ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
председательствующего Газизовой Г.Ю.,
судей Желаевой М.З., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии
от истца: Черкесов В.Н. – начальник юридического отдела ЗАО «Региональная энергетическая служба» по доверенности № 178 от 19.10.2006 г., Шейкин С.И. по доверенности № 203 от 20.12.2006 г.,
от ответчика: Козырева И.Г. начальник юридического отдела Департамента финансов администрации Волгограда по доверенности № 12-05/1269 от 23.06.2006 г.,
от 3-его лица: Чуприкова Г.А. - заместитель начальника правового управления администрации города Волгограда по доверености № 05-НД/115 от 18.12.2006 г.,
от третьего лица: ОАО «ИВЦ ЖКХ И ТЭК Волгограда», Региональной службы по тарифам, Волгоградской городской думы – не явились, уведомлены;
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Департамента финансов администрации Волгограда и Администрации города Волгограда, город Волгоград,
по иску закрытого акционерного общества «Региональная энергетическая служба», город Волгоград, к Администрации Волгограда в лице Департамента финансов администрации Волгограда, город Волгоград, третьи лица: Администрация Волгограда, город Волгоград, Волгоградская Городская Дума, город Волгоград, Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, город Волгоград, открытое акционерное общество «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», город Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Региональная энергетическая служба» (далее –ЗАО «РЭС») обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с иском о взыскании с муниципального образования – города Волгограда в лице Департамента финансов администрации Волгограда за счет казны города Волгограда убытков за период с 1 января по 28 февраля 2006 г. в размере 78154790 рублей.
Исковые требования (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений и дополнений) заявлены в соответствии со статьями 16, п.2 ст.125, п.1 ст. 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 № 89, от 26.02.2004 № 109, от 30.07.2004 № 392, от 29.08.2005 № 541) и мотивированы несвоевременным утверждением и введением тарифов на оказываемые ЗАО «РЭС» населению г. Волгограда услуги по водоснабжению и водоотведению, централизованному отоплению и горячему водоснабжению в зависимости от степени благоустроенности жилых помещений, что привело к образованию убытков, составляющих экономически обоснованные расходы общества по оказанию услуг.
Решением суда первой инстанции от 17.07.2006 г. в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что истец не заявлял требования о признании незаконными действия органа местного самоуправления, выразившегося в несвоевременном утверждении и введении тарифов, обеспечивающих 100-процентное возмещение экономически обоснованных затрат истца по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. Доказательств, подтверждающих фактические расходы и затраты в результате оказания коммунальных услуг в январе-феврале 2006 г, истцом не представлено.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.09.2006 г. решение от 17.07.2006 г. арбитражного суда Волгоградской области отменено, иск удовлетворен. С муниципального образования - город Волгоград в лице департамента финансов администрации Волгограда за счет казны города Волгограда в пользу ЗАО «Региональная энергетическая служба» взыскано 78.154.790 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент финансов администрации Волгограда и Администрация города Волгограда, город Волгоград в кассационных жалобах просят постановление апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителей, истцом не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика, третьих лиц и возникшими убытками, также не доказано наличие вины ответчика и третьих лиц в возникновении у истца убытков и их размер.
В судебном заседании представители заявителей поддержали доводы, изложенные в жалобе и просят отменить постановление апелляционной инстанции и оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представители ЗАО «РЭС» просят оставить судебный акт суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, считая, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу Волжская городская дума и ОАО «ИВЦ ЖКХ И ТЭК Волгограда» поддерживают доводы, изложенные в кассационных жалобах.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 21.12.2006 г. до 14.00 час. 22.12.2006 г. в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность принятых судебных актов на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ЗАО «Региональная энергетическая служба» осуществляет деятельность по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению на территории города Волгограда, тарифы на которые подлежит обязательному государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Решением региональной энергетической службы по тарифам Волгоградской области от 28.12.2005 г. № 38/2 и № 38/3 от того же числа на основании экспертного заключения установлены и введены в действие с 1 января 2006 г. тарифы для ЗАО «РЭС» на тепловую энергию, по водоснабжению и водоотведению.
Органом регулирования цен и тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства Волгограда в соответствии с постановлением Волгоградского Городского Совета народных депутатов № 27/521 от 13.01.2006 года «О порядке регулирования цен и тарифов в сфере жилищно - коммунального хозяйства Волгограда» является администрация Волгограда. До принятия данного постановления администрация Волгограда осуществляла регулирование цен и тарифов по согласованию с Городским Советом.
