НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 25.01.2010 № А12-13829/2009

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А12-13829/2009

25 января 2010 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Кормакова Г.А.,

судей Мухаметшина Р.Р., Хакимова И.А.,

в отсутствие:

заявителя – извещен, не явился,

ответчика – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области, р.п. Светлый Яр,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.08.2009 (судья Пронина И.И.),постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Дубровина О.А., Комнатная Ю.А.)

по делу № А12-13829/2009

по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области, г. Волгоград, к администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области, р.п. Светлый Яр, о взыскании 468 464 руб.,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.08.2009 по делу № А12-13829/2009, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009, удовлетворены уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области (далее – ТФОМС Волгоградской области) о взыскании с администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области (далее – Администрация) за счет казны муниципального образования пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период январь-май 2009 г. в размере 468 464 руб.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, производство по делу прекратить.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьями 274-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.10.2003 по делу № А12-13599/2003 с Финансового управления администрации Светлоярского района Волгоградской области за счет казны муниципального образования в пользу ТФОМС Волгоградской области взысканы страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающих граждан за период май-июль 2003 г. в размере 3 428 922 руб., из них недоимка – 3 259 300 руб., пени – 169 622 руб.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.03.2004 по делу № А12-2800/2004 с Территориального управления по Светлоярскому району Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области за счет казны муниципального образования в пользу ТФОМС Волгоградской области взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с августа по ноябрь 2003 г. в размере 5 864 649 руб., из них недоимка – 5 402 360 руб., пени за несвоевременное перечисление страховых взносов – 462 289 руб.

В связи с непогашением задолженности, взысканной по решениям Арбитражного суда Волгоградской области от 02.10.2003 по делу № А12-13599/2003, от 24.03.2004г. по делу № А12-2800/2004, ТФОМС Волгоградской области в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) начислены пени за январь-май 2009 г. в сумме 468 464 руб. и в адрес администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области направлены требования об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пени от 10.12.2009 г. № 08-19/80, от 12.03.2009 г. № 08-19/282, от 06.04.2009 г. № 08-19/369, от 08.06.2009г. № 08-19/608, от 18.06.2009 г. № 08-19/648.

Неисполнение Администрацией данных требований послужило основанием для обращения ТФОМС Волгоградской области в арбитражный суд.

Коллегия считает, что арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из того, что сумма задолженности по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование подтверждена документально и доказательств ее погашения ответчиком не представлено.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 02.04.1993г. № 4741-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 4741-1) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В силу статьи 4 названного закона медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 17 Закона № 4741-1 предусматривает, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.

В статье 19 Федерального закона от 05.08.2000г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» установлено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 5 Положения, органы исполнительной власти перечисляют страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно не позднее 25 числа текущего месяца в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.

В соответствии с пунктом 8 указанного Положения на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства. Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пени с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой НК РФ на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.

Согласно пункту 11 Положения контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется совместно Федеральным и территориальным фондами обязательного медицинского страхования и налоговыми органами.

Из анализа названных норм следует, что специальным законодательством о медицинском страховании территориальные фонды обязательного медицинского страхования наделены правом по учету и контролю за своевременным и полным перечислением страховых взносов в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Пункт 7 Положения, статья 75 НК РФ указывают на то, что по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. Пени начисляются на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Так, Администрация в 2003 г. являлась страхователем при обязательном медицинском страховании для неработающего населения Светлоярского района и обязана была осуществлять платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения района за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете района. Своих обязательств Администрация не исполняла, что подтверждается решениями Арбитражного суда Волгоградской области от 02.10.2003г. по делу № А12-13599/2003, от 24.03.2004г. по делу № А12-2800/2004.

Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в соответствии с частью 5 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации между Комитетом бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области и Светлоярским муниципальным районом в лице главы Светлоярского муниципального района заключено соглашение от 27.02.2006 № 26, согласно которому формирование и организация исполнения бюджета Светлоярского муниципального района переданы Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области.

С 01.04.2009 в порядке организации и исполнения бюджета Светлоярского муниципального района Волгоградской области произошли изменения. По инициативе администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области прекращено действие соглашения от 27.02.2006 № 26 о формировании и организации исполнения бюджета Светлоярского муниципального района, заключенного между Комитетом бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области и Светлоярским муниципальным районом.

В соответствии с постановлением администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области от 30.03.2009 № 397 обязанности финансового органа Светлоярского муниципального района с 01.04.2009 возложены на отдел экономики и бюджетного планирования администрации Светлоярского муниципального района, который является ее структурным подразделением.

Суд первой инстанции, установив, что отдел экономики и бюджетного планирования не является юридическим лицом, пришел к обоснованному выводу, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Светлоярского муниципального района. Данный вывод также признан правомерным арбитражным судом апелляционной инстанции.

Правовых оснований для переоценки указанного вывода, соответствующего статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, коллегия не усматривает. В этой связи отклонению подлежит довод Администрации о том, что в данном случае ответчиком должно выступать территориальное управление Светлоярского района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области.

Расчет пени представлен в материалах дела, проверен судом первой и апелляционной инстанций, соответствует фактическим обстоятельствам дела и закону. Ответчик контррасчет пени не представил.

При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование ТФОМС Волгоградской области о взыскании с администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области за счет казны муниципального образования пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период январь-май 2009 г. в размере 468 464 руб.

Ссылку Администрации в обоснование правовой позиции по делу на положения статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции считает необоснованной, так как названные правовые нормы не подлежат применению при рассмотрении настоящего заявления.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.10.2008г. № 738-О-О, индексация присужденных денежных сумм, возможность которой предусмотрена статьей 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представляет собой предусмотренный процессуальным законодательством упрощенный порядок возмещения взыскателю финансовых потерь, вызванных несвоевременным исполнением должником решения суда.

Данный способ заключается в увеличении взысканных сумм путем применения установленных законом или договором коэффициентов.

Установление в части 1 статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядка возмещения финансовых потерь при длительной невыплате присужденных судом денежных средств служит лишь дополнительной гарантией, направленной на обеспечение защиты прав взыскателя.

Материалами дела установлено, что между сторонами отсутствуют договорные отношения, предусматривающие размер и основания индексации. Федеральный закон, который бы предусматривал индексацию присужденной арбитражным судом денежной суммы по настоящему делу, также отсутствует. Требование об индексации присужденных денежных сумм в порядке статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не в рамках настоящего дела не заявлялось и не рассматривалось, заявление о взыскании с Администрации за счет казны пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения таким требованием не является.

Следовательно, статья 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет правового значения и при рассмотрения настоящего дела применению не подлежит.

Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии вины Администрации в несвоевременной уплате страховых взносов не может служить основанием для отмены судебных актов по настоящему делу, так как наличие задолженности по уплате страховых вносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, на которую начислены пени в спорной сумме установлена вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Волгоградской области от 02.10.2003 по делу № А12-13599/2003, от 24.03.2004 по делу № А12-2800/2004.

Доводы, приведенные Администрацией в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как арбитражные суды правильно применили нормы права и их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.08.2009 ипостановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 по делу № А12-13829/2009оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Г.А. Кормаков

Судьи Р.Р. Мухаметшин

И.А. Хакимов