АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-10290/2013
г. Казань Дело № А72-10919/2011
27 января 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гильмановой Э.Г., Вильданова Р.А.,
при участии представителя:
открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Ленинского района» – ФИО1 (доверенность от 05.02.2014 б/н),
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.07.2014 (судья Малкина О.К.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу № А72-10919/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Ленинского района», г. Ульяновск, общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилстройсервис», г. Ульяновск, открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Железнодорожного района», г. Ульяновск, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, о взыскании 7 188 917 руб. 98 коп., с участием третьих лиц: Министерства труда и социального развития Ульяновской области, г. Ульяновск, Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску, г. Ульяновск, общества с ограниченной ответственностью «Региональный информационный центр», г. Ульяновск, Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, г. Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Ленинского района» (далее – истец, ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – ответчик, Минфин РФ), к Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области о взыскании 50 000 руб. убытков (по 25 000 руб. с каждого ответчика), возникших в связи с предоставлением в 2008-2009 годах льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, имеющим право на использование соответствующих льгот и мер государственной социальной поддержки.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.04.2012 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) удовлетворено ходатайство истца об уточнении и увеличении исковых требований о взыскании с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» убытков в размере 10 431 034 руб. 20 коп., а так же взыскании с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет казны Ульяновской области убытков в размере 10 620 081 руб. 15 коп.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.05.2012 в порядке пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ принят отказ ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» от исковых требований в отношении Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области о взыскании убытков в размере 10 620 081 руб. 15 коп.
Производство по делу в отношении Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области о взыскании убытков в размере 10 620 081 руб. 15 коп. прекращено.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.04.2013 в порядке статьи 49 АПК РФ удовлетворено ходатайство истца об уменьшении исковых требований до 7 188 917 руб. 98 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.07.2013 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 решение суда от 10.07.2013 оставлено без изменений.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.11.2013 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Определениями суда по делам № А72-10919/2011, № А72?10917/2011, № А72-10918/2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Министерство труда и социального развития Ульяновской области, Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску, общество с ограниченной ответственностью «Региональный информационный центр» (далее – ООО «Региональный информационный центр»).
Определениями Арбитражного суда Ульяновской области от 04.05.2012 в рамках дел № А72-10917/2011, № А72-10918/2011, от 10.05.2012 в рамках дела № А72-10919/2011 производство по делу в отношении Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области прекращено, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.02.2014 объединены дела № А72-10919/2011 в одно производство с делами № А72-10917/2011, № А72-10918/2011 для совместного рассмотрения с присвоением номера № А72-10919/2011.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.05.2014 удовлетворенно ходатайство ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» и открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» (далее – ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» о замене стороны с ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» на открытое акционерное общество «Городская управляющая компания Ленинского района» (далее – ОАО «ГУК Ленинского района»); с ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» на открытое акционерное общество «Городская управляющая компания Железнодорожного района» (далее – ГУК Железнодорожного района).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.06.2014 в порядке статьи 49 АПК РФ удовлетворено ходатайство истца об уточнении и увеличении исковых требований, в котором он просил:
1. Взыскать с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО «ГУК Железнодорожного района» убытки в размере 4 039 038 руб. 33 коп., а также судебные расходы на оплату государственной пошлины и проведение экспертизы.
2. Взыскать с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО «ГУК Ленинского района» убытки в размере 4 307 424 руб. 73 коп., а также судебные расходы на оплату государственной пошлины и проведение экспертизы.
3. Взыскать с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилстройсервис» (далее – ООО «УК Жилстройсервис») убытки в размере 6 687 119 руб. 67 коп., а также судебные расходы на оплату государственной пошлины и проведение экспертизы.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.07.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Минфин РФ обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить как противоречащие нормам процессуального и материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как установлено судом, ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» являлось в спорный период управляющей компанией жилого фонда, расположенного в Ленинском районе г. Ульяновска и предоставляло жилищно-коммунальные услуги потребителям в Ленинском районе г. Ульяновска, в том числе, гражданам, имеющим право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района» являлось в спорный период управляющей компанией жилого фонда, расположенного в Железнодорожном районе г. Ульяновска и предоставляло жилищно-коммунальные услуги потребителям в Железнодорожном районе г. Ульяновска, в том числе, гражданам, имеющим право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
ООО «Жилстройсервис» являлось в спорный период управляющей компанией жилого фонда, расположенного в Заволжском районе г. Ульяновска и предоставляло жилищно-коммунальные услуги потребителям в Заволжском районе г. Ульяновска, в том числе, гражданам, имеющим право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Согласно пункту 6.2 Устава ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района», основными видами деятельности общества, в том числе, являются: управление недвижимым имуществом, оказание жилищно-коммунальных и бытовых услуг; благоустройство и озеленение придомовой территории, чистка и уборка территории, производственных и жилых помещений.
Согласно пункту 3.2 Устава ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района», основными видами деятельности общества, в том числе, являются: управление недвижимым имуществом, оказание жилищно-коммунальных и бытовых услуг; благоустройство и озеленение придомовой территории, чистка и уборка территории, производственных и жилых помещений.