Постановлением Администрации г. Волгограда № 93 от 27.01.2006 г. «Об установлении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения г. Волгограда» были установлены и введены в действие с 01.03.2006 года тарифы на оказываемые ЗАО «РЭС» населению г. Волгограда услуги по водоснабжению и водоотведению, централизованному отоплению и горячему водоснабжению в зависимости от степени благоустроенности жилых помещений.
Посчитав, что администрация Волгограда, вводя в действие тарифы для населения г. Волгограда на 2006 год с 01.03.2006 года, при установлении их размера не обеспечила компенсацию выпадающих доходов в связи с разницей в тарифах в период с 01.01.2006 г. по 01.03.2006 г., ЗАО « РЭС» обратилось с соответствующим иском в суд.
В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются, помимо достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ;
При этом регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89 утверждены Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 4 Основ ценообразования главными принципами установления цен и тарифов являются: а) баланс экономических интересов собственников жилья, организаций, осуществляющих содержание и ремонт жилья и/или оказывающих коммунальные услуги (далее - организации), и потребителей; б) доступность жилья и коммунальных услуг для потребителей и защита их прав; в) компенсация экономически обоснованных расходов организаций по оказанию услуг и получение прибыли для реализации производственных и инвестиционных программ; г) открытость информации о ценах и тарифах и о порядке их утверждения; д) раздельное ведение организациями учета доходов и расходов в отношении регулируемой и иной деятельности.
В пункте 5 Основ ценообразования предусмотрено, что методом установления цен и тарифов является метод экономической обоснованности расходов.
Установление цен и тарифов осуществляется с учетом заключения независимой экспертизы, которая проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления и органами государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга (пункты 17 и 18 Основ ценообразования).
Аналогичные положения закреплены в пункте 2.1.3 постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 13.01.2006 г. « 27/521 « О порядке регулирования цен и тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства Волгограда» .
В подпункте «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29..08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг» установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органам местного самоуправления при принятии решений об установлении цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, определяемых в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, необходимо одновременно устанавливать порядок возмещения разницы между платежами за жилье и коммунальные услуги, рассчитанными с использованием указанных цен и тарифов, и платежами, рассчитанными исходя из цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, установленных в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Из положений приведенных норм следует, что орган местного самоуправления устанавливает тарифы на жилищно-коммунальные услуги населению только с учетом заключения независимой экспертизы и с одновременным установлением порядка и источника возмещения разницы между утвержденными тарифами и тарифами, рассчитанными в соответствии с Основами ценообразования.
Материалы дела свидетельствуют о том, что администрация Волгограда, принимая решение об утверждении тарифов для населения Волгограда на 2006 г. с 1 марта 2006 г., порядок и источник возмещения разницы между утвержденными ею тарифами и тарифами, установленными для ЗАО «РЭС» с 1 января 2006 г., не определила.
Тогда как ЗАО «РЭС» в период с 1 января по 1 марта 2006 г. оказывало услуги населению г. Волгограда по тарифам 2005 г.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости взыскания убытков с казны субъекта Российской Федерации в лице уполномоченного органа Волгоградской области правомерен и соответствует требованиям ст. ст. 16, 1064, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом размер убытков определен судом второй инстанции верно на основании имеющих в силу ст. 75 АПК РФ доказательственную силу документов, выданных за подписью уполномоченного лица ОАО «ИВЦ ЖКХ И ТЭК Волгограда», выполняющим функции единого расчетно - кассового центра жилищно - коммунального хозяйства и топливно -энергетического комплекса Волгограда. Иной расчет в материалах дела отсутствует .
Доводы заявителя о том, что суд апелляционной инстанции не принял во внимание необходимость исключения из заявленной суммы убытков денежных сумм, компенсируемых в связи с предоставлением льгот по коммунальным платежам отдельным категориям населения г. Волгограда, отклоняются, поскольку они не исключены как из суммы, начисленной по тарифам 2006 года, так и - из суммы, начисленной по тарифам 2005 года, а потому не могут повлиять на разность между данными суммами, т.е. на размер заявленных истцом убытков.
Доказательств, опровергающих выводы суда, в материалах дела не имеется.
Доводы кассационной жалобы внимательно изучены судом кассационной инстанции, однако они подлежат отклонению, как несостоятельные, поскольку фактически направлены на переоценку обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в суде кассационной инстанции недопустимо.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, из кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Председательствующий Г.Ю. Газизова
Судьи М.З.Желаева
А.Ф.Фатхутдинова