НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 23.01.2024 № А06-1674/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-12430/2023

г. Казань Дело № А06-1674/2023

24 января 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года

Полный текст постановления изготовлен 24 января 2024 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хлебникова А.Д.,

судей Мосунова С.В., Ольховикова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пантиной Л.Т. (протоколирование ведется путем использования систем вебконференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)

при участии представителей:

Межрегионального управления Федеральной службы по надзору сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям – ФИО1, доверенность от 09.01.2024,

В Арбитражном суде Поволжского округа:

АО «Волжский трубный завод» - ФИО2, доверенность от 07.07.2022

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям на решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 июля 2023 года и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

по делу № А06-1674/2023

по заявлению акционерного общества «Волжский трубный завод» (404119, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (414000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду.

установил:

акционерное общество "Волжский трубный завод" (далее - АО "ВТЗ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о взыскании с Межрегионального управления Федеральной службы по надзору сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее - Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, Управление, административный орган) излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за периоды 2019-2020 годы в размере 8 838 473,85 руб.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 4 июля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2023 года, заявленные требования удовлетворены, с Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям в пользу АО "ВТЗ" взыскана излишне уплаченная (взысканная) плата за НВОС за периоды 2019-2020 годы в размере 8 838 473,85 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 67 192 руб.

Не согласившись с судебными актами по делу, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить в части взыскания излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС за 2019 год в размере 4557225,22 руб.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель Общества в судебном заседании, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит суд отказать в удовлетворении кассационной жалобы Управления.

Кассационная жалоба не содержит доводов в части взыскания излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС за 2020 год, в связи с чем в данной части судебные акты не являются предметом кассационного рассмотрения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 274, 285, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителя кассационной жалобы, суд округа приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "ВТЗ" является владельцем объекта размещения отходов - полигона захоронения отходов производства и потребления 3-4-5 классов опасности (далее - Полигон).

В целях подтверждения исключения НВОС общество направляло в адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ежегодные отчеты о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории Полигона и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2019-2020 годы.

17 февраля 2020 года Управление, рассмотрев представленный заявителем отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на Полигоне захоронения отходов производства и потребления 3-4-5 классов опасности за 2019 год (далее - отчет за 2019 год), письмом N 02-08/2018 сообщило обществу, что представленный им отчет не содержит объективных и достоверных сведений, в том числе в части отсутствия НВОС, а выводы об отсутствии НВОС от полигона не обоснованы, в связи с чем административному органу не представляется возможным подтвердить снятие НВОС.

18 марта 2020 года заявитель направил в Управление пояснения о том, что технология захоронения отходов и обустройства принадлежащего обществу Полигона соответствует критериям наилучших доступных технологий (НДТ) и рекомендована в Информационно-техническом справочнике ИТС 17-2016 "Размещение отходов производства и потребления" (Приказ Росстандарта от 15.12.2016 N 1885 "Об утверждении информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям "Размещение отходов производства и потребления", опубликован 20 декабря 2016 года). Также заявитель указал, что данная технология позволяет исключить НВОС размещаемых отходов производства и потребления не только в период эксплуатации Полигона, но и на длительное время после вывода объекта из эксплуатации - используемая для обустройства карт геомембрана сохраняет свои противофильтрационные свойства более чем 100-150 лет. В связи с этим заявитель просил Управление повторно рассмотреть отчет за 2019 год на соответствие требованиям законодательства, предъявляемым к Полигонам для размещения отходов производства и потребления.

02 июня 2020 года заявитель повторно направил в Управление пояснения с просьбой рассмотреть отчет за 2019 год, пояснения и прилагаемые документы для принятия решения о воздействии/отсутствия воздействия Полигона захоронения отходов производства и потребления на окружающую среду.

Письмом от 02.07.2020 N 02-05/9824 Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям по результатам пересмотра отчета за 2019 год и более детального его изучения сообщило заявителю, что данный отчет и материалы к нему приняты административным органом и являются корректными.

За отчетный период 2019 года в качестве платы за размещение отходов в составе платы за НВОС Обществом начислена и внесена сумма 4557225,22 руб.

Согласно двухстороннему акту сверки расчетов плательщика по плате за НВОС за 2019 год от 10.10.2022 по сведениям Управления у Общества имеется переплата 96,79 руб., по сведениям АО "ВТЗ" переплата составляет 4 557 225,22 руб., поскольку административным органом в графе расчетов необоснованно отражено начисление платы за размещение отходов в размере 4 557 128,43 руб. и не учтено решение Управления, изложенное в письме от 02.07.2020 N 02-05/9824, о признании корректным отчета за 2019 год о подтверждении исключения НВОС.

27 октября 2022 года АО "ВТЗ" обратилось в адрес административного органа с заявлением о возврате сумм излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 и 2020 годы в размере 8 767 531,32 руб.

14 ноября 2022 года Управлением вынесено решение N 42 об отказе в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС в размере 8 767 531,32 руб. в связи с отсутствием подписанных без разногласий актов сверки.

Поскольку возврат переплаты административным органом не был осуществлен, Общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании переплаты в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, в части взыскания переплаты за 2019 год суды первой и апелляционной инстанций исходили из обоснованности заявленных требований в связи с принятием Управлением отчета общества за 2019 год и признанием его корректным.

Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств дела.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду (НВОС) является воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии с пунктом 2 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 N 467 (далее - Положение N 467), исключение НВОС объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, проводимого собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее соответственно - лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, мониторинг).

Обоснованием исключения НВОС объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ (пункт 3 Положения N 467).

