НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 24.07.2012 № А72-7994/2011

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А72-7994/2011

26 июля 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2012 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Сергеева Г.А.,

судей Нагимуллина И.Р., Гарифуллиной К.Р.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Областного государственного казённого учреждения Центр занятости населения города Ульяновска, г. Ульяновск,

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.02.2012 (судья Рыбалко И.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Холодная С.Т.)

А72-7994/2011

по исковому заявлению Областного государственного казённого учреждения Центр занятости населения города Ульяновска, г. Ульяновск (ОГРН 1027301165330), к индивидуальному предпринимателю Волковой Наталье Ивановне, г. Ульяновск (ОГРНИП 309732827300163), при участии третьего лица: Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска, г. Ульяновск, о взыскании 58 800 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Ульяновска (далее – истец, ОГКУ ЦЗН г. Ульяновска, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к индивидуальному предпринимателю Волковой Наталье Ивановне (далее – ответчик, ИП Волкова Н.И.) о взыскании неосновательного обогащения в сумме выделенной субсидии в размере 58 800 руб.

Определением суда от 08.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска (ИФНС по Заволжскому району г. Ульяновска).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.02.2012 по делу № А72-7994/2011 в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.02.2012 по делу № А72-7994/2011 оставлено без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В кассационной жалобе ОГКУ ЦЗН г. Ульяновска просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 по делу № А72-7994/2011 отменить, принять новый судебный акт, удовлетворив исковые требования ОГКУ ЦЗН г. Ульяновска.

В обоснование жалобы заявитель указывает на следующее:

? арбитражными судами первой и апелляционной инстанции в нарушение статей 64, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не дана оценка акту проверки от 27.12.2012 соблюдения условий договора от 08.09.2009 № 1081 по содействию предпринимательства и самозанятости, письму-ответу индивидуального предпринимателя Умрихина С.В. от 19.01.2012;

? представление ИП Волковой Н.И. налоговых деклараций за период 2009-2010, в том числе за 4 квартал 2009 года и 1 квартал 2010 года, не служит подтверждением целевого использования ответчиком выделенной ему субсидии, поскольку в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации представление данных деклараций относится к обязанности налогоплательщика;

? выводы арбитражных судов о том, что проведенной Отделом полиции № 2 по обслуживанию микрорайона «Новый город» УВД по городу Ульяновску не установлено фактов нецелевого использования ИП Волковой Н.И. полученных денежных средств, несостоятельны, так как ею не подан отчет о целевом использовании субсидии в ОГКУ ЦЗН г. Ульяновска, предусмотренный пунктом № 2.1.5 договора от 08.09.2009 № 1081 и пунктом № 10 «Порядка организации мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства и самозанятости» (утвержден Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.01.2009 № 27-П);

? суд апелляционной инстанции, при принятии постановления, должен был руководствоваться Бюджетным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089;

? вывод судов о том, что договором от 08.09.2009 № 1081 об организации предпринимательства и самозанятости не предусмотрены сроки и порядок возврата субсидии несостоятелен, поскольку согласно статье 314 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 03.02.2012 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 по делу № А72-7994/2011 не имеется.

Из материалов дела следует, 08.09.2009 между истцом и ответчиком был заключен договор № 1081 об организации предпринимательства и самозанятости, согласно которому ответчик обязуется организовать предпринимательскую деятельность (самозанятость) при содействии истца, а истец выдать безвозмездную субсидию в установленном размере для организации малого предпринимательства и самозанятости на условиях данного договора (пункт 1.1. договора).

Согласно пункту 2.1.3. указанного договора ответчик представил истцу бизнес-план, получивший положительное экспертное заключение комиссии при мэрии города Ульяновска от 01.09.2009 и заявление об оказании содействия в организации собственного дела и выдаче субсидии.

Как указано в бизнес-плане ответчика, целью его разработки является открытие собственного дела ? предпринимательской деятельности по продаже парфюмерии и косметических товаров. Торговую точку планируется расположить по адресу: г. Ульяновск, проспект Генерала Тюленева, 25, 1 этаж (с левой стороны от центрального входа). Согласно расчету затрат (раздел 7 бизнес-плана) государственную субсидию предполагалось израсходовать на аренду торговой площади, приобретение торгового оборудования и закупку товара.

ИзвыпискиизЕдиного государственногореестраиндивидуальных предпринимателей от 29.09.2011 усматривается, что ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 30.09.2009.

В соответствии с приказом Заволжского районного отдела ОГУ ЦЗН г. Ульяновска от 15.10.2009 № 288002ФП/0903 ответчику была выплачена субсидия как безработному гражданину в размере 58 800 руб., что подтверждается списком граждан на перечисление финансовой помощи от 15.10.2009 и реестром перечисления субсидий на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных от 16.10.2009.

Согласно сведениям ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска ответчик, являясь плательщиком единого налога на вмененный доход по заявленному виду деятельности, представил в налоговый орган налоговые декларации за период 2009 ? 2011 г.г., в том числе за 4 квартал 2009 года и 1 квартал 2010 года, с указанием налоговой базы и исчисленной к уплате суммы единого налога.

Договором от 08.09.2009 предусмотрена обязанность ответчика использовать субсидию на цели, определенные данным договором и бизнес-планом; представлять ОГКУ ЦЗН г. Ульяновска документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов (пункты 2.1.4, 2.1.5).

Сроки представления подтверждающих документов договором не предусмотрены.

