НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 24.03.2022 № А72-9826/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-16371/2022

г. Казань Дело № А72-9826/2021

31 марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Хакимова И.А., Мухаметшина Р.Р.,

в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021

по делу № А72-9826/2021

по заявлению акционерного общества «Ульяновскцемент» (ИНН 7321000069, ОГРН 1027301056562, г. Новоульяновск, Ульяновская область) о признании недействительным уведомления Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 7325019720, ОГРН 1027301167046, г. Ульяновск) от 28.04.2021 № 15819,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Ульяновскцемент» (далее – АО «Ульяновскцемент», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным уведомления Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд, ответчик) от 28.04.2021 №15819 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обязании ответчика установить обществу с 01.01.2021 размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,6% в соответствии с ОКВЭД 52.24 (транспортная обработка грузов).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.10.2021 по делу № А72-9826/2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021, уведомление Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 28.04.2021 №15819 об определении акционерному обществу «Ульяновскцемент» 15 -го класса профессионального риска в соответствии с ОКВЭД 08.11.2 (добыча и первичная обработка известняка и гипсового камня) признано недействительным. Суд обязал Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации установить акционерному обществу «Ульяновскцемент» с 01.01.2021 размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,6% в соответствии с ОКВЭД 52.24 (транспортная обработка грузов).

В кассационной жалобе Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.

Согласно статьям 21 и 22 Федерального закона № 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска; страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

До подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году.

В соответствии с пунктами 2, 8, 9 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами, который определяемый страхователем самостоятельно по итогам предыдущего года с наибольшим удельным весом в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.

Как установлено пунктами 13 и 14 Правил, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.

Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.

Пунктом 5 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.01.2006 № 55 «Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами» (далее - Порядок), предусмотрено, что в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.

В соответствии с пунктом 56, 57, 58 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по подтверждению основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом ФСС РФ от 25.04.2019 № 230, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, после принятия документов, предусмотренных пунктами 13 - 15 Регламента, осуществляет проверку полноты и правильности заполнения представленных заявителем документов, а также на предмет соответствия указанных документов действующему законодательству Российской Федерации.

Документы, указанные в пунктах 13 - 15 Регламента, необходимые для предоставления государственной услуги, рассматриваются должностным лицом территориального органа Фонда, ответственным за предоставление государственной услуги, только после получения территориальным органом Фонда полного комплекта документов на бумажном носителе или в электронной форме.

Рассмотрение полного комплекта документов, предусмотренных пунктами 13 - 15 настоящего Регламента, осуществляется должностным лицом территориального органа Фонда, ответственным за предоставление государственной услуги, в течение 7 рабочих дней с даты получения всех необходимых документов.

В соответствии с пунктом 48 Регламента в случае, если представлен неполный комплект документов, предусмотренных пунктами 13 - 15 Регламента, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за прием документов, информирует заявителя (представителя) о недостающих документах, необходимых для представления заявителем (представителем) в территориальный орган Фонда: при личном обращении заявителя - в день их приема, а при направлении документов через Единый портал, сайт подтверждения ОВЭД, многофункциональный центр или с использованием средств почтовой связи - в пятидневный срок с даты приема документов.

Судами установлено, что общество зарегистрировано в Фонде в качестве страхователя с 04.03.2004, регистрационный номер 7318000107.

Заявление общества о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложением пакета документов поступило в Фонд с пропуском срока - 20.04.2021. Общество заявило о подтверждении основного вида экономической деятельности - производство цемента (код по ОКВЭД 23.51), относящегося к 9-му классу профессионального риска. Данный вид деятельности был указан по аналогии с предыдущими периодами в соответствии с данными Единого государственного реестра юридических.

При этом просительная часть заявления, поданного обществом в арбитражный суд, содержит требование обязать ответчика установить обществу с 01.01.2021 размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,6% в соответствии с ОКВЭД 52.24 (транспортная обработка грузов).

Оспариваемым уведомлением от 28.04.2021 № 15819 Фонд уведомил общество об определении в отношении него 15-го класса профессионального риска в соответствии с заявленным видом деятельности – «добыча и первичная обработка известняка и гипсового камня» (код по ОКВЭД - 08.11.2).

Фактически производственная деятельность общества приостановлена с 01.06.2018 на срок до 02.06.2021, в этой связи деятельность по производству цемента в указанный период не осуществлялась.

В 2020 году общество оказывало третьим лицам услуги по перевалке цемента -осуществляло перевалку цемента из поступающих транспортных средств в ж/д вагоны и исполняло функции грузоотправителя на принадлежащих обществу железнодорожных путях. Данный вид деятельности общества указан в качестве дополнительного в Едином государственном реестре юридических лиц – «Транспортная обработка грузов», код по ОКВЭД 52.24, соответствующий 5-му классу профессионального риска, и страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,6 %.

Данные обстоятельства изложены также в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу за 2020 год, которая была предоставлена в Фонд вместе с заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности. Согласно пояснительной записке доходы от производства и реализации цемента в 2020 году у общества отсутствовали, наибольший удельный вес в выручке составил доход от услуг по перевалке навального цемента.

Поскольку в предоставленных обществом документах имелись противоречия (согласно пояснительной записке к бухгалтерскому балансу за 2020 год основной вид деятельности общества для целей установления класса профессионального риска – «Транспортная обработка грузов» (код по ОКВЭД 52.24), согласно справке-подтверждению – «Производство цемента» (код по ОКВЭД 23.51), суды указали на наличие у Фонда возможности установить, что фактически основным видом деятельности общества в 2020 году была транспортная обработка грузов. Однако заявление общества и приложенные к нему документы Фондом безосновательно не учтены.

Суды отметили, что ошибка страхователя при определении в заявлении и справке-подтверждении основного вида экономической деятельности (при наличии доказательств осуществления страхователем иного основного вида экономической деятельности) не может являться безусловным основанием для отказа в расчете страховых платежей с использованием иного страхового тарифа и возврате излишне уплаченных страховых взносов.

Виды деятельности плательщика-организации, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.

Фактически размер страхового тарифа определен Фондом в отсутствие доказательств фактического осуществления страхователем такой деятельности.

Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.

Из анализа положений пункта 5 Порядка усматривается, что страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; а Фонд должен оценить эти документы и определить размер страхового тарифа с их учетом.

Рассматривая доводы Фонда, суды указали, что заявление АО «Ульяновскцемент» о подтверждении основного вида экономической деятельности и приложенные к нему необходимые документы поступили в УРО ФСС 20.04.2021, то есть до принятия обжалуемого уведомления. В этой связи УРО ФСС должно было принять решение с учетом поступивших от общества документов.

Таким образом, суды пришли к выводу, что основным видом деятельности АО «Ульяновскцемент» в 2020 году фактически являлась транспортная обработка грузов (код по ОКВЭД 52.24), и признали оспариваемое уведомление незаконным.

В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суды признали необходимым обязать Фонд установить обществу с 01.01.2021 размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,6% в соответствии с ОКВЭД 52.24 (транспортная обработка грузов).

Судебная коллегия находит выводы судов основанными на правильном применении норм права и соответствующими имеющимся в деле доказательствам.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и не опровергают выводы судов. Несогласие подателя жалобы с оценкой судами фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены судебных актов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Нарушений судами норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу № А72-9826/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Н. Ольховиков

Судьи И.А. Хакимов

Р.Р. Мухаметшин