НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 23.08.2011 № А06-7295/2010

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А06-7295/2010

23 августа 2011 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мосунова С.В.,

судей Закировой И.Ш., Гильмановой Э.Г.,

в отсутствие:

заявителя – извещен, не явился,

ответчика – извещен, не явился,

третьего лица – извещено, не явилось,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу финансового отдела администрации муниципального образования «Казымякский район» Астраханской области

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.03.2011 (судья Гущина Т.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)

по делу № А06-7295/2010

по иску муниципального образования финансового отдела администрации муниципального образования «Казымякский район» Астраханской области к главе крестьянского-фермерского хозяйства «Чередник» Чередник Николаю Константинровичу о взыскании 653 462,60 рублей, при участии третьих лиц: управления сельского хозяйства администрации муниципального образования «Казымякский район», Территориального управления Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору в Астраханской области,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось муниципальное образование в лице финансового отдела администрации муниципального образования «Камызякский район» (далее – Финансовый отдел администрации, заявитель) с исковым заявлением к главе крестьянско?фермерского хозяйства «Чередник» Чередник Н.К. (далее – КФХ «Чередник», ответчик) о взыскании 653 464,60 рублей – представленных субсидий сельскохозяйственным производителям, как излишне израсходованных.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 01.03.2010, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Финансовый отдел администрации просит отменить состоявшиеся судебные акты, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

В отзыве на кассационную жалобу ответчик, полагая судебные акты судов первой и апелляционной инстанции обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Одновременно ответчик ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.

Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей суд не обеспечили.

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.

Согласно акту проверки, проведенной Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области от 14.07.2010, в нарушение пункта 3.6.2 «Порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных образований из бюджета Астраханской области на осуществление государственных полномочий Астраханской области по поддержке сельскохозяйственного производства», утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 26.05.2009 № 240-П (в ред. Постановления правительства Астраханской области от 12.11.2009 № 605-П) выплата субсидии КФХ «Чередник» произведена из расчета плановых затрат на строительство и реконструкцию животноводческих помещений, а не из расчета фактически произведенных затрат, вследствие КФХ «Чередник» излишне выплачена субсидия на сумму 653 464,6 рублей.

На основании указанного акта Финансовый отдел администрации обратился в арбитражный суд с иском о взыскании суммы представленных субсидий в размере 653 464,6 рублей, как излишне полученной ответчиком по затратам, произведенным в 2009 году.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на то, что вся сумма полученных субсидий использована по назначению, и КФХ «Чередник» выполнило условия соглашения, заключенного с Министерством сельского хозяйства Астраханской области.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

В кассационной жалобе заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11.06.2009 № 5 предусмотрен возврат в бюджет неиспользованных по состоянию на 1 января очередного финансового года остатков целевых средств. По мнению заявителя, судами не правильно применены нормы материального права по данному делу.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная поддержка производства сельхозпродукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, по следующим основным направлениям: развитие племенного животноводства, обеспечение производства продукции животноводства, обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей (пункты 3,5,7 части 1 статьи 7 Закона № 264-ФЗ).

Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона № 264-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Во исполнение вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 Правительство Астраханской области своим постановлением от 12.11.2009 № 604-п утвердило отраслевую целевую Программу «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Астраханской области на 2009-2011 годы».

На поддержку Программы по «Камызякскому району» в 2009 году было выделено 16 027 000 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 11 313 000 рублей, областного бюджета 4 714 000 рублей.

Полученная субсидия управлением сельского хозяйства Муниципального образования «Камызякский район» перечислена КФХ «Чередник».

Средства субсидии перечислены КФХ «Чередник» на основании представленных в управление сельского хозяйства муниципального образования «Камызякский район» двух сводных справок-расчетов потребности в субсидии на компенсацию части затрат на строительство и реконструкцию животноводческих помещений в 2009 году.

В ходе проведенной Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области проверки правомерности получения КФХ «Чередник» субсидий административный орган пришел к выводу, что выплата субсидии произведена из расчета плановых затрат на строительство и реконструкцию животноводческих помещений, а не из расчета фактически произведенных затрат, вследствие чего КФХ «Чередник» излишне выплачена субсидия на сумму 653 464,6 рублей.

На основании акта от 14.07.2010 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области Финансовый отдел администрации обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В рассматриваемом случае законных оснований для возврата КФХ «Чередник» в бюджет полученных субсидий не имеется, поскольку Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, заключенное между Министерством сельского хозяйства Астраханской области, Администрацией муниципального образования «Камызякинский район» и КФХ «Чередник» о предоставлении субсидии для реализации проекта «Строительство коровника на 100 голов» недействительным не признано.

Субсидии были выделены из федерального бюджета в местный бюджет, из местного бюджета субсидии перечислены КФХ «Чередник» в 2009 в полном объеме, поступили в собственность хозяйства, которое, в свою очередь, затратило данные средства в рамках Программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Астраханской области на 2009-2011 годы» в период 2009-начало 2010 годов по целевому назначению, что подтверждается, в том числе, и актом проверки Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области от 14.07.2010.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.03.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 по делу № А06-7295/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судьяС.В. Мосунов

СудьиИ.Ш. Закирова

Э.Г. Гильманова