Согласно статье 3 Устава ООО «УК Жилстройсервис» предметом деятельности общества является насыщение потребительского рынка товарами и услугами с целью получения прибыли.
Истцы оформили с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение коммунальных ресурсов и осуществляли в 2008 - 2009 годах предоставление жилищно-коммунальных услуг потребителям (гражданам) в Ленинском, Железнодорожном и Заволжском районах г. Ульяновска, в том числе, гражданам, имеющим право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 15.01.1993 № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом от 09.01.1997 № 5- ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.1992 № 958, Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».
Между ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» (Принципал) и ООО «Региональный информационный центр» (Агент) 28.05.2007 оформлен договор № 443, согласно которому Агент обязался по поручению Принципала совершать следующие действия: осуществлять начисления физическим лицам, проживающим в жилых домах, находящихся в управлении Принципала (Приложение №1), за содержание и ремонт жилья, отопление жилых домов, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение и по иным услугам в соответствии с размерами оплаты, утвержденными органами местного самоуправления или предоставленными Принципалом, с учетом льгот, и прием платы от населения за вышеперечисленные услуги с учетом пени, с последующим перечислением этих денежных средств Принципалу или по его поручению Поставщикам услуг.
Между ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожном района» (Принципал) и ООО «Региональный информационный центр» (Агент) 01.07.2008 оформлен договор № 683, согласно которому Агент обязался по поручению Принципала совершать следующие действия: осуществлять начисления физическим лицам, проживающим в жилых домах, находящихся в управлении Принципала (Приложение №1), за содержание и ремонт жилья, отопление жилых домов, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение и по иным услугам в соответствии с размерами оплаты, утвержденными органами местного самоуправления или предоставленными Принципалом, с учетом льгот, и прием платы от населения за вышеперечисленные услуги с учетом пени, с последующим перечислением этих денежных средств Принципалу или по его поручению Поставщикам услуг.
Между ООО «Жилстройсервис» (Принципал) и ООО «Региональный информационный центр» (Агент) 24.02.2009 оформлен договор № 752, согласно которому Агент обязался по поручению Принципала совершать следующие действия: осуществлять начисления физическим лицам, проживающим в жилых домах, находящихся в управлении Принципала (Приложение №1), за содержание и ремонт жилья, отопление жилых домов, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение и по иным услугам в соответствии с размерами оплаты, утвержденными органами местного самоуправления или предоставленными Принципалом, с учетом льгот, и прием платы от населения за вышеперечисленные услуги с учетом пени, с последующим перечислением этих денежных средств Принципалу или по его поручению Поставщикам услуг.
В соответствии с пунктами 2.1.1., 2.1.2., 2.1.4., 2.1.5., 2.16. указанных договоров, Агент обязался производить на основании первичных документов начисление и прием денежных средств от граждан, проживающих в жилых домах, находящихся в управлении Принципала, за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, по действующим размерам оплаты; производить отдельным категориям граждан, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, начисления с учетом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг; производить гражданам перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги на основании актов, оформленных Принципалом и организацией - поставщиком услуг; производить перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги при изменении размеров оплаты и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; предоставлять Принципалу отчеты по всем направлениям работы, связанной с выполнением поручения, до 12 числа месяца, следующего за отчетным, в разрезе услуг и поставщиков.
В силу пунктов 2.2.1., 2.2.2. данных договоров Принципал обязался обеспечить Агента информацией, документами, необходимыми для выполнения поручения; сведениями о проведении перерасчетов путем составления соответствующих актов, не позднее 5-го числа следующего за отчетным месяцем.
Согласно пункту 3.2.1. договора Принципал имеет право контролировать выполнение Агентом соответствующего поручения.
В соответствии с пунктом 4.4. агентских договоров до 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Агент обязан предоставить Принципалу два экземпляра акта выполненных работ, счет-фактуру по договору. Принципал обязан в 3-дневный срок после получения актов надлежащим образом оформить акт (подписать и скрепить печатью) и вернуть Агенту один экземпляр. При наличии разногласий Принципал обязан в течение трех дней в письменном виде известить о них Агента. Разногласия, по которым стороны не достигнут договоренности, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.4. договоров).
Факт оказания ООО «Региональный информационный центр» в 2008-2009 годах истцам агентских услуг, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Материалами дела подтверждается оказание услуг истцами потребителям, в том числе категории граждан, для которой в соответствии с законодательством были установлены льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Истцы считая, что им не была возмещена ответчиком стоимость жилищно-коммунальных услуг, предоставленных гражданам, имевшим право на льготы и меры государственной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 15.01.1993 № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.1992 № 958, Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» в размере: 4 039 038 руб. 33 коп. (ОАО «ГУК Железнодорожного района») (согласно заключению эксперта № 003/050-2012); 4 307 424 руб. 73 коп. (ОАО «ГУК Ленинского района») (согласно заключению эксперта № 004/050-2012); 6 697 119 руб. 67 коп. (ООО «УК Жилстройсервис») (согласно заключению эксперта № 002/050-2012).
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу правовой конструкции положений действующего законодательства для наступления ответственности в виде взыскания убытков необходимо доказать наличие состава правонарушения, совокупно включающего в себя противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, наступление вреда, причинно-следственную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом. Кроме того, лицо, предъявляющее требование о возмещении убытков, должно доказать наличие убытков в заявленном размере.
