НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Поволжского округа от 22.02.2007 № А65-19248/06

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д.2, тел. (843) 543-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань                                                                             Дело №А65-19248/06-са3-36

«22» февраля  2007 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

в составе:

председательствующего Кормакова Г.А.,

судей Карповой В.А.; Александрова В.В.,

с участием представителей сторон:

от заявителя: Рябова А.В. по доверенности от 21.02.2007,

от налогового органа: Фассахутдинов Л.И. по доверенности №922-24 от 12.01.2007, удостоверение УР№107250 от 20.04.2005,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобуиндивидуального предпринимателя Юртова А.П., город Нижнекамск,

на решение от 10.10.2006 (судья Кириллов А.Е.) Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-19248/06-са3-36

по заявлению индивидуального предпринимателя Юртова А.П., город Нижнекамск, к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Республике Татарстан, город Нижнекамск, о признании недействительным постановления от 21.08.2006 №2/15-580 по делу об административном правонарушении

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель Юртов А.П. (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с жалобой на Постановление №2/15-580 от 21.08.2006г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по РТ, по делу об административном правонарушении, о привлечении его к административной ответственности в соответствии со ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 4 000 рублей.

Решением суда от 10.10.2006 в удовлетворении требований отказано. Суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В Федеральный арбитражный суд Поволжского округа обратился предприниматель с кассационной жалобой, в которой просит решение от 10.10.2006 отменить, ссылаясь на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ведение журнала кассира-операциониста не имеет отношения к процессу оприходования денежных средств в кассу.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция по её мнению в ходе проверки выявила факт неполного оприходования в кассу выручки, полученной с применением ККТ за 13.08.2006г. в сумме 4710 руб. и за 14.08.2006г. в сумме 4950 руб.

Постановлением №2/15-580 от 21.08.2006г. предприниматель привлечен к административной ответственности по ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 4000 рублей

Полагая, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предприниматель обжаловал данное постановление в арбитражный суд.

При рассмотрении дела суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о нарушении предпринимателем порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, выразившемся в отсутствии в журнале кассира-операциониста записей об оприходовании выручки за 13.08.2006г в сумме 4710 руб. и за 14.08.2006г. в сумме 4950 руб.

Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок) утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.93 N 40. В соответствии с пунктом 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

По смыслу пункта 1 указанного Порядка под предприятиями - понимаются предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.

В письме Центрального банка Российской Федерации от 04.10.93 N 18 указано, что данный порядок должны соблюдать предприятия, учреждения и организации.

Исходя из вышеназванных норм следует, что обязанность иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме устанавливается для юридических лиц, включая их должностных лиц.

Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18.08.98 N 88 утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств. Согласно данному Постановлению указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.

Вывод суда о том, что заполнение журнала кассира-операциониста относится к оприходованию денежных средств, со ссылкой на п.19 письма Центрального банка от 16.03.95 №14-4/95 «О разъяснениях по отдельным вопросам Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и условиях работы с денежной наличностью» основан на неверном толковании нормативного акта.

Журнал кассира-операциониста и справка-отчет кассира-операциониста согласно Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций  применяются для учета денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", письмом МНС РФ от 27.08.99 N ВГ-6-16/685 "Об унифицированных формах первичной учетной документации" журнал кассира-операциониста (КМ-4) и справка-отчет кассира-операциониста (КМ-6) входят в состав первичной учетной документации по учету денежных расчетов.

Правовое регулирование деятельности индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона "О бухгалтерском учете", согласно которому граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, освобождены от ведения бухгалтерского учета и ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах несвоевременное внесение предпринимателем записей в журнал кассира-операциониста о поступивших за день денежных средствах не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, вывод первой инстанции о несоблюдении предпринимателем порядка ведения расчетных и кассовых операций является необоснованным.

Изложенное свидетельствует о том, что постановление налоговой инспекции о привлечении предпринимателя к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несвоевременное внесение предпринимателем записей в журнал кассира-операциониста о поступивших за день денежных средствах является незаконным в связи с отсутствием в действиях предпринимателя состава вмененного административного правонарушения.

Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требование предпринимателя - удовлетворению.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.10.2006 Арбитражного суда  Республики Татарстан по делу N А65-19248/06-са3-36 отменить. Признать незаконным и отменить постановление №2/15-580 от 21.08.2006г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Республике Татарстан.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                              Г.А. Кормаков

Судьи                                                                                              В.А. Карпова

                                                                                                          В.В. Александров