НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 24.05.2022 № А65-30925/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-17084/2022

г. Казань                                                 Дело № А65-30925/2020

31 мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Бубновой Е.Н.,

судей Хисамова А.Х. Тюриной Н.А.,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Старый город» - Шахмаметьевой Ф.С., по доверенности от 10.01.2022 №5,  Кутырева А.В., по доверенности от 24.05.2022 №9,

от некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» - Кузьмина Р.И., по доверенности от 27.12.2021 №31,

в отсутствие представителей третьих лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Старый город»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022

по делу № А65-30925/2020

по исковому заявлению некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Старый город», с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерного общества «Татэнергосбыт», Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, Кабинета Министров по Республики Татарстан, о взыскании денежных средств.

УСТАНОВИЛ:

некоммерческая организация «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» (далее – НО «Фонд ЖКХ РТ», истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Старый город» (далее – ООО УК «Старый город», ответчик) о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в сумме                1 293 486, 44 руб. за период с 01.12.2017 по 30.11.2020, процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского Кодекса  Российской Федерации (далее – ГК РФ) в сумме  28 271, 30 руб. за период с 31.12.2017  по 31.03.2020, об обязании заключить дополнительное соглашение к договору поручения о формировании фонда капитального ремонта от 30.06.2014 №178 с                  НО «Фонд ЖКХ РТ» по МКД 108.

К участию в деле  в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечены: акционерное общество «Татэнергосбыт», Государственная жилищная инспекция по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан (далее – третьи лица).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.10.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022 по делу № А65-30925/2020, исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в сумме                          1 293 486,44 руб., проценты за пользование  чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ в сумме 28 271,30 руб. Требование в части обязания ООО УК «Старый город» заключить с НО «Фонд ЖКХ РТ» дополнительное соглашение к договору поручения о формировании фонда капитального ремонта от 30.06.2014 №178 оставлено без рассмотрения.

 По делу распределены расходы по государственной пошлине.

 Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в  полном объеме.

В кассационной жалобе, с  учетом представленных дополнений к  ней 24.05.2022 года,  заявитель ссылается на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, неполное выяснение судами  обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого спора, несоответствие выводов судов представленным по делу доказательствам.  В частности, ответчик указывает, что  в соответствии со статьями 210, 971 ГК РФ, статьями 154, 155, 158, 171 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), а также в  соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Республики Татарстан «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» от 25.06.2013 № 52-ЗРТ (далее – Закон  РТ № 52-ЗРТ), обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов (далее – МКД) лежит на собственниках МКД, а не на управляющих организациях, которые, на основании договоров  с  региональным оператором,  лишь обеспечивают поступление на счет регионального оператора  уплаченных собственниками помещений взносов на капитальный ремонт и являются поверенным лицом регионального оператора. Закон  РТ № 52-ЗРТ не содержит  норм об обеспечении  ответчиком сбора и  перечислении денежных средств  регоператору,   об ответственности УК  перед регоператором при наличии задолженности собственников.

Ответчик также указывает, что согласно представленным в материалы дела актам сверки, им  за период с 01.12.2017 по 30.11.2020 истцу перечислены денежные средства в сумме 71 705 481,25 руб., с указанием начисленных взносов за капитальный ремонт, количества собранных денежных средств с  собственников помещений и перечислений истцу,  доказательств, свидетельствующих о том, что  ответчиком  произведено сбережение или  использование  денежных средств, перечисленных собственниками жилых помещений МКД за капитальный ремонт,  в материалы дела не представлено. Кроме того, согласно доводам истца,   Исполнительный  комитет  города Казани, как собственник жилых помещений, находящихся в  муниципальной собственности, в  лице МКУ Комитета ЖКХ ИК МО  г.Казани, оплачивает взносы  на капитальный ремонт напрямую истцу, минуя ответчика,  и, соответственно,  взыскание истцом долга, исходя  из  общей площади МКД,  при отсутствии выделения муниципальной собственности, влечет  двойную оплату истцу, неправомерность расчетов иска.  В целом, согласно  доводам ответчика, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Более подробно доводы изложены в кассационной жалобе.

