отходов черных металлов на экспорт, не воспользовалось правом на отказ от применения льготы, установленной статьей 149 НК РФ, следовательно, не имело права принимать к вычету НДС в сумме 2 241 764 руб. по приобретенным товарам (работам, услугам) и применять налоговую ставку 0 процентов.
Согласно подпункту 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов (введен Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2006).
Понятие лома и отходов цветных и (или) черных металлов содержится в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», это – пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Налоговым органом в оспариваемом решении не учтено, что пунктом 6 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что перечисленные в ней операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствия с действующим законодательством. То есть отсутствие лицензии не может служить препятствием для реализации права на налоговое освобождение операций по реализации товаров (работ, услуг) лишь в случаях, когда для осуществления данных операций не требуется наличие лицензии.
Подпунктами 81, 82 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, включены заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов; заготовка, переработка и реализация лома черных металлов.
Из материалов дела усматривается, что ООО «АлФерЭкс», осуществляя деятельность по реализации лома черных металлов, в 2008 году не имело соответствующей лицензии, а поэтому как обоснованно указали суды, не могло воспользоваться предусмотренной подпунктом 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ льготой.
Обратного налоговым органом не доказано.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу, что ООО «АлФерЭкс» не имело права на освобождение от налогообложения по НДС, установленное статьи 149 НК РФ, а поэтому обоснованно представляло налоговые декларации по НДС, облагая указанные операции по соответствующей налоговой ставке и заявляя НДС к возмещению в общей сумме 2 241 764 руб.
Пунктом 1 статьи 173 НК РФ установлено, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, а также для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Материалами дела установлено, что общество одновременно с налоговой декларацией представило документы, предусмотренные статьи 165 НК РФ, в подтверждение правомерности применения налоговой ставки 0 процентов и заявления к возмещению сумм по НДС.
В оспариваемом решении налоговым органом не установлено каких-либо несоответствий представленных налогоплательщиком документов, требованиям статьями 165, 169, 171, 172 НК РФ.
Обществом подтвержден факт поступления экспортной выручки и факт осуществления экспортной поставки.
Представленные Обществом в суд первой инстанции копии документов подтверждают правомерность применения им в 1 квартале 2008 года ставки 0 процентов по НДС по реализации в сумме 12 593 358 руб. и правомерность применения вычетов по НДС в сумме 2 241 764 руб.
Суды признали обоснованными доводы общества, что непредставление заявления об отказе от льготы само по себе не свидетельствует о неправомерном применении вычетов по НДС, поскольку, как отмечалось ранее, Обществом выполнены все условия для их применения, произведены реальные затраты по уплате исчисленных поставщиками сумм налога, подтверждены факты экспорта и уплаты НДС поставщиками в бюджет.
Доказательств, опровергающих вышеизложенные выводы суда первой и апелляционной инстанций, налоговый орган при рассмотрении настоящего дела не представил.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в дело доказательствам и приняли законные и обоснованные судебные акты.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, поэтому не принимаются судом кассационной инстанции.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы налогового органа необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.01.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2009 по делу № А55-15625/2008 оставить без изменений, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области, г. Самара – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Г.А. Кормаков
Судьи Ф.В. Хайруллина
В.В. Александров