В силу пункта 6 Положения N 467 лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, подготавливают отчет о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение НВОС объектов размещения отходов (далее - отчет), который является основанием для принятия решения соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о подтверждении исключения НВОС объектов размещения отходов.

Отчет оформляется на бумажном носителе в 2 экземплярах, один из которых хранится у лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, а 2-й экземпляр отчета вместе с его электронной версией на электронном носителе и сопроводительным письмом в уведомительном порядке представляется ежегодно, до 15 января года, следующего за отчетным годом, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объекта размещения отходов (пункт 7 Положения N 467).

Согласно пункту 10 Положения N 467 территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, осуществляет сопоставление изложенной в нем информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в рамках взаимодействия и обмена информацией на региональном уровне, предусмотренных соглашением о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, или путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

По результатам указанного сопоставления территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в недельный срок принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения НВОС объекта размещения отходов и информирует об этом лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте.

Судами установлено, что отчет АО "ВТЗ" за 2019 год, содержащий вывод о подтверждении исключения НВОС объекта размещения отходов, и материалы к нему приняты административным органом и признаны корректными (письмо от 02.07.2020 N 02-08/9824).

Арбитражным судом апелляционной инстанции отклонен довод административного органа о том, что наличие письма Управления от 02.07.2020 N 02-08/9824 о принятии и признании корректными отчета общества за 2019 год и материалов к нему не свидетельствует о принятии Управлением решения о подтверждении исключения НВОС объекта размещения отходов АО "ВТЗ" за 2019 год, поскольку в принятом и признанном корректным отчете за 2019 год отражено подтверждение по результатам мониторинга при эксплуатации Полигона исключение НВОС.

Судом отмечено то, что специальная форма решения о подтверждении (неподтверждении) исключения НВОС объекта размещения отходов Положением N 467 не предусмотрена.

В связи с чем, суды пришли к верному выводу о том, что отсутствуют основания полагать, что Управлением не принято положительное решение по отчету за 2019 год, с учетом информации о его принятии и признании корректным.

Установление судами данного обстоятельства не подменяет собой решения административного органа по вопросам, отнесенным к его компетенции, а лишь констатирует факт наличия решения о подтверждении исключения НВОС объекта размещения отходов АО "ВТЗ" за 2019 год.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ определено, что плата за НВОС взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В соответствии с частью 1 статьи 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Частью 1 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О, отмечено, что платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором, поскольку взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды.

Согласно части 2 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (за исключением платы за размещение отходов, вносимой в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта) признается календарный год.

В силу части 2 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ плата за НВОС подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за НВОС (далее - Правила N 255).

Контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункты 4, 37 Правил N 255).

Согласно части 2 статьи 16.5 Федерального закона N 7-ФЗ излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода.

В соответствии со статьей 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

Пунктом 36 Правил N 255 установлено, что сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Службой, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения соответствующего заявления.

Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334 утвержден Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС (далее - Порядок N 334), которым также утверждена форма акта сверки по плате за НВОС.

Пунктом 2 Порядка N 334 предусмотрено, что суммы излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС подлежат зачету в счет будущего отчетного периода или возврату лицу, обязанному вносить плату. Зачет сумм излишне уплаченной (взысканной) платы производится по тем видам НВОС (кодам бюджетной классификации), а также по кодам Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований, по которым лицом, обязанным вносить плату, исчислялась и вносилась плата.

Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по месту нахождения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на которых лицами, обязанными вносить плату, осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность, и куда данными лицами представляется декларация о плате (пункт 4 Порядка N 334).

В силу пункта 5 Порядка N 334 зачет или возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора на основании заявления лица, обязанного вносить плату, о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущего отчетного периода или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в срок не позднее 3 месяцев с даты получения территориальным органом Росприроднадзора заявления о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущего отчетного периода или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.

В соответствии с пунктом 6 Порядка N 334 к заявлению о возврате/зачете прилагается акт сверки расчетов сумм платы за НВОС, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату.

В силу пунктов 9, 10, 12, 13 Порядка N 334 результатом рассмотрения обращения заявителя являются решение о зачете, решение о возврате, решение об отказе в зачете или в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.

Судами установлено, что внесение заявителем платы за НВОС за 2019 год (с учетом зачета за данный период платы, излишне внесенной за прошлые периоды) подтверждено представленными в материалы дела платежными поручениями и соответствующими решениями Управления о зачете.

27 октября 2022 года Обществом в адрес Управления в установленном порядке в пределах срока исковой давности направлено заявление о возврате сумм излишне уплаченной платы за НВОС за 2019-2020 года на общую сумму 8 767 531,32 руб. с приложением подтверждающих указанную сумму переплаты документов, копий платежных поручений, деклараций, актов сверок с отражением пояснений общества относительно расхождения указанных в них сумм переплаты.

Замечания Управления по актам сверки с учетом пояснений Общества отсутствуют.

С учетом принятия Управлением и признании корректным отчета общества за 2019 год, внесения платы за НВОС за отчетный период 2019 год в отсутствие доказательств наличия такого НВОС в спорный период, отсутствия замечаний по представленному обществом акту сверки, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении иска АО "ВТЗ" о возврате сумм излишне уплаченной платы за НВОС за 2019 год.

Суд кассационной инстанции находит, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанций надлежаще мотивированы и аргументированы, основаны на полном исследовании представленных доказательств, совокупность которых была достаточной для вынесения по делу решения и постановления.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного органа по спору, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств спора.

Приведенные доводы не опровергают выводов судов, не подтверждают нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, по сути, направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.

Нарушений судами норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 04.07.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 по делу N А06-1674/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Д. Хлебников

Судьи С.В. Мосунов

А.Н. Ольховиков