В представленном отзыве на кассационную жалобу и дополнительных пояснениях  к  нему,   истец просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения,   кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Как указывает истец, суды пришли к обоснованному и правомерному  выводу об обязанности ответчика  обеспечить начисление, поступление взносов  собственников  на капитальный ремонт общего имущества, о том, что сбор  взносов на капитальный ремонт и их перечисление на счет регионального оператора  входит в обязанности ответчика, а  накопление  денежных средств и  их аккумулирование – в обязанности истца. Ответчиком не обеспечен  надлежащий сбор денежных средств. При этом, истец указывает, что расчеты произведены им с  учетом конттрасчета  ответчика за вычетом муниципальной собственности. Взысканная  сумма   не перечисленных взносов на капитальный ремонт рассчитана  исходя из пояснений  и расчетов ответчика по каждому  отдельному собственнику. Довод ответчика относительно двойного взыскания по помещениям, находящимся  в  муниципальной собственности, несостоятелен.

Более подробно доводы изложены в отзыве на кассационную жалобу.

Рассмотрение настоящего дела откладывалось с 19.04.2022 на 24.05.2022 на 13 часов 30 минут (время московское), о чем лица, участвующие в  деле, извещены надлежащим образом.

В связи с нахождением судей Федоровой Т.Н., Махмутовой Г.Н., участвующих в рассмотрении кассационной жалобы по настоящему делу,  в отпуске,  Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 23.05.2022   произведена их замена на судей Хисамова А.Х., Тюрину Н.А., сформировав следующий состав суда: председательствующий судья Бубнова Е.Н., судьи Хисамов А.Х., Тюрина Н.А.

В судебном заседании 24.05.2022 приняли участие представители истца и ответчика.

В соответствии с   частью 3 статьи 284 АПК РФ   судебное заседание проведено в  отсутствие не явившихся  представителей  третьих лиц.

В ходе судебного заседания представители ответчика поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнениях к ней в полном объеме. Настаивали на отмене принятых по делу судебных актов.

Представитель истца  возражал  относительно доводов ответчика, настаивал  на оставлении принятых по делу судебных актов  без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов  в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 - 288 АПК РФ применительно к доводам кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнений к ней, отзывов на нее, соответственно, заслушав представителей, участвующих в судебном заседании, Арбитражный суд Поволжского округа приходит к следующему.

