496/2022-23288(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-18038/2022
г. Казань Дело № А55-23333/2021 31 мая 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2022 года. Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Мосунова С.В., Ольховикова А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей: заявителя – ФИО1, доверенность от 28.04.2022;
заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 16.05.2022; ФИО3, доверенность от 20.09.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.12.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022
по делу № А55-23333/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Самаранефть- Сервис» к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской
[A1] области о признании незаконными решения об аннулировании свидетельства о регистрации и решения об отказе в выдаче свидетельства о регистрации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Самаранефть-Сервис» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в котором просило:
- признать незаконным (недействительным) решение Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее – Управление, налоговый орган) от 29.01.2021 об аннулировании свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, регистрационный № 2 от 29.04.2020, принятое на основании подпункта 6 пункта 15 статьи 179.7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ);
- обязать Управление аннулировать свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, регистрационный № 2 от 29.04.2020, выданное Обществу, на основании подпункта 1 пункта 15 статьи 179.7 НК РФ в течение 15-ти календарных дней с даты вступления решения в законную силу;
- признать незаконным решение Управления от 18.02.2021 об отказе в выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, принятое по причине того, что ранее Обществом было получено свидетельство (от 29.04.2020, регистрационный № 2), аннулированное по решению Управления от 29.01.2021 на основании подпункта 6 пункта 15 статьи 179.7 НК РФ;
- обязать Управление выдать Обществу свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, действующего с налогового периода, в котором было аннулировано ранее
[A2] полученное свидетельство, регистрационный № 2 от 29.04.2020, в течение 15-ти календарных дней с даты вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.12.2021, оставленным без изменением постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022, заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя жалобы, по итогам 12 месяцев 2020 года у Общества соотношение объема производства продуктов переработки нефтяного сырья к объему нефтяного сырья, направленного на переработку, соответствовало значению 0,05 (средний показатель), в связи с чем Обществом не соблюдалось соотношение 0,1 и более, предусмотренное подпунктом 2 пункта 2 статьи 179.7 НК РФ, а потому оспариваемые решения налогового органа являются законными. Доводы Управления подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, Общество является организацией, осуществляющей переработку нефтяного сырья в целях получения товаров
[A3] в виде продуктов, выработанных из нефтяного сырья (прямогонный бензин, автомобильный бензин, авиационный керосин, дизельное топливо, средние дистилляты, высоковязкие продукты), одного или нескольких видов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179.7 НК РФ свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья (далее в настоящей статье – свидетельство), выдается российской организации, осуществляющей переработку нефтяного сырья (в том числе на основе договора об оказании такой организации услуг по переработке нефтяного сырья) в целях получения товаров в виде продуктов, выработанных из нефтяного сырья (прямогонный бензин, автомобильный бензин, авиационный керосин, дизельное топливо, средние дистилляты, высоковязкие продукты), одного или нескольких видов.
Обществом на основании статьи 179.7 НК РФ было получено свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья (регистрационный № 2 от 29.04.2020), поскольку Общество непосредственно осуществляет переработку нефтяного сырья на производственных мощностях, находящихся в аренде.
Кроме того, в Управление 01.02.2021 (вх. № 01-39/010819) поступило заявление Общества от 22.01.2021 № 30-1/21 о получении по тем же основаниям нового свидетельства, действующего с налогового периода, в котором было аннулировано ранее полученное свидетельство.
Управление, рассмотрев заявление Общества от 22.01.2021 № 29/21 об аннулировании свидетельства, приняло решение от 29.01.2021 об аннулировании свидетельства не на основании заявления
[A4] налогоплательщика, а руководствуясь подпунктом 6 пункта 15 и подпунктом 3 пункта 16 статьи 179.7 НК РФ по причине несоблюдения Обществом по истечении шести месяцев, девяти месяцев, и двенадцати месяцев 2020 года соотношения (не менее 0,1) объема прямогонного бензина, произведенного из полученного давальческого сырья, переданного по поручению собственника нефтяного сырья в соответствующих периодах на переработку в продукцию нефтехимии, прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол лицам, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина и (или) свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом к объему, полученного давальческого нефтяного сырья, направленного в соответствующем периоде.
Также Управление, рассмотрев заявление Общества от 22.01.2021 № 30-1/21 о выдаче нового свидетельства, руководствуясь подпунктом 5 пункта 8 статьи 179.7 НК РФ, приняло решение от 18.02.2021 об отказе в выдаче свидетельства по причине того, что ранее Обществом было получено свидетельство, аннулированное по решению Управления от 29.01.2021 на основании подпункта 6 пункта 15 статьи 179.7 НК РФ.