Обязанность ОГКУ ЦЗН г. Ульяновска по осуществлению контроля целевого использования выданной гражданину субсидии предусмотрена пунктом 2.2.2 договора от 08.09.2009.

В связи с нарушением ответчиком пункта 2.1.5. договора от 08.09.2009 ? непредставлением истцу документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, 04.06.2011 ОГКУ ЦЗН г. Ульяновска в адрес ИП Волковой Н.И. направлено письмо от 02.06.2011 № 02-03/499 с требованием о возврате выданной субсидии в размере 58 800 руб.

Доказательства получения указанного письма истцом и ответчиком в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, истец также обратился в УВД по г. Ульяновску с просьбой проверить законность действий ИП Волковой Н.И. на предмет правомерности получения и использования субсидии.

Постановлением участкового уполномоченного милиции ОП № 4 (по обслуживанию микрорайона «Новый город») УВД по г. Ульяновску от 01.08.2011 в возбуждении уголовного дела по заявлению ОГКУ ЦЗН г. Ульяновска отказано ввиду отсутствия факта нецелевого использования данных бюджетных средств.

В силу статьи 5 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в том числе, на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в частности, путем разработки и реализации программ содействия занятости (статья 13 Федерального закона).

Мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Названные Правила предусматривают, что субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленномпорядкеипредусматривающихдополнительныемероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2009 № 11-П «О Программе поддержки занятости населения Ульяновской области в 2009 году» принята соответствующаярегиональнаяпрограммана 2009 год.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.01.2009 № 27-П «О мерах по реализации Программы поддержки занятости населения Ульяновской области в 2009 году, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2009 № 11?П» приняты Порядок расходования и учета средств на реализацию Программы поддержки занятости населения Ульяновской области в 2009 году (Приложение № 1) и Порядок организации мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства и самозанятости (Приложение № 4).

Пунктом 1.10. Порядка расходования и учета средств на реализацию Программы поддержки занятости населения Ульяновской области в 2009 году предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета расходуются на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

В соответствии с пунктами 2, 3 Порядка организации мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства и самозанятости, безвозмездная субсидия гражданам предоставляется в виде разовой выплаты денежных средств в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Субсидия предназначена для частичной компенсации расходов, связанных с организацией малого предпринимательства и самозанятости. В целях подтверждения осуществления предпринимательской деятельности, между гражданином и Центром занятости заключается договор, в соответствии с которым гражданин обязуется организовать предпринимательскую деятельность, пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, представить необходимые документы, а Центр занятости ? выдать безвозмездную субсидию в установленном размере для организации малого предпринимательства.

Кроме того, в договоре предусматривается период продолжительностью не менее 12 месяцев, в течение которого гражданин обязуется заниматься предпринимательской деятельностью, вид деятельности и ответственность сторон договора.

В свою очередь Центр занятости обязан осуществлять контроль целевого использования выданной гражданину субсидии. Гражданин, получивший субсидию, представляет в Центр занятости подтверждающие расходные финансовые документы. При нецелевом использовании субсидии гражданин несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 10, 11 указанного Порядка).

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключениемсубсидийгосударственным (муниципальным)учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам ? производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Муниципальные правовые акты, регулирующие предоставлениесубсидийюридическимлицам(заисключениемсубсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам ? производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц ? производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Порядком организации мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства и самозанятости, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.01.2009 N 27?П, условия о возврате субсидии в случае нецелевого использования получателем выделенных бюджетных средств не предусмотрены.

Договором от 08.09.2009 № 1081 оборганизации предпринимательства и самозанятости обязанность ответчика возвратить субсидию в указанном случае, срок и порядок ее возврата также не установлены.

Согласно договору от 08.09.2009 № 1081 при нецелевом использовании субсидии гражданин несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 3.2. договора).

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, предусмотренная статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в рассматриваемом случае к правоотношениям сторон нормы данной статьи неприменимы.

Возврат суммы полученной субсидии, в качестве меры ответственности, условиями заключенного между сторонами гражданско-правового договора не предусмотрен.

Из материалов дела усматривается, что договор от 08.09.2009 № 1081 является действующим, не расторгнут и не признан недействительным в установленном законом порядке.

Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку обязанность и порядок возвращения субсидии нормативными правовыми актами и заключенным между сторонами договором не предусмотрены, основания для взыскания с ответчика субсидии в размере 58 800 руб. отсутствуют.

Доказательств, подтверждающих нецелевое использование ответчиком субсидий, в материалах дела не имеется.

Более того, ответчик в течение 4 квартала 2009 года ? 1 квартала 2010 года декларировал в налоговых декларациях доход от предпринимательской деятельности. Следовательно, цель предоставления субсидии достигнута.

Данные обстоятельства документально подтверждены, проверены судами обеих инстанций, что нашло отражение в обжалуемых судебных актах.

Ссылка заявителя жалобы на то, что суды не дали оценки акту проверки от 27.12.2011 и письму индивидуального предпринимателя Умрихина С.В., не принимается судом кассационной инстанции. Эти доказательства указывают на отсутствие арендных отношений и предпринимательской деятельности по адресу, указанному в бизнес-плане ответчика, и не подтверждают факт использования полученной субсидии на цели, не предусмотренные договором от 08.09.2009 № 1081.

Поэтому данные документы не могли повлиять на выводы суда о недоказанности истцом нецелевого использования субсидии.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к убеждению, что дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены в соответствии с установленными судом обстоятельствами, поэтому оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 по делу № А72-7994/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Г.А. Сергеев

Судьи И.Р. Нагимуллин

К.Р. Гарифуллина