Как установлено судами  на основании материалов дела, ООО УК «Старый город» осуществляет управление МКД в городе Казани, расположенными по адресам: ул. Ахтямова, д.16 (МКД 1), д.18А (МКД 2), д.24 (МКД 3), д.26 (МКД 4), д.28 (МКД 5), д.30 (МКД 6), д.32 (МКД 7); ул.Бурхана Шахиди, д.1/15 (МКД 8), ул. Гаяза Исхаки, д.1 (МКД 9), д.8 (МКД 10); ул. Галиаскара Камала, д.45 (МКД 11), ул. Габдуллы Тукая, д.102 (МКД 12), д.106А (МКД 13), д.31 (МКД 14), д. 65А (МКД 15), д.9 (МКД 16); ул. Девятаева, д.11/1 (МКД 17), д.7 (МКД 18), д.9 (МКД 19); ул. Зайни Султана, д.13/18 (МКД 20), ул.Зайцева, д.10 (МКД 21), д.14 (МКД 22), д.8 (МКД 23); ул.Исмаила Гаспринского, д.31 (МКД 24), ул. Камиля Якуба, д.2 (МКД 25), ул. Карима Тинчурина, д.1 (МКД 26), д.15 (МКД 27), д.15А (МКД 28), д.17 (МКД 29), д. 19 (МКД 30), д. 1А (МКД 31), д.21 (МКД 32), д.23 (МКД 33), д.7 (МКД 34), д. 7А (МКД 35), д.9 (МКД 36); ул. Каюма Насыри, д.18/13 (МКД 37), д.38 (МКД 38); пер. Кирова, д.3 (МКД 39), д.5 (МКД 40); 4 А65-30925/2020 ул.Коротченко, д.2 (МКД 41), д.4 (МКД 42); ул.Лево-Булочная, д.42 (МКД 43), д.46 (МКД 44), д. 50А (МКД 45), д.50 (МКД 46), д.56 (МКД 47); ул. Мазита Гафури, д.2 (МКД 48), д.3 (МКД 49), д.4 (МКД 50), д.5 (МКД 51); ул. Мартына Межлаука, д.20А (МКД 52), ул. Шигабутдина Марджани, д.42а (МКД 53), д.42б (МКД 54), д.52 (МКД 55); ул.Меховщиков, д.1 (МКД 56), д.2А (МКД 57), д.3 (МКД 58), д.4 (МКД 59), д.4А (МКД 60); ул.Московская, д. 53/6 (МКД 61), ул. Нариманова, д.45 (МКД 62), д.50 (МКД 63), д.52 (МКД 64), д.66А (МКД 65); ул. Парижской Коммуны, д.4 (МКД 66), ул. Портовая, д.11 (МКД 67), д.15 (МКД 68), д.17 (МКД 69), д.2 (МКД 70), д.21 (МКД 71), д.27а (МКД 72), д.9 (МКД 73); ул.Сары Садыковой, д. 10 (МКД 74), д.22 (МКД 75), д.7 (МКД 76); ул. Саид-Галеева, д.3 (МКД 77), ул.Сафьян, д.7 (МКД 78), ул.Татарстан, д.11 (МКД 79), д.13 (МКД 80), д. 16 (МКД 81), д.3/2 (МКД 82), д.43 (МКД 83), д.43А (МКД 84), д. 45 (МКД 85), д.47 (МКД 86), д.49 (МКД 87), д.51 (МКД 88), д. 52 (МКД 89), д.53 (МКД 90), д.54 (МКД 91), д.64 (МКД 92), д.66 (МКД 93), д.68 (МКД 94), д.7 (МКД 95), д.70 (МКД 96), д.72 (МКД 97), д.9 (МКД 98); ул. Ташаяк, д.1 (МКД 99), ул. Фатыха Карима, д.26 (МКД 100), ул.Ямская, д.11 (МКД 101), ул. Ахтямова, д.7А/ул.Сары Садыковой, д.41/7 (МКД 102), ул.Сафьян, д.5А (МКД 103), ул. Сары Садыковой, д.20 (МКД 104), ул. Галиаскара Камала, д.18 (МКД 105), ул.Парижской Коммуны, д.19 (МКД 106), ул. Мазита Гафури, д.7 (МКД 107).

Согласно положениям части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.

Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ.

В соответствии с ЖК РФ, Законом РТ № 52-ЗРТ, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан» от 31.12.2013 № 1146  (далее – Постановление РТ № 1146) собственники помещений в МКД в срок до 18.04.2014 должны были реализовать решение о способе формирования капитального ремонта.

НО «Фонд ЖКХ РТ» создана в соответствии со статьей 178 ЖК РФ, Законом Республики Татарстан от 30.05.2013 № 52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» (далее - Закон № 52-ЗРТ), постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.06.2013 № 394 «О создании некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» (далее - Постановление № 394) и является специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан (региональный оператор).

Согласно Закону РТ №52-ЗРТ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги в МКД.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан №729 от 08.10.2016 «Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1146, в 2017 - 2019 годах» за ответчиком закреплена обязанность по формированию платежных документов и обеспечению ежемесячного начисления, поступления платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

В соответствии с частью 1 статьи 180 ЖК РФ, частью 3 статьи 5 Закона № 52-ЗРТ региональный оператор аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в МКД, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.

В силу части 4 статьи 2 Закона РТ № 52-ЗРТ (в редакции, действовавшей до 14.05.2018) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении двух календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в МКД, в которую включен этот МКД.