Общество, полагая незаконным решение Управления от 29.01.2021 об аннулировании свидетельства, что повлекло за собой принятие незаконного решения Управления от 18.02.2021 об отказе в выдаче нового свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, обратилось с жалобой в вышестоящий налоговый орган – Федеральную налоговую службу, решением которой от 12.07.2021 в удовлетворении жалобы было отказано, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу подпункта 1 пункта 15 статьи 179.7 НК РФ налоговые органы аннулируют свидетельство в случае представления организацией
[A5] заявления об аннулировании свидетельства, составленного в произвольной форме.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 15 статьи 179.7 НК РФ налоговые органы аннулируют свидетельство в случае, если по истечении первого квартала, или шести месяцев, или девяти месяцев, или двенадцати месяцев календарного года соотношение суммы объема автомобильного бензина класса 5, произведенного из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего организации на праве собственности (для организации, непосредственно осуществляющей переработку нефтяного сырья, в части полученного ею давальческого нефтяного сырья - на любых иных законных основаниях), реализованного ею (для организации, непосредственно осуществляющей переработку нефтяного сырья, в отношении объема автомобильного бензина класса 5, произведенного такой организацией из давальческого нефтяного сырья, - переданного ею собственнику давальческого нефтяного сырья и (или) по его поручению третьим лицам) на территории Российской Федерации в соответствующем периоде, объема прямогонного бензина, произведенного из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего организации на праве собственности (для организации, непосредственно осуществляющей переработку нефтяного сырья, в части полученного ею давальческого нефтяного сырья - на любых иных законных основаниях), реализованного ею (в случае производства из давальческого нефтяного сырья - переданного ею собственнику давальческого нефтяного сырья и (или) по его поручению третьим лицам) в соответствующем периоде на переработку в продукцию нефтехимии, прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол лицам, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина и (или) свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, и объема прямогонного бензина, произведенного из нефтяного сырья, направленного на переработку, переданного в структуре организации-
[A6] заявителя, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина и (или) свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, на переработку в продукцию нефтехимии, прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, к объему нефтяного сырья, принадлежащего организации на праве собственности (для организации, непосредственно осуществляющей переработку нефтяного сырья, в части полученного ею давальческого нефтяного сырья - на любых иных законных основаниях), направленного в соответствующем периоде на переработку, оказалось менее 0,1.
Как верно отметили суды первой и апелляционной инстанций, Управлением при принятии решения от 29.01.2021 об аннулировании свидетельства на основании подпункта 6 пункта 15 статьи 179.7 НК РФ не принято во внимание, что первоначально Обществом в произвольной форме подано заявление об аннулировании свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, выданного 29.04.2020 (регистрационный № 2), в связи с чем применение иных законоположений при рассмотрении заявления Общества не соответствует его волеизъявлению, изложенному в данном заявлении.
Других оснований, кроме как несоблюдение налогоплательщиком подпункта 6 пункта 15 и подпункта 3 пункта 16 статьи 179.7 НК РФ Управлением в решении от 29.01.2021 об аннулировании свидетельства не указано.
Вместе с тем, как установили суды из письма Управления от 29.01.2021, налоговый орган узнал о несоблюдении Обществом условий указанного выше соотношения (не менее 0,1) от самого Общества в ходе рассмотрения его заявления от 22.01.2021, а не в результате ранее проведенных мероприятий.
Как указал заявитель, налоговому органу было известно о показателях соотношения объема объекта налогообложения, однако указанные сведения налоговый орган сообщил ему лишь в письме
[A7] от 29.01.2021 № 21-29/02894 о направлении решения от 29.01.2021 об аннулировании свидетельства.
Судами из материалов дела установлено, что Общество подавало в налоговый орган декларации по акцизам ежемесячно не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным (за февраль 2020 года – 25.05.2020, за март 2020 года – 25.06.2020, за апрель 2020 года – 27.07.2020, за май 2020 года – 25.08.2020, за июнь 2020 года – 25.09.2020, за июль 2020 года – 25.10.2020, и т.д.), что налоговым органом не оспаривалось.
Кроме того, налоговый орган проводил камеральные проверки по сданным декларациям заявителя, в ходе которых было выявлено, что он не соблюдает соотношение (коэффициент), установленное подпунктом 6 пункта 15 статьи 179.7 НК РФ.
Таким образом, с 25.09.2020 (в день подачи налоговой декларации за июнь 2020 года), то есть по истечении 6 месяцев календарного года, налоговый орган был проинформирован о том, что соотношение объема прямогонного бензина, произведенного из полученного давальческого нефтяного сырья, переданного по поручению собственника нефтяного сырья (ООО «Нефтяная компания Ресурс Нефть») в соответствующих периодах на переработку в продукцию нефтехимии, прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол лицам, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина (ПАО «СИБУР ХОЛДИНГ»), к объему, полученного давальческого нефтяного сырья, направленного в соответствующем периоде на переработку составило менее 0,1 (по декларации Общества – 0,06), о чем налоговый орган указывает в своем письме от 29.01.2021 № 21-29/02894 о направлении решения об аннулировании свидетельства.
