НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 22.08.2006 № А55-10042/05

Казань

15-22 августа 2006 года                                                         Дело № А 55-10042/05

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

Председательствующего Сафина Н.Н.,

судей: Калугиной М.П., Хабибуллина Л.Ф.,

с участием представителей сторон:

от истца – Баландина А.В. по доверенности № 785 от 16.06.2005 года,

от ответчика – Тимофеева Е.В. по доверенности № 235 от 10.01.2006 года,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу  Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара,

на решение от 10.03.2006 года (судья –А.А. Медведев) и постановление апелляционной инстанции от 19.05.2006 года (председательствующий Е.М. Рогалева, судьи – В.В. Кузнецов, В.Г. Калинкин) Арбитражного суда Самарской области по делу № А 55-10042/05,

по заявлению Администрации Нефтегорского района Самарской области к Управлению Федерального казначейства по Самарской области, к Министерству финансов Российской Федерации город Москва, третье лицо, -  Открытое акционерное общество  «Самаранефтегаз» город Самара о признании незаконным бездействия,

                                                  УСТАНОВИЛ:

Администрация Нефтегорского района Самарской области  обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Самарской области о признании незаконным бездействия  выразившегося в не перечислении денежных средств в размере 5 280 570 руб. в бюджет Нефтегорского района, а также обязании Управление федерального казначейства по Самарской области перечислить денежные средства в бюджет Нефтегорского района в сумме 5 280 570 руб. по основаниям, изложенным в заявлении, а также дополнениях к заявлению.

Решением суда первой инстанции от 10.03.2006 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 19 мая 2006 года  решение от 10.03.2006 года оставлено без изменения.

Управление Федерального казначейства по Самарской области, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального права.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального права Российской Федерации в заседании суда объявлялся перерыв до  10 часов 00 минут 22.08.2006 года.

Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

  В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» платежи по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, поступавшие за 2004 год, подлежали распределению по нормативам: 85,6 процента - в федеральный бюджет, 14,4 процента - в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации (бюджет Самарской области).

Законом Самарской области от 26,12.2003г. №119-ГД «Об областном бюджете на 2004 год» предусматривалось зачисление в 2004 году в бюджет Самарской области налога на добычу полезных ископаемых в размере 50 процентов доходов в консолидированный бюджет области, а 50 процентов доходов - в бюджет муниципальных образований. Соответственно: 7,2 процента отчислялись в областной бюджет и 7,2 процента - в бюджеты муниципальных образований.

Срок уплаты НДПИ установлен согласно ст.344 НК РФ не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, который в соответствии со ст.341 НК РФ составляет календарный месяц.

   Плательщиком данного налога в бюджет района в 2004 году являлось ОАО «Самаранефтегаз», г. Самара.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона №186-ФЗ от 23.12.2003г. «О федеральном бюджете на 2004г.» установлено, что в целях обеспечения полноты учета и распределения доходов, федеральные налоги и сборы, иные платежи, подлежат зачислению в полном объеме на счета органов федерального казначейства для осуществления этими органами распределения доходов от их уплаты в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и бюджетами закрытых административно-территориальных образований, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Поступившие платежи по налогу на добычу полезных ископаемых подлежали зачислению на единый счет Управления федерального казначейства по Самарской области и распределялись им между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» согласно вышеуказанным нормативам отчислений.

За январь-октябрь 2004 года отчисления от уплаты данного налога в размере 7,2 процента регулярно поступали в бюджет района через Управление Федерального казначейства по Самарской области путем перечисления денежных средств на бюджетный счёт Администрации.

Однако отчисления от уплаты НДПИ за ноябрь 2004 в сумме 5 280 570 рублей в бюджет района не поступили.

Согласно платёжному поручению № 374 от 22.12.2005 года и выписке из лицевого счета ОАО «Самараиефтегаз» в ОАО Банк «Менатеп СПб» (впоследствии переименован в филиал ОАО Национальный банк «ТРАСТ в г.Москва») платежный документ на оплату НДПИ за ноябрь 2004 г. на сумму 73 341 261 руб., предъявлен в банк 22 декабря 2005, однако в связи с отсутствием денежных средств на расчетных счетах ОАО «Самараиефтегаз» помещён в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" в соответствии с п.3.6 Положения Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации".

