ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань
Дело № А55-19101/2009
27 декабря 2010 года
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гарифуллиной К.Р.,
судей Нафиковой Р.А., Сабирова М.М.,
при участии представителей:
истца – ФИО1, доверенность от 14.10.2010,
ответчика – Министерства управления финансами Самарской области – 1) ФИО2, доверенность от 31.12.2009, 2) ФИО3, доверенность от 01.03.2010 № МФ-13-07/327,
в отсутствие:
ответчиков – извещены, не явились,
третьих лиц – извещены, не явились,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального предприятия городского округа Самара «Пассажирский автомобильный транспорт», г. Самара, Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.05.2010 (судья Гольдштейн Д.К.), постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи: Рогалева Е.М., Засыпкина Т.С.)
по делу № А55-19101/2009
по исковому заявлению муниципального предприятия городского округа Самара «Пассажирский автомобильный транспорт», г. Самара, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, Департамента транспорта администрации городского округа Самара, Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице обособленного структурного подразделения «Самарский почтамт» УФПС Самарской области, г. Самара, о взыскании 274 688 986 руб. 65 коп.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие городского округа Самара «Пассажирский автомобильный транспорт» (далее – истец, МП «Пассажирский автомобильный транспорт») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании 274 688 986 руб. 65 коп., из которых 66 612 079 руб. 26 коп. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, 208 076 907 руб. 39 коп. с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области ‑ убытков, вызванных перевозкой в 2008 году отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится, соответственно, к ведению Российской Федерации и Самарской области по единому социальному проездному билету, стоимость которого установлена постановлением Правительства Самарской области от 02.02.2005 № 15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан».
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.05.2010 взыскано: с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального предприятия городского округа Самара «Пассажирский автомобильный транспорт» 3 495 034 руб. 04 коп. – убытков; с Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Муниципального предприятия городского округа Самара «Пассажирский автомобильный транспорт» 34 054 979 руб. 06 коп. ‑ убытков. В остальной части иска суд отказал.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Федерального казначейства по Самарской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
В кассационной жалобе истец просит принятые судебные акты в части отказа в удовлетворении иска отменить, в связи с неправильным применением судом норм материального права, иск удовлетворить в полном объеме.
Представители сторон доводы, изложенные заявителями в кассационных жалобах, поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании 17.12.2010 был объявлен перерыв до 15 час. 15 мин. 24.12.2010 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, после окончания которого судебное заседание было продолжено в том же составе суда.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, С принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями.
Данный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии со статьями 44, 63 указанного закона меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно материалам дела истец осуществлял в 2008 году перевозку пассажиров г. Самары транспортом общего пользования ‑ автобусами по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для транспортных предприятий города Самары.
В обоснование исковых требований о взыскании убытков за счет средств бюджета Самарской области и федерального бюджета, причиненных бездействием органов исполнительной власти, выразившихся в неисполнении обязанности по компенсации выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по социальным проездным билетам, истец сослался на постановление Правительства Самарской области от 02.02.2005 № 15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан», согласно которому с 01.03.2005 стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 210 руб., с 01.08.2007 в размере, не превышающем 250 руб., а с 01.07.2008 в размере, не превышающем 270 руб. для: лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления; лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 1-10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; лиц, указанных в статьях 2-7, 12 Федерального закона от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»; лиц, указанных в абзацах 1-3 пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»; лиц, указанных в пунктах 1-2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 № 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны ‑ тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий»; лиц, награжденных знаком «Почетный донор России» и «Почетный донор СССР» в соответствии с Федеральным законом от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов»; лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц; родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов; лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.
С 01.03.2005 установлена стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области в пределах ежемесячной денежной выплаты с компенсацией разницы между ежемесячной денежной выплатой и ценой единого социального проездного билета в порядке, определенном Соглашением между Правительством Российской Федерации и Самарской областью, для следующих категорий граждан: военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
Постановлением главы городского округа Самара от 19.12.2007 № 1156 «Об установлении тарифа на городских пассажирских маршрутных перевозках, осуществляемых муниципальными предприятиями пассажирского транспорта городского округа Самара» с 01.01.2008 стоимость одной поездки в автобусе установлена в размере 10 руб., стоимость обычного (не льготного) проездного месячного билета для граждан на автобус установлена в размере 500 руб.
Постановлением главы городского округа Самара от 13.08.2008 № 622 «Об установлении тарифов по оплате проезда и провоза багажа на городском пассажирском транспорте в городском округе Самара с использованием автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда в городском общественном пассажирском транспорте» во исполнение постановления главы городского округа Самара от 31.10.2007 № 930 «О внедрении в городском округе Самара автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда и провоза багажа в общественном транспорте» установлен тариф по оплате проезда и провоза багажа на городском пассажирском транспорте в городском округе Самара с использованием автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда в городском общественном пассажирском транспорте в сумме 10 руб., Департаменту транспорта администрации городского округа Самара указано, на необходимость организовать вывод из обращения льготных долгосрочных проездных билетов: «Для граждан» и «Для организаций» с 01.09.2008.