Как следует из предъявленных в рамках настоящего дела требований, свои доводы Управляющая компания основывает на наличии у Российской Федерации обязанности компенсировать все затраты Управляющей компании, возникшие в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 861 утверждены Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правила зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008 - 2010 бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2007 № 4 был утвержден Порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в Ульяновской области, который определял механизм возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов (льготные категории граждан).
В силу пункта 2.4 Порядка, возмещение расходов осуществлялось на основании отдельных договоров, заключенных между территориальным органом Департамента социальной защиты населения Ульяновской области и организациями, оказывающими услуги и выполняющими работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе, управляющими организациями.
Из материалов дела следует, что между Управлением Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Ленинскому району г. Ульяновска, Управлением Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Железнодорожному району г. Ульяновска (Управление), Ульяновским филиалом ООО «Региональный информационный центр» (Филиал) и истцами (Компания) оформлены договоры, предметом которых (пункт 1.1. договора) является перечисление Управлением денежных средств Компании за оказываемые Компанией жилищные и коммунальные услуги на возмещение расходов, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, вошедшим в федеральный и региональный регистр, имеющим право на получение мер государственной социальной поддержки и проживающим в жилых домах, находящихся в управлении Компании.
Между Информационно-выплатным управлением Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по г. Ульяновску (Управление), Ульяновским филиалом ООО «Региональный информационный центр» (Филиал) и истцами (Компания) оформлены договоры, предметом которых является перечисление Управлением денежных средств Компании за оказываемые Компанией жилищные и коммунальные услуги на возмещение расходов, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, вошедшим в федеральный и региональный регистр, имеющим право на получение мер государственной социальной поддержки и проживающим в жилых домах, находящихся в управлении Компании.
В соответствии с указанными договорами Управление обязалось предоставлять Филиалу базу данных граждан, пользующихся льготами, с указанием категории льгот; еженедельно предоставлять Филиалу в электронном виде все изменения, которые были внесены в базу данных льготников; принять списки льготников от Филиала, в течение 5 календарных дней произвести сверку по базе данных, предоставленной ранее, вернуть списки не совпавших льготников с обоснованием причины несовпадения; по мере поступления на лицевой счет Управления целевых денежных средств для реализации пункта 1.1. договоров перечислять по безналичному расчету на расчетный счет Компании для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер государственной социальной поддержки льготной категории граждан.
В материалы дела истцом представлены следующие документы: договоры ресурсоснабжения, в рамках которых осуществлялось приобретение ресурса для оказания льготникам ЖКУ; расходы, которые были понесены истцом на приобретение ресурса, в том числе для льготных категорий граждан, а именно все платежные поручения об оплате; договоры управления многоквартирными домами, где проживают льготники; списки льготников, заверенные в том числе, Управлением социальной защиты Ульяновской области; договоры на возмещение расходов от предоставления коммунальных услуг льготным категориям граждан; расчет фактической суммы недофинансирования истцом.
Согласно экспертному заключению № 003/050-2012, установлено о недофинансировании ОАО «ГУК Железнодорожного района» со стороны Российской Федерации от предоставления услуг льготным категориям граждан (без учета льгот за газ), что составило 4 039 038 руб. 33 коп.
Из экспертного заключения № 004/050-2012 следует, что имеет место недофинансирование ОАО «ГУК Ленинского района» со стороны Российской Федерации от предоставления услуг льготным категориям граждан (без учета льгот за газ), что составило 4 307 424 руб. 73 коп.
В экспертном заключении № 002/050-2012 прямо указано о недофинансирование ООО «УК Жилстройсервис» со стороны Российской Федерации от предоставления услуг льготным категориям граждан, что составило 6 697 119 руб. 67 коп.
Экспертным заключением определена стоимость коммунальной услуги для доведения ее до льготной категории граждан, исходя из суммы расходов, подлежащих компенсации за счет бюджета. При этом расчет расходов на льготников осуществлен из минимально возможной величины - установленных нормативов потребления. Расход менее норматива на покупку ресурса для льготника невозможен
Экспертные заключения сторонами не оспаривались.
Судами правильно указано, что эксперт правильно рассчитывал сумму льгот, исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, без учета индивидуальных приборов учета, так как отсутствовали придомовые приборы учета и имелись договоры с ресурсоснабжающими организациями по оплате по установленным нормативам.
Таким образом, исследуя имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности в порядке, установленном статьей 71 АПК РФ, в том числе и результаты экспертного исследования, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о доказанности убытков, их наличии, причинной связи между действиями Российской Федерации и возникновением убытков.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что судами обеих инстанций правомерно удовлетворены заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы, повторяют аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Кроме того, доводов, влияющих на законность обжалуемых судебных актов и являющихся основанием в соответствии со статьей 288 АПК РФ для их отмены либо изменения, из кассационной жалобы не усматривается.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, не нарушены нормы процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.07.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу № А72-10919/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья И.А. Хакимов
Судьи Э.Г. Гильманова
Р.А. Вильданов