НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 23.03.2021 № А65-36255/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-1386/2021

г. Казань                                                 Дело № А65-36255/2019

24 марта 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Савкиной М.А.,

судей Хакимова И.А.,  Кормакова Г.А.,

при участии представителей:

акционерного общества «Экосервис» – Салимова Д.Ш., доверенность от 20.01.2021; Бикзануровой А.Р., доверенность от 20.01.2021,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрел в открытом  судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Экосервис»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020

по делу № А65-36255/2019

по исковому заявлению Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1041628218763, ИНН 1659053849) к акционерному обществу «Экосервис» (ОГРН 1061644054988, ИНН 1644037227) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год пени,

третье лицо: Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам,

УСТАНОВИЛ:

Волжско-Камское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Акционерному обществу «Экосервис», с учетом уточненных исковых требований  в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 8 035 381,09 руб., пеней в размере 555 847,48 руб.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020, исковые требования Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования удовлетворены частично.

С АО «Экосервис» в пользу Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования взыскано 5 669 608,44 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду, 228 107,24 руб. пеней.

АО «Экосервис», не согласившись с принятыми по делу судебными актами в удовлетворенной части, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, АО «Экосервис» эксплуатирует полигон по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский район, в границах землепользования ОАО им. Н.Е. Токарликова.

АО «Экосервис» в Управление Росприроднадзора была представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год.

При рассмотрении представленных документов Управлением Росприроднадзора выявлено следующее:

1. По имеющейся инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в Управлении Росприроднадзора, а также в соответствии с заявкой по объекту негативного воздействия Полигон ТБО по источнику выбросов № 6004 образуется выброс метана в количестве 1457,939183000000 т/год, который не указан в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год.

2. в разделе 3.1 не произведено начисление за размещение на полигоне твердых коммунальных отходов:

- 73310001724 мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – 54 121,74 т.;

- 74111911724 остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе – 560,54т.;

- 73121101724 отходы с решеток станции снеготаяния – 196,58 т.;

- 73130002205 растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками – 140,49 т.;

- 73111002215 отходы из жилищ крупногабаритные- 1,78482 т.;

- 73111001724 отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) – 24 902,87 т.; начислена плата за размещение отходов отчетности 2-тп-отход, 2-тп-воздух за 2018 год, поданным Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам.

В результате Управлением Росприроднадзора до начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 787 287,16 руб. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами и пени в размере 90 669,24 руб., 7 581 725,67 руб. платы за размещение отходов потребления и пени в размере 873 162,07 руб., что отражено в акте контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 08.11.2019.

08.11.2019 АО «Экосервис» выставлено требование № 09-19639 о доначислении и до внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 787 287,16 руб. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 90 669,24 руб. пени за несвоевременное и неполное внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; 7 581 725,67 руб. за размещение отходов; 873 162,07 руб. пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов производства и потребления в размере 873 162,07 руб.

Поскольку в добровольном порядке плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год и соответствующие пени АО «Экосервис» не оплатил, Волжско-Камское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования в части и взыскивая с АО «Экосервис» в пользу Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 5 669 608,44 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду, 228 107,24 руб. пеней, суды первой и апелляционной инстанции исходили из доказанности материалами дела  факта наличия задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год.

Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами суда первой и апелляционной инстанции, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права в силу следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В статье 16 Закона об охране окружающей среды определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно пункту 2 Правил № 255 плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее – размещение отходов).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 255 плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.

Согласно пункту 8 Правил № 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 131 б-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением № 913 и постановлением № 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее – стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).

Пунктами 9 - 10 Правил № 255 определено, что платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в  отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; б) в отношении каждого класса опасности отходов.

При определении платежной базы учитываются: а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов; б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее – лимиты на выбросы и сбросы); в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте «б» настоящего пункта; г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Согласно пункту 12 Правил № 255 при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 Правил.

В силу пункта 4 Правил № 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

В соответствии с пунктом 47 Правил № 255 при неисполнении в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, требования о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации до начисленной платы и пеней, администратор платы начинает процедуру взыскания платы в судебном порядке.

Исследовав и оценив представленные в дело документы в их взаимосвязи и совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год АО «Экосервис» не указан выброс метана и не произведено начисление за размещение на полигоне твердых коммунальных отходов (мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе, отходы с решеток станции снеготаяния, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, отходы из жилищ крупногабаритные); данные отходы были указаны в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год; АО «Экосервис» не указанно в декларации все количество отходов; суды первой и апелляционной инстанции сделали вывод, что Управлением в соответствии с пунктами 17, 21 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», с учетом имеющегося разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Постановления Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»; с учетом частичной погашения задолженности и отсутствии оснований для начисления платы за размещение на полигоне ТБО за «отходы из жилищ несортированные (73111001724)» в размере 2 365 772,65 руб. правомерно предъявлена ко взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 5 669 608,44 руб. и 228 107,24 руб. пени.

При этом, судами принято во внимание, что основным видом деятельности АО «Экосервис» является обращение с отходами, размещение, обезвреживание, хранение (захоронение).

АО «Экосервис» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности на полигоне ТБО Альметьевского района, выданную Росприроднадзором.

Фактически деятельность по размещению ТКО в 2018 году осуществляло АО «Экосервис», и им не оспаривается.

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году должно нести именно АО »Экосервис», как оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, непосредственно осуществляющий деятельность по их размещению.

Далее, согласно пункту 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Факт осуществления в спорный период деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду, АО «Экосервис» не оспаривал, в соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ доказательств обращения в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 2018 году не представил.

При указанных обстоятельств, основан на материалах дела и нормах права вывод судебных инстанций, что Управление правомерно применило повышающий коэффициент при расчете платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух за период с 02.10.2018 по 31.12.2018.

Также, Управлением заявлено требование о взыскании пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов потребления за 2018 год.

В силу части 4 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки; пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.

Следовательно, в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду пени начисляются начиная со 2 марта года, следующего за отчетным годом (Письмо Минприроды России от 25.03.2016 № 06-09-44/5872 «О разъяснениях по плате»), и подлежат исчислению за каждый календарный день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни.

По смыслу Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденного Президиумом ВС РФ 19.10.2016, должна применяться действующая на дату вынесения решения ставка, в случае, когда одновременно с взысканием пени заявлено требование о взыскании задолженности (поскольку отсутствует дата фактической оплаты задолженности).

Таким образом, исходя из ключевой ставки Банка России на день вынесения решения суда (4,25 %), с учетом частичного удовлетворения требования о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду, суды первой и апелляционной инстанции за период с 04.03.2019 по 12.12.2019 правомерно определили размер пеней, подлежащих взысканию, который составил 228 107,24 руб.

Доводы, приведенные заявителем кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.

Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств не влечет признанию принятого по делу судебного решения незаконным.

Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном не применении судами первой и апелляционной инстанции понижающего коэффициента в размере 0,3 % отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку согласно материалам дела указанный довод не заявлялся АО «Экосервис» при рассмотрении спора нижестоящими инстанциями. Кроме того, с апелляционной жалобой в суд апелляционной инстанции на несогласие с принятом по делу решением суда первой инстанции о частичном удовлетворении требований обращалось Управление.

Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 по делу № А65-36255/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                                      М.А. Савкина

Судьи                                                                                    И.А. Хакимов

                                                                                              Г.А. Кормаков