Истцу недополученная провозная плата при осуществлении перевозок по единому социальному проездному билету возмещалась как ФГУП «Почта России» ‑ в результате перечисления выручки от реализации ЕСПБ, так и органами государственной власти и местного самоуправления ‑ в результате перечисления дотаций и субвенций из бюджетов различного уровня.
В 2008 году расчет убытков произведен с применением следующих показателей: количество проданных ЕСПБ, процент транспортной работы, стоимость расчетного тарифа, количество поездок в месяц, сумма денежных средств полученных от ФГУП «Почта России», суммы денежных средств, полученные из бюджетов различного уровня, в целях компенсации убытков истца.
Истец, со ссылкой на неполное возмещение расходов по предоставлению льгот, обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании убытков, причиненных в результате неисполнения обязанности по возмещению выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по единым социальным проездным билетам с казны Российской Федерации и Самарской области. Судебным актом арбитражного суда требования истца удовлетворены частично.
Суд первой инстанции установил, что по представленным расчетам истца сумма неполученной платы по федеральной ведомости от реализации в 2008 году ЕСПБ составила 66 612 079 руб. 26 коп., по региональной ведомости от реализации в 2008 году ЕСПБ составила 208 076 907 руб. 39 коп. Указанный расчет обоснован следующим: количество проданных ЕСПБ, процент транспортной работы, стоимость расчетного тарифа, количество поездок в месяц, сумма денежных средств полученных от ФГУП «Почта России», суммы денежных средств, полученные из бюджетов различного уровня, в целях компенсации убытков истца, а также ежемесячными отчетами ФГУП «Почта России» о движении ЕСПБ за период с января по декабрь 2008 года, договором на транспортное обслуживание пассажиров по маршрутам от 06.07.2007 № 20-07 между истцом и Департаментом транспорта администрации города Самары, актами выполненных работ за период с января по декабрь 2008 года с указанием объема выпадающих доходов по ЕСПБ, и платежные документы Департамента транспорта администрации городского округа Самара о перечислении истцу денежных средств в объеме указанном в актах выполненных работ за период с января по декабрь 2008 года.
При этом суд признал необоснованным применение в расчете показателя «стоимость расчетного тарифа» в сумме 14 руб. 11 коп. (январь-июнь 2008 года), 15 руб. 69 коп. (июль-сентябрь 2008 года), 16 руб. 89 коп. (октябрь-декабрь 2008 года), поскольку стоимость проезда в размере 10 руб. в 2008 году была установлена постановлением главы городского округа Самара от 19.12.2007 № 1156 «Об установлении тарифа на городских пассажирских маршрутных перевозках, осуществляемых муниципальными предприятиями пассажирского транспорта городского округа Самара» и постановлением главы городского округа Самара от 13.08.2008 № 622 «Об установлении тарифов по оплате проезда и провоза багажа на городском пассажирском транспорте в городском округе Самара с использованием автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда в городском общественном пассажирском транспорте».
Порядок компенсации разницы между установленной стоимостью проезда в общественном транспорте и установленным расчетным тарифом, определен постановлением главы городского округа Самара от 28.12.2007 № 1250 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара на компенсацию выпадающих доходов транспортным предприятиям (организациям) от перевозки граждан транспортом общего пользования по установленным за проезд тарифам».
В соответствии с пунктом 7 указанного Порядка размер субсидии для получателей, осуществляющих перевозки граждан по тарифам, установленным администрацией городского округа Самара, определяется исходя из размера недополученных доходов в связи с перевозкой граждан по тарифам на основании отчетных данных, получаемых Департаментом транспорта ежемесячно от производителей услуг перевозки граждан городским пассажирским транспортом.
Выпадающие доходы определяются по каждому виду проездных билетов и разовых проездных билетов следующим образом: количество реализованных долгосрочных проездных билетов (разовых билетов) умножается на разницу между произведением количества поездок по одному долгосрочному проездному билету (разовому билету) на утвержденный тариф и установленной стоимостью долгосрочного проездного билета (разового билета).
Согласно пунктам 5-6 названного Порядка расчетный тариф рассчитывается транспортным предприятием (организацией) и представляется в Департамент транспорта. Департамент транспорта рассматривает представленные расчеты и направляет их на согласование в Департамент экономического развития администрации городского округа Самара. Расчетный тариф устанавливается для каждого транспортного предприятия (организации) сроком на один год.
Согласно пункту 9 выплата субсидий на компенсацию выпадающих доходов транспортным предприятиям (организациям) производится в соответствии с договорами, заключенными с Департаментом транспорта на предоставление услуг по перевозке пассажиров по установленному администрацией городского округа Самара тарифу на одну поездку в транспорте общего пользования.
В силу пункта 8 Порядка расчет поездок по долгосрочным проездным билетам производится в соответствии с постановлениями Федеральной службы государственной статистики от 01.01.2007 № 1 «Порядок заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью метрополитенов», от 09.01.2007 № 2 «Порядок заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта», от 19.01.2007 № 9 «Об утверждении порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения № 3-автотранс «Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта», № 65-автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта», № 1-автотранс «Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта».
Поскольку истцом обоснованность стоимости фактической поездки превышающей установленную стоимость проезда документально не доказана, суд при расчете принял во внимание стоимость одной поездки равной 10 руб.