Согласно  выписке   из  лицевого  счета  ОАО   «Самараиефтегаз»  денежные   средства  на расчетный счет ОАО «Самараиефтегаз» поступили в первый рабочий день 2005 года - 11января 2005.

Как следует из платежного поручения № 374 от 22.12.04г 11 января 2005 года на счет Управления Федерального казначейства по Самарской области № 40101 от плательщика ОАО «Самаранефтегаз» по ОКАТО 36238000000 поступил платеж на сумму 73 341 261 руб. по коду бюджетной классификации 1050311 (налог на добычу полезных ископаемых) и администратору доходов федерального бюджета - МИ МНС РФ по КН по Самарской области.

При принятии решения о признании незаконным бездействия Управления федерального казначейства по Самарской области, выразившегося в неперечислении денежных средств в размере 5 280 570 руб. в бюджет Нефтегорского района, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующих оснований.

В соответствии со ст.29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N 418-0 статья 46 (части 1 и 2) Конституции РФ, гарантирующая право на судебную защиту и обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, исходит из обязанности государства обеспечить каждому право на доступ к правосудию. Раскрывая содержание названных конституционных прав, Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что в соответствии со статьями 55 (часть 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации они не могут рассматриваться судами как подлежащие ограничению и выступают как гарантия в отношении всех других конституционных прав и свобод; государство обязано обеспечить полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной (Постановления от 3 мая 1995 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 220.1 и 220.2 УПК РСФСР и от 25 декабря 2001 года по делу о проверке конституционности части второй статьи 208 ГПК РСФСР); вытекающее из статьи 46 Конституции Российской Федерации право на обжалование в суд любого правового акта обеспечивается - по жалобам граждан на нарушение их прав и свобод нормативными и ненормативными актами федеральных органов государственной власти, кроме актов, проверка которых отнесена законодателем к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, - проверкой, осуществляемой на основании гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства, а также статьи 3 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (Определение от 19 марта 1997 года по жалобе гражданки А.В. ФИО1).

В соответствии с п.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п.1 ст.27 АПК РФ в понятие «организации» входят Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы.

Заявитель обоснованно полагает, что не перечислением ему в сумме 5 280 570 руб., что составляет 7,2% от НДПИ за ноябрь 2004 в размере 73 341 261 руб., нарушены не только его права в бюджетных отношениях, но и существенно нарушены имущественные интересы.

В соответствии со ст. 5 Бюджетного кодекса РФ акты бюджетного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

В соответствии с приложением № 2 «Нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 2004 год» к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, взимаемый на остальных территориях, КБК 1050311)должен распределяться в соотношении: 85,6 процента - в федеральный бюджет, 14,4 процента - в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Именно на основании данного норматива утверждался бюджет района, а также были определены направления расходования получаемых доходов.

Бюджетные отношения по формированию доходов бюджета района 2004 года за счёт налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья начались утверждением соответствующего бюджета, осуществлялись в течение 2004 года, когда ОАО «Самаранефтегаз» уплачивал НДПИ, а отчисления от него поступали в местный бюджет, и продолжали существовать на дату вступления в действие Федерального закона от 20.08.04г. №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений».

Таким образом, бюджетные отношения по формированию доходов бюджета района за счёт налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья возникли до введения в действие Федерального закона от 20.08.04г. №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений». Следовательно, указанный акт бюджетного законодательства Российской Федерации не применяется к данным бюджетным отношениям.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь  статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

                                                 ПОСТАНОВИЛ:

    Решение от 10.03.2006 года и постановление апелляционной инстанции от 19.05.2006 года  Арбитражного суда Самарской области  по делу № А А55-10042/05 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                    Н.Н. САФИН

Судьи                                                                                      Л.Ф. ХАБИБУЛЛИН

                                                                                                 ФИО2