Согласно  части 4.1 статьи 2 Закона № 52-ЗРТ (в редакции, действовавшей до 14.05.2018) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в МКД, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД и включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД при ее актуализации, возникает по истечении пяти календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа капитального ремонта общего имущества в МКД, в которую включен этот МКД.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, МКД 1 - 13, МКД 15 - 103 включены в региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденную Постановлением РТ № 1146, опубликованную 04.03.2014.

Таким образом, как установили суды, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в МКД 1 - 13, МКД 15 - 103 возникла с 01.06.2014.

МКД 105 включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Республики Татарстан, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.01.2015 г. №29, опубликованным 29.01.2015.

Соответственно, как установили суды,  обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в МКД 105 возникла с 01.04.2015.

МКД 104, 106 включены в региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Республики Татарстан, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.2016 г. №612, опубликованным 13.09.2016.

Соответственно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в МКД 104, 106 возникла с 01.12.2016.

МКД 14, 107 включены в региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Республики Татарстан, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.12.2018г. №1230, опубликованным 10.01.2019.

Соответственно обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в МКД 14, 107 возникла с 01.05.2019.

Постановлением исполнительного комитета г.Казани от 30.04.2014             № 2262 «Об утверждении решения о способе формирования капитального ремонта в отношении МКД г. Казани» принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении МКД по адресу: г.Казань, ул.Сары Садыковой, д.47 (МКД 108) на счете регионального оператора.

МКД 108 включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Республики Татарстан, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1146, опубликованную 04.03.2014.

Между истцом и ответчиком заключен договор поручения о формировании фонда капитального ремонта от 30.06.2014 №178.

Истец, указывая на неисполнение ответчиком обязательства по сбору и перечислению в Фонд взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений, указанных МКД за период с июня 2014 г. по август 2020 г.,  при соблюдении досудебного порядка урегулирования спора,  обратился в суд с настоящим иском.

Рассматривая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные по делу доказательства, руководствуясь статьями 210, 395 ГК РФ, статьями 155, 158, 170, 171, 191 ЖК РФ, Законом РТ № 52-ЗРТ, разделом VII Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан  «Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан от 08.10.2016      № 729, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1146 (далее – Постановление РТ № 1146), Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» от 29.06.2013 № 450 (далее – Постановление РТ № 450), признали обоснованными  и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании суммы задолженности в сумме  1 293 486, 44 руб. за период с 01.12.2017 по 30.11.2020, процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ в сумме 28 271, 30 руб. за период с 31.12.2017  по 31.03.2020.

Суд округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций на основании  следующего.

 Согласно  статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

Право собственников помещений в МКД на денежные средства фонда капитального ремонта, образованного за счет их взносов, конкретизировано в разделе IX ЖК РФ, в соответствии с которым фонд капитального ремонта формируется путем перечисления взносов собственников помещений на специализированный счет либо путем их перечисления на счет регионального оператора (часть 3 статьи 170 ЖК РФ).

Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в МКД в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Рассматривая и признавая несостоятельными доводы ответчика об отсутствии у него обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт, об отсутствии полномочий на получение и (или) аккумулирование уплачиваемых собственниками взносов, также о том, что уплата взносов на капитальный ремонт является обязанностью собственников и производится непосредственно на счет регионального оператора,  суды первой и апелляционной инстанций  обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с   частью 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

 Соответственно, положения части 1 статьи 171 ЖК РФ устанавливают возможность регулирования региональным законодательством порядка оплаты взносов на капитальный ремонт при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

Организация проведения  капитального ремонта  в   Республике Татарстан устанавливается  Законом  РТ от 25.06.2013 года № 52-ЗРТ.

Как следует из части 2 статьи 8 Закона № 52-ЗРТ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном доме, не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно части 1 статьи 168 ЖК РФ  региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных  домах.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Республики Татарстан от 08.10.2016 № 729, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1146, в 2017 - 2019 годах» на управляющую организацию возложена обязанность по формированию платежных документов и обеспечению ежемесячного начисления, поступления платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет регионального оператора, и заключению с региональным оператором договоров (соглашений), в соответствии с которыми ТСЖ, ЖСК, ЖК, УО формируют платежные документы и обеспечивают ежемесячное начисление, поступление платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет Регионального оператора, принимают меры по взысканию задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и пени.