Истец, определяя количество поездок приходящихся на один ЕСПБ, руководствовался содержанием пункта 53 постановления Федеральной службы государственной статистики от 19.01.2007 № 9 «Порядок заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения № 3-автотранс «сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта», № 65-автотранс «сведения о продукции автомобильного транспорта», № 1-автотранс «сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта», согласно которому количество поездок пассажиров по проездным билетам долговременного пользования за месяц три вида транспорта (автобус-троллейбус-трамвай) для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки (социальные проездные билеты) составляет по 20 на каждый вид транспорта (всего 60 поездок).
Согласно пункту 5 постановления Росстата от 09.01.2007 № 1 «Об утверждении Порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью метрополитенов» при отсутствии считывающих устройств количество пассажиров по абонементным билетам для проезда в метро (или на нескольких видах транспорта, включая метро), в том числе, социальным проездным билетам, определяется как сумма произведений количества проданных билетов и числа совершаемых по ним поездок. Число поездок устанавливается на основании результатов проведенных метрополитенами натурных обследований пассажиропотоков, согласованных с органами государственной статистики, или принимается экспертно по социальным проездным билетам ‑ 30 поездок в месяц.
Применение положений пункта 53 постановления Федеральной службы государственной статистики от 19.01.2007 № 9 суд посчитал необоснованным, поскольку пунктом 54 данного постановления установлено, что граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, купивших социальные проездные билеты за наличные средства (независимо от их стоимости), следует относить к платным пассажирам.
При продаже гражданам единых месячных социальных проездных билетов (ЕСПБ), дающих право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, количество поездок в месяц устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистики, или принимается равным 50-ти (суммарно во внутригородском и пригородном сообщениях).
По отношению к пункту 53 пункт 54 постановления Федеральной службы государственной статистики от 19.01.2007 № 9 является специальным, поскольку устанавливает порядок расчета именно по ЕСПБ и именно в случае, когда рассчитывается количество поездок по проездному документу, дающему право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, в то время как по пункту 53 рассчитывается количество поездок на отдельные виды транспорта.
По мнению суда, суммирование количества поездок определенных на основании постановления Федеральной службы государственной статистики от 19.01.2007 № 9 с количеством поездок, определенным согласно пункту 5 постановления Росстата от 09.01.2007 № 1, также необоснованно, поскольку количество поездок по проездному документу, дающему право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, определено пунктом 54 постановления Федеральной службы государственной статистики от 19.01.2007 № 9.
Суд обоснованно посчитал, что количество поездок по ЕСПБ при расчете суммы расходов, подлежащих возмещению истцу должно быть произведено с учетом пункта 54 постановления Федеральной службы государственной статистики от 19.01.2007 № 9 «Порядок заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения № 3-автотранс «сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта», № 65-автотранс «сведения о продукции автомобильного транспорта», № 1-автотранс «сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта», и принято равным 50-ти.
Судом установлено, что истец в течение 2008 года получил в счет возмещения расходов от перевозок по ЕСПБ денежные средства от ФГУП «Почта России» в сумме 85 661 606 руб. 35 коп. При осуществлении расчета с применением показателей (количество поездок ‑ 50, стоимость поездки 10 руб.) и за вычетом денежных средств, перечисленных ФГУП «Почта России», истцом были недополучены денежные средства по федеральной ведомости в сумме 19 509 917 руб. 26 коп. и по региональной ведомости в сумме 61 522 379 руб. 84 коп.
Согласно материалам дела истцом были получены денежные компенсации выпадающих доходов по федеральной ведомости в сумме 14 723 873 руб. и по региональной ведомости в сумме 14 888 031 руб. Задолженность по федеральной ведомости составила 4 786 044 руб. 26 коп. и по региональной ведомости в сумме 46 634 348 руб. 84 коп.
Арбитражный суд с учетом анализа возражений и контррасчета ответчиков, установил, что согласно актам выполненных работ за период с января по декабрь 2008 года не усматривается, что оставшаяся часть перечисленных Департаментом транспорта администрации городского округа Самара денежных средств (50 руб. по каждому ЕСПБ в период с января по июль 2008 года и 30 руб. по каждому ЕСПБ в период с августа по декабрь 2008 года) направлена на компенсацию разницы между установленным тарифом (10 руб.) и расчетным тарифом. Суммы, полученные истцом сверх сумм направленных на компенсацию разницы между установленным тарифом (10 руб.) и расчетным тарифом могут рассматриваться как часть компенсации выпадающих доходов по ЕСПБ. Исходя из изложенного, судом установлено, что размер задолженности по федеральной ведомости составил 3 495 034 руб. 04 коп., по региональной ведомости в сумме 34 054 979 руб. 06 коп.
Суд признал, что взысканию за счет казны Российской Федерации подлежит сумма 3 495 034 руб. 04 коп., за счет казны субъекта Российской Федерации (Самарской области) сумма 34 054 979 руб. 06 коп.
Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.
Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.05.2010, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу № А55-19101/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья К.Р. Гарифуллина
Судьи Р.А. Нафикова
М.М. Сабиров