С учетом изложенного суды правомерно сделали вывод о том, что по состоянию на 27.09.2020 налоговый орган знал о несоблюдении соотношения и не был лишен возможности проводить дополнительные
[A8] мероприятия по налоговому контролю в виде получения недостающих сведений. Однако в период действия свидетельства от 29.04.2020 № 2 в течение 2020 года Управление не предпринимало никаких мер к Обществу в связи с несоблюдением им соотношения, установленного подпунктом 2 пункта 2 статьи 179.7 НК РФ, и только после того, как заявитель сам добровольно обратился с заявлением об аннулировании свидетельства на основании подпункта 1 пункта 15 статьи 179.7 НК РФ, Управление приняло решение об аннулировании свидетельства на основании подпункта 6 пункта 15 и подпункта 3 пункта 16 статьи 179.7 НК РФ, проигнорировав тем самым заявление Общества об аннулировании свидетельства, допустив нарушение положения подпунктов 1, 6 пункта 15 статьи 179.7 НК РФ.
Как посчитали суды, в случае, если налогоплательщик сам подал заявление об аннулировании свидетельства, то налоговый орган обязан принять решение об аннулировании свидетельства по заявлению налогоплательщика (подпункт 1 пункта 15 статьи 179.7 НК РФ). Какого-либо расширительного толкования статья 179.7 НК РФ не допускает. Конкретные случаи, когда налогоплательщик может по своей инициативе подать заявление об аннулировании свидетельства, в статье 179.7 НК РФ не указаны. Аннулирование свидетельства налоговым органом по его инициативе на основании подпункта 6 пункта 15 статьи 179.7 НК РФ должно происходить в том случае, если налоговый орган самостоятельно выявил нарушение несоблюдения налогоплательщиком данной нормы права в срок до подачи самостоятельного заявления налогоплательщиком об аннулировании свидетельства. Такое толкование нормы соответствует принципу справедливости.
При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу о том, что налоговый орган вышел за пределы требования Общества, изложенного в заявлении об аннулировании, и принял решение по порочащим заявителя основаниям, в связи с чем решение Управления
[A9] от 29.01.2021 об аннулировании свидетельства следует признать недействительным, а мотивировочная часть решения об аннулировании свидетельства должна быть составлена на основании подпункта 1 пункта 15 статьи 179.7 НК РФ.
Также судами установлено, что в соответствии с пунктом 17 статьи 179.7 НК РФ в тот же налоговый период, в котором было подано заявление об аннулировании свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, Обществом было подано заявление от 22.01.2021 № 30-1/21 о получении по тем же основаниям нового свидетельства, действующего с налогового периода, в котором было аннулировано ранее полученное свидетельство. Весь необходимый комплект документов, подлежащий представлению вместе с заявлением о выдаче свидетельства в соответствии с пунктом 6 статьи 179.7 НК РФ, Обществом был сдан в Управление.
Налоговый орган принял указанное заявление, направил уведомление Обществу о предоставлении недостающих документов, принял от него недостающие документы, рассмотрел заявление по существу и вынес решение об отказе в выдаче свидетельства, руководствуясь подпунктом 5 пункта 8 статьи 179.7 НК РФ.
В подпункте 5 пункта 8 статьи 179.7 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган отказывает в выдаче свидетельства в случае, если организация-заявитель ранее получала свидетельство, которое было аннулировано в период с 01.03.2020 по 31.12.2021 включительно, и (или) к организации-заявителю перешли права пользования и (или) распоряжения производственными мощностями, указанными в свидетельстве организации, свидетельство которой было аннулировано в указанный период (за исключением случая, указанного в пункте 5.5 настоящей статьи), и (или) организация-заявитель заключила договор об оказании ей услуг по переработке нефтяного сырья с организацией, непосредственно осуществляющей указанную переработку, и с такой организацией ранее
[A10] был заключен договор об оказании услуг по переработке нефтяного сырья другой организацией и у этой другой организации было аннулировано свидетельство в период с 01.03.2020 по 31.12.2021 включительно. Положения настоящего подпункта не применяются в случае, если аннулирование свидетельства производится по заявлению налогоплательщика при получении им по тем же основаниям нового свидетельства, действующего с налогового периода, в котором было аннулировано ранее полученное свидетельство.
В решении Управления от 18.02.2021 указана единственная причина отказа в выдаче свидетельства: ранее Обществом было получено свидетельство от 29.04.2020 (регистрационный № 2), аннулированное по решению Управления от 29.01.2021 (то есть в период с 01.03.2020 по 31.12.2021) на основании подпункта 6 пункта 15 статьи 179.7 НК РФ. Иных оснований отказа в выдаче свидетельства в решении от 18.02.2021 Управления не указано.
Учитывая, что решение Управления от 29.01.2021 об аннулировании свидетельства признано недействительным, принимая во внимание, что Управлением не применены положения норм материального права, а именно подпункт 1 пункта 15 статьи 179.7 НК РФ и последнее предложение подпункта 5 пункта 8 статьи 179.7 НК РФ, установив, что Общество действовало разумно и добросовестно, при этом любые сомнения должны трактоваться в пользу налогоплательщика, а действия налогового органа при изложенных обстоятельствах не могут считаться законными, суды сделали правильный вывод о том, что Управлением принято незаконное решение от 18.02.2021 об отказе в выдаче свидетельства.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, суды правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования.
[A11] Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.12.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 по делу № А55-23333/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Э.Т. Сибгатуллин
Судьи С.В. Мосунов
А.Н. Ольховиков