НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 24.08.2006 № А55-37090/05

Казань

24 августа 2006 года                                                   Дело № А 55-37090/05

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

Председательствующего  Сафина Н.Н.,

судей: Калугиной М.П., Хабибуллина Л.Ф.,

с участием представителей сторон:

от истца – Жесткова Т.В. по доверенности от 29.05.2006 года,

от ответчика – извещены, не явились,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу  Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации  по Самарскому району г. Самары,

на решение от 24.03.2006 года (судья – С.П. Асадуллина) и постановление апелляционной инстанции от 01.06.2006 года (председательствующий – М.Н. Щетинина, судьи – В.Н. Апаркин, В.Г. Калинкин) Арбитражного суда Самарской области по делу № А 55-37090/05,

по заявлению Некоммерческого партнерства «Жилищно-строительный кооператив «Старый город», г. Самара к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Самарскому району г. Самары о признании незаконным решения,

                                                  УСТАНОВИЛ:

Некоммерческое Партнерство «Жилищно-строительный кооператив «Старый город» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Самарскому району г. Самары о признании незаконным решения  № 11-09/1024/01-85/19310 от 21.12.2005г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда первой инстанции от 24 марта 2006 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 01.06.2006 года  решение от 24.03.2006 года оставлено без изменения.

Налоговый орган, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа  с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия,  Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность  обжалуемых судебных актов, не находит оснований  для их отмены.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка НП ЖСК «Старый город» по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах в части правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество, налога на землю за период с 01.01.2002г. по 31.12.2004г.

По результатам проверки Инспекцией вынесено решение № 11 -09/1024/01 -85/19310 от 21.12.2005года, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи  122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату сумм земельного налога за 2002г., 2003г., 2004г. в виде штрафа в размере 118 157 рублей, а также пунктом 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации  за грубые нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, повлекшие занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость в сумме 15 000 рублей.

Оспариваемым решением заявителю предложено уплатить в срок, указанный в требовании, налоговые санкции, неуплаченные суммы налога на прибыль за 2002-2004г.г. в сумме 13 926 рублей, налог на добавленную стоимость в сумме 11 173 руб. и земельный налог в сумме 590 785, 48 рублей, а также пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 5 765, 38 рублей, налог на добавленную стоимость в сумме 4 769, 66 рублей, земельный налог в сумме 220 828 рублей.

Как  подтверждается материалами дела, в кассу предприятия поступали денежные средства за коммунальные услуги от жильцов дома № 80 по ул. Некрасовская, построенного НП ЖСК «Старый город», предназначенные для оплаты услуг, оказываемых сторонними организациями. Поступившие денежные средства не отражались заявителем в составе выручки, что привело, по мнению Инспекции, к занижению расходов в 2002г. на 107 718 рублей, в 2003г.- 73 819 рублей, в 2004г. - 120 630 рублей соответственно, к занижению налога на прибыль в 2002-2004г.г. в сумме 13 926 руб. и налога на добавленную стоимость в сумме 4 769, 66 рублей. Кроме того, по мнению налогового органа, заявителем в проверяемом периоде неправомерно при расчете земельного налога применена ставка налога 3% от ставки земельного налога в связи с необоснованным отнесением к жилому фонду земельного участка по адресу: ул. Некрасовская, 84-86, строительство на котором не завершено.

В силу ст. 1 Федерального закона от 15.06.96г. № 72-ФЗ  «О товариществах собственников жилья», товарищество собственников жилья, - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого  имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.

В соответствии со статьями 15, 17 названного Закона домовладельцы обязаны за свой счет обеспечить надлежащее содержание и ремонт помещений находящихся в их собственности, оплачивать услуги по содержанию и ремонту общего имущества, за водо-,тепло-,газо-,электроснабжение, горячееводоснабжение, канализацию и иные предоставленные им коммунальные услуги соответствии с действующим законодательством.

Как следует из решения Инспекции  собственники - жильцы вносили денежные средства в оплату коммунальных услуг, оказываемых 3АО «Самарские городские электрические сети», НП «Водоканал», ОАО «Самарарегионгаз», в кассу МП ЖСК «Старый город». Данные денежные средства впоследствии  направлялись непосредственно поставщикам услуг.

Учитывая, что ЖСК «Старый город»  не является производителем  и  поставщиком указанных выше   услуг,   принятые   им   от   собственников   жилья   денежные   средства не относятся   к   объектам   налогообложения   налогом   на  добавленную  стоимость предусмотренным п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации.

Денежные средства, поступившие заявителю для оплаты коммунальных услуг, не являются выручкой от реализации и относятся к внереализационным доходам, поэтому у налогоплательщика не было обязанности принимать денежные средства к учету в качестве выручки. Соответственно, у налогоплательщика отсутствовала налогооблагаемая база  по налогу на прибыль и у налогового органа не имелось правовых оснований доначисления налога на прибыль, НДС, пени, а также привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа за 2002-2004 годы.

Заявителю в соответствии постановлением Администрации г. Самары №147 от 25.01.1993г. были предоставлены земельные участки площадью 3 600 кв.м., расположенные адресу: Садовая, 80-82, литеры «Б», «В», «Д», Садовая, 82 литеры «Л». Некрасовская, 84-86 литеры «А», «Б», «В», «Д», Некрасовская, 82 литеры «А»,«Б».

На основании постановления Главы Администрации города Самары № 643 от 14.08.1992г. НП ЖСК «Старый город» предоставлен земельный участок площадью 1 300 кв.м., расположенный по адресу: Садовая, 80-82 литера «Л».

На основании постановления Главы города Самары № 850 от 09.12.1999г. - земельные участки, расположенные в границах улиц Самарской, Некрасовской и Садовой в Самарском районе.

Названные земельные участки предоставлялись заявителю под строительство жилых домов.

По мнению налогового органа за земельный участок площадью 3 600 кв.м. заявитель неверно производил расчет, поскольку земельные участки по ул. Некрасовской 84-86, Садовой 80 относятся к земельному участку, занятым под нежилым фондом, поэтому неправомерно применялась при расчете налога ставка 3% от ставки налога на землю.

Суды первой и апелляционной  инстанции, учитывая целевое назначение земельных участков, правомерно применили положения п. 5 ст. 8 Закона РФ «О плате за землю», согласно которому налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), в границах городской черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставки земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. за кв. м.

Отсутствие на указанных участках жилых домов не может являться основанием для невозможности применения налогоплательщиком применяемого льготного размера ставки земельного налога.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь  статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа          

                                                 ПОСТАНОВИЛ:

    Решение от 24.03.2006 года  и постановление апелляционной инстанции от 01.06.2006 года Арбитражного суда Самарской области  по делу №  А55-37090/05 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                    Н.Н. САФИН

Судьи                                                                                      М.П. КАЛУГИНА

                                                                                                Л.Ф. ХАБИБУЛЛИН