АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-23/2015
г. Казань Дело № А65-1930/2015
28 сентября 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
заявителя – Хасанова Р.Ш., доверенность от 30.12.2014,
ответчика – Мишенькиной О.Б., доверенность от 31.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Производственное объединение «Завод имени Серго»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.04.2015 (судья Латыпов И.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу № А65-1930/2015
по заявлению открытого акционерного общества «Производственное объединение «Завод имени Серго» (ИНН 1648032420, ОГРН 1111673003276) к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Производственное объединение «Завод имени Серго» (далее – ОАО «ПОЗиС», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан (далее – Пенсионный фонд) от 30.12.2014 № 48 в части начисления недоимки по страховым взносам в сумме 164 153,24 руб., соответствующих сумм штрафа по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее ‑ Закона № 212-ФЗ) и пени.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.04.2015 оставлено без изменения.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании отклонила кассационную жалобу, просила оставить судебные акты без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества и Пенсионного фонда, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом по результатам выездной проверки ОАО «ПОЗиС» принято решение от 30.12.2014 № 48, которым общество привлечено по части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 33 412,42 руб., ему начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 135 786,45 руб., на обязательное медицинское страхование в общей сумме 31 275,66 руб. и пени в общей сумме 10 593,52 руб., а также предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с решением Пенсионного фонда, ОАО «ПОЗиС» обратилось в арбитражный суд.
Основанием для начисления спорных сумм страховых взносов, пени и штрафа послужил вывод Пенсионного фонда о неправомерном невключении ОАО «ПОЗиС» в базу для начисления страховых взносов выплаченной работникам компенсации родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о том, что компенсация родительской платы на содержание детей в детских дошкольных учреждениях не подпадает под определение компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат и поименованных в пункте 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, и подлежит включению в базу для исчисления страховых взносов.
Коллегия считает, что данный вывод судов необоснован и принят без учета позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12.
Судами при принятии судебных актов не учтено следующее.
ОАО «ПОЗиС» в силу подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ является плательщиком страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного закона (часть 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в том числе все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Право на компенсацию за содержание детей в дошкольных учреждениях предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ‑ Закон № 273-ФЗ) и постановлением Кабинета Министров РТ от 18.01.2007 № 9 «О компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования».
В части 5 статьи 65 Закона № 273-ФЗ закреплено, что в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.
Исходя из статьи 164 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ, Кодекс) под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Кодекса регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами, соответственно не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12.
В рассматриваемом случае, пунктом 7.3 коллективного договора ОАО «ПОЗиС» закреплено, что родителям, имеющим 3-х и более несовершеннолетних детей, и одиноким матерям выплачивается компенсация родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, в следующих размерах:
- 80 процентов размера внесенной родительской платы – на первого ребенка;
- 50 процентов размера родительской платы – на второго ребенка;
- 30 процентов размера родительской платы – на третьего ребенка и последующих детей в семье.
Компенсация родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях в соответствии с пунктом 7.3 коллективного договора предоставляется на основании письменного заявления и подтверждающих документов.
Данные выплаты является выплатами социального характера, основанными на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Редакционные изменения, внесенные Федеральным законом от 08.12.2010 № 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ с 01.01.2011, в части замены слов «по трудовым договорам» на слова «в рамках трудовых отношений» не изменяют характер и социальную направленность спорных выплат.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене, а требования общества ‑ подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу № А65-1930/2015 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление открытого акционерного общества «Производственное объединение «Завод имени Серго» удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 30.12.2014 № 48 в части доначисления недоимки по страховым взносам в сумме 164 153,24 руб., а также начисления соответствующих сумм пеней и штрафов по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан в пользу открытого акционерного общества «Производственное объединение «Завод имени Серго» 1500 (одну тысячу пятьсот) руб. государственной пошлины.
Поручить Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья О.В. Логинов
Судьи М.В. Егорова
Л.Р. Гатауллина