Также согласно части 1 статьи 180 ЖК РФ, части 3 статьи 5 Закона РТ     № 52-ЗРТ региональный оператор аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в МКД, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.

Таким образом, согласно вышеперечисленным положениям действующего законодательства,  в  случае формирования  фонда капитального ремонта  на счете регионального оператора, именно управляющая компания   обязана  обеспечивать ежемесячное  начисление, поступление платежей  собственников  по взносам на капитальный ремонт,  производить сбор и зачисление в  фонд взносов, поступивших на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома.

Вышеуказанное соответствует правовой позиции, изложенной  судами при рассмотрении дела  № А65-5797/2021 (Определением  Верховного Суда  Российской Федерации от 11.04.2022 года № 306-ЭС22-3147 заявителю отказано   в  передаче кассационной жалобы  для рассмотрения   в  судебном заседании  Судебной коллегии  по экономическим спорам Верховного Суда Российской федерации).

На основании изложенного, учитывая, что формирование фонда капитального ремонта по спорным МКД подлежит на счете регионального оператора, и в течение периода, за который истцом заявлено о взыскании с ответчика задолженности по взносам на капитальный ремонт, не было принято и реализовано решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, при этом,  ответчиком обязанность по перечислению региональному оператору (истцу) взносов на капитальный ремонт  в   полном объеме не исполнена,  суды  верно признали обоснованными требования истца о взыскании с ответчика задолженности по взносам на капитальный ремонт.

Проверив  расчеты исковых требований, с  учетом корректировки истцом в   ходе рассмотрения дела   размеров взыскиваемых сумм исходя из доводов и контррасчетов  ответчика, суды обоснованно и  правомерно удовлетворили требование  истца о взыскании с ответчика   долга в сумме 1 293 486,44 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами  согласно статье 395 ГК РФ   за период с 01.12.2017 по 30.10.2020 в  сумме 28 271, 30 руб.

Данные исковые требования  удовлетворены обоснованно и правомерно.

Суд кассационной инстанции полагает, что судами установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.

Доказательства, опровергающие изложенное, в  материалах дела отсутствуют.

Судами, при рассмотрении спора,  проверены все доводы ответчика, исследованы соответствующие доказательства при их рассмотрении.

Данные доводы ответчика  обоснованно отклонены судами  с подробным изложением своих  выводов.

С  учетом изложенного, все доводы заявителя кассационной жалобы являются несостоятельными, опровергаются установленными по делу обстоятельствами и представленными доказательствами, оценка которых произведена судами по правилам статьи 71 АПК РФ.

Ответчик  при рассмотрении спора не представил доказательств, опровергающих правомерность    и  обоснованность исковых требований в  части   взысканных сумм, верность расчетов  истца применительно  к  удовлетворенным требованиям, в  частности, не представил  доказательств,   подтверждающих свои   доводы о  наличии двойной оплаты  в  отношении объектов муниципальной собственности, - с предоставлением  подробного,  документально подтвержденного расчета  применительно к  спорному  периоду в  отношении каждого соответствующего объекта муниципальной собственности.

         В целом, ответчик не представил доказательств, опровергающих наличие его обязательства по уплате истцу взысканных по настоящему делу сумм.

Материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Доказательства, опровергающие правомерность выводов судов, в материалах дела, отсутствуют.

Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и правильности выводов судов, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.

В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Иных доводов, которые не являлись бы предметом исследования судов и влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

Неправильного применения норм материального права судами не допущено, нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых  судебных  актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не имеется.

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022  по делу № А65-30925/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                            Е.Н. Бубнова

Судьи                                                                                    А.Х. Хисамов

                                                                                              Н